ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
СЛАВА РОССИИ ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

День в истории

 

Благочестивый Государь

 

12 / 25 марта исполняется 210 лет со дня
мученической кончины Императора Павла I

 


 

Издревле, почти со времени кончины Благочестивейшего Государя Императора Павла I Петровича (12 марта 1801 г.), многие люди разных сословий, положений, званий и состояний приходили в Петропавловский собор (Усыпальницу Русских Государей и всей Царской Фамилии) и просили священников служить панихиды при гробнице Императора Павла I, повествуя иногда при этом о случаях заступления и помощи после молитвы по Императоре Павле I в разных тяжелых жизненных обстоятельствах, особенно в делах тяжебных и судебных, при явно наносимых обидах со стороны сильных слабым.

Иногда приходили письма из разных местностей России с просьбой отслужить панихиду при гробнице Императора Павла I, присылают их и ныне. В последние годы паломничество к этой гробнице увеличилось, и не проходит почти ни одной недели (в 1911, 1912 и 1913 гг. – Примеч. В.В.), в которую бы никто не обращался с просьбою о служении панихиды по Императоре Павле I. А с декабря 1913 года стали особенно много ставить свечей на гробницу Его. Панихиды почти ежедневны, а иногда – по нескольку. Все это побудило причт собора по возможности опрашивать молящихся при гробнице Императора Павла I о следующем:

l) давно ли они молятся,

2) по каким побуждениям,

3) видят ли благие последствия своих молитв,

– и все эти сведения записывать.

Что же заставляет множество лиц ставить свечи на гробницу Императора Павла I и молиться у нее? Что влечет их к его гробнице?

Не может укрыться светильник, стоящий на верху горы. И слава о заступнике за людей в их скорбях и напастях разнеслась далеко по России.

Мало еще собрано материала за то короткое время, с которого причт Петропавловского собора – по благому почину о. Александра Александровича Дернова, тогда настоятеля сего собора, ныне протопресвитера придворного духовенства – начал собирать и записывать то, что поведывают им богомольцы у гроба Императора Павла I. Но и то, что записано, поражает верующего человека. На страницах этой тетради проходит длинная вереница имен людей, то мятущихся душою и взывающих к Императору, то умиротворенных и приносящих молитву благодарения.

…Тогда-то отслужена панихида по просьбе в письме из Кубанской области; такая же просьба из Донской области, из Пензы. Богомолец, приехавший из Туркестана, свидетельствует, что у них там чтят Павла I и знают, что молитва у его гробницы приносит помощь; петербургский мастеровой также свидетельствует, что он из Новгорода вывез веру, что Император помогает в душевной скорби; вот торговка из Холмогорского уезда Архангельской губернии: 15 лет тому назад она по совету близких приезжала помолиться у гробницы Павла I; вот рассказ жителя Тобольска, вот – крестьянки Рязанской губернии. Все они пришли к могиле любвеобильного Царя, слава которого светится во всех концах России. И житель Пскова передает о чудной молве жителю Москвы. Если небеса поведывают славу Божию, то тем более поражает душу человеческую и к Богу приводит та власть, которою Господь наделил Своего Помазанника по его смерти.

Известный лектор В. П. Б. поведал причту собора о том, как переменилось сердце жестокого человека за 2–3 часа времени. Тот самый человек, который только что глумился над вдовою, пришедшею к нему получить деньги, данные ему в долг покойным ее мужем без расписки, «на слово», через 3 часа умоляет ее приехать к нему за получением 10 000 руб. сполна. А ведь вдова только и сделала, что по совету своей старой служанки поехала поплакать у гробницы Павла I. Да и что другое оставалось ей, в самом деле?

Вот игуменья Б. монастыря С. губернии свидетельствует причту собора, что лет 27–28 тому назад Император Павел с двумя придворными явился ей во сне и обещал помочь в нуждах ее убогой обители, и что действительно через 2 дня сделано было в монастырь пожертвование в 25 000 руб.

Вот две содержательницы учебного заведения для девочек, получившие совершенно неожиданно «поддержку их бюджета» на другой день, как они, тоже по совету, отслужили панихиду у гробницы; вот и жена капитана I ранга, уже испытавшая помощь в своих делах после крепкой молитвы у гробницы, и теперь постоянно прибегающая к ней в трудных случаях своей жизни.

Много есть таких записей о случаях помощи, поданной Императором Павлом; много их передается из уст в уста. Но и того, что выше пересказано, думается, достаточно, чтобы поколебать сердце неверующего и возрадовать сердце доброго христианина.

 

+ + +

 

Взамен брильянтовой короны
Тебе дал Бог венец безценный;
Но и в Раю земные стоны
к тебе доходят неизменно.

 

Приемля здесь от нас моленья,
Ты, житель горнего Сиона,
несешь их в Светлые селенья
и повергаешь там у Трона.

 

Ты, до блаженства с херувимами,
Был на земле земнорожденным –
Умилосердись над гонимыми,
Спеши помочь изнеможденным.

 

Мы – люди слабые, и падает
В нас вера с каждым испытанием –
Зато всегда нас в жизни радует
На Промысл Божий упование.

 

Мы познаем в твоем примере
Путь к достижению блаженства –
Так помоги же нашей вере,
Разжги ее до совершенства.

 

Грех малодушных колебаний
В нас пресеки при самом корне.
Победу нам на поле брани,
О, испроси в Сионе горнем.

 

Владимир ВИШНЯКОВ

«Венок на гробницу
Императора Павла I»

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

.

ВЕНЮКОВСКИЙ – поселок Гленовской станицы.

ВЕРВЬ, ВЕРВЕЛЬ – веревка, шнур.

ВЕРХИ – верхом на лошади.

ВЕРХНЕ-ДОНСКОЙ ОКРУГ – административный район на территории Всевеликого Войска Донского; образован осенью 1918 года с центром в ст. Вешенской из юртов станиц Боковской, Букановской, Еланской, Казанской, Каргинской, Краснокутской, Мешковской, Мигулинской, Слащевской и Федосеевской. Вошел в историю Дона и в литературу (Шолохов, «Тихий Дон»), благодаря упорным и героическим восстаниям против соввласти в 1918 и 1919 годах.

ВЕРХОВОЙ ВЕТЕР, ВЕРХОВКА – суховей, норд-ост, выгоняет воду из Азовского моря.

ВЕРХОВЫЕ КАЗАКИ – казаки, вернувшиеся на Дон с севера, в отличие от низовых, пришедших с Донца и Северщины (севрюков, азовских, белгородских, сары-азманов). Первоначально верховыми казаками назывались те, которые проживали в самых верховьях реки Дона, в примыкающих к нему областях. На свое Старое Поле они возвращались разновременно одиночками, и семьями, и целыми служилыми станицами со второй половины ХVI до начала ХVIII века. Расселившись на берегах Среднего Дона, они сохранили свое первоначальное прозвище верховых. Судя по русским актам, граница, разделяющая верховых с низовыми, проходила на уровне станицы Цимлянской, где основная казачья речь донских черкасов к северу переходит в диалект близкий к русскому орлово-курскому.

 

 

ВЕТХИЙ ГОДАМИ – очень старый, преклонного возраста.

ВЕТЮТЕНЬ – дикий голубь.

ВЗГАЛЧИТЬСЯ – протестовать, поднять шум по пустякам.

ВЗГАЛЬНЫЙ – несолидный, взбалмошный.

ВИЕ – раздвоенное дышло арбы при воловьей упряжке.


 

Продолжение см. в след. номере.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник