В ЭТОТ ДЕНЬ... | ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ | СТРАНИЦА 11 |
4 / 17 июля 1918 года – день убиения святых Царственных Мучеников: Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии и их верных слуг
«Ипатьевский дом после расстрела Царской Семьи» Худ. П. РЫЖЕНКО |
Пока мы не покаемся... |
Последняя запись в последний день земной жизни Царственных Мучеников в записной книжке Царицы: «3 / 16 июля, вторник. Серое утро, позднее чудесное солнце. У дорогого Бэби легкая простуда. Все выходили утром на 1/2 часа. Мы с Ольгой разбирали наши лекарства. Татьяна читала духовную литературу. Все ушли. Татьяна осталась со мной и читала святого Пророка Амоса и Пророка Авдия. Плетение кружев. Каждое утро к нам в комнаты приходит комендант. Наконец, после недельного перерыва, Бэби снова принесли яйца. 8 часов Ужин. Внезапно вызвали Леонида Седнева (мальчика-поваренка. – Примеч. ред.) пойти повидаться с дядей, и он убежал – интересно, правда ли это и увидим ли мы снова мальчика! Играли с Ники в безик. 10.30 Постель. 15 градусов».
В тот день они читали и вот эти пророческие строки: Не пощажу его, ибо он пережег кости Царя Едомского в известь... (Ам. 2, 1).
Великая Княжна Татиана Николаевна особо отметила в одной из книг в предсмертные дни: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть как на праздник... становясь перед неизбежною смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту... Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».
В ту ночь в подвале Ипатьевского дома во время чтения т. н. «приговора» Царственный Отрок сидел. Единственный из одиннадцати приготовленных на заклание. Не ведающий над собою земного начальства, Он сидел, как имеющий власть милостью Божией. Изуверы из племени богоубийц долго не могли убить Царевича, израсходовав «целую обойму патронов»...
Последними словами Царя-Мученика, по свидетельству одного из его убийц, были слова Господа: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят».
Все свершилось около 1 часа 15 минут в ночь на среду.
Еще стреляли убийцы,
Столпившиеся у дверей,
Когда вышла из тела душа Царицы
И увидела, как добивают ее дочерей,
Как душа Государя Наследника
душу
В безплотные руки приняла,
И все, лежащие в комнате душной,
Окровавленные тела...
Но это было одно лишь мгновенье.
Вот все стихло. И в следующий миг
Небо раскрылось, и ангелы с пением
В свои объятия приняли их...
(Виктор АФАНАСЬЕВ)
«То, что произошло в эти темные годы, – писала впоследствии А.А. Вырубова, близкая подруга Императрицы, – было просто наказанием Божиим за грехи всего народа. Когда Его карающая рука так очевидно вознеслась над всем народом, как осмеливается кто-то относить эти бедствия только на счет большевиков? Мы, русские, взираем на ужасное состояние нашей некогда Великой страны, видим миллионы умирающих от голода на Волге и Украине, читаем пугающий список убитых, ввергнутых в тюрьму, в ссылку и слабовольно кричим, что Царь был виноват, Распутин был виноват, тот мужчина или та женщина были виноваты, но не признаемся никогда, что мы все были виноваты в измене Богу, своему Государю, своей Родине. И покуда мы не перестанем обвинять других и не покаемся в своих грехах, до тех пор не озарит рассвет милосердия Божия эту истощенную и безплодную пустыню, которая когда-то была могущественной Россией...»
Царский сборник
Так вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? – говорит русскому народу учение Христа.
И все духовное существо его, не столько через сознание, сколько через сердце, веру, прониклось этой заповедью Господа. Житейские искушения велики; от них не свободны были и Апостолы. Но в пределе народной житейской идеологии лежит именно «слава от Бога…». С этой же идеологией он подходит и к разрешению вопроса о своем государственном строительстве на земле: «а хотят выбирать на Московское государство Царя и Великого Князя, кого всесильный Вседержитель Бог изволит и Пречистая Богородица» ; «а обирали на Владимирское и на Московское Государство и на все великие государства Российского Царствия Государя из Московских родов, кого Бог даст» ; «а мы, с Божиею помощью, такому великому и неизреченному Божию милосердию всего Государства Московского всякие люди, от мала и до велика, и из городов выборные и не выборные люди, все обрадовалися сердечною радостию, что во всех человецех прошение от Бога и едина мысль в сердца вместилася, что по изволению Божию быть на Владимирском и на Московском Государстве и на всех государствах Российского Царствия Государем Царем и Великим Князем всея Руси, Великого Государя Царя и Великого Князя блаженныя памяти Феодора Ивановича всея Руси племяннику, Михаилу Феодоровичу, ни по чьему заводу и крамоле; Бог его Государя на такой великой Царский престол изобрал, мимо всех людей, по своей неизреченной милости, и всем людем о его Царском обирании Бог в сердца вложил едину мысль и утверждение» <…>.
Таковы памятники идеологии людей «всея земли», оставленные в документах истории России от начала XVII века. Эта идеология для западноевропейского ума кажется мистическою, не земною, труднопонятною, но она чисто русская, религиозно-бытовая. Каковой она была в XVII веке, таковой она осталась и ныне, неизменной, глубоко-духовной и глубоко-религиозной. <…>
Для христианского русского народа его земная религия о власти, его идеология власти покоилась не на страхе и боязни, а на высокой, доведенной до полного совершенства и безконечной чистоты заповеди о любви. В духовном, предельном идеале русского самодержавия заключена такая же цельная идея о троеличии в одном лице, какая положена была Христом в Его учении о Едином Боге в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый – три Лица, нераздельно связанные, единосущие в Лице Единого Всемогущего Бога. Церковь, Царь и земля – три нераздельных лица в духовной идее русского народа о самодержавной власти Верховного Правителя на земле. Внутреннее духовное сознание народа проникнуто их нераздельностью не по форме, не в телесном понятии, как не может быть принимаемо и телесное троеличие Божества, а с точки зрения тех совершенных нравственных принципов и государственных положений, к которым в идеале стремится и которых жаждет внутренняя духовная природа русского народа, способная до конца восприять великое учение Иисуса Христа о любви.
М.К. ДИТЕРИХС
«Убийство Царской Семьи»
2 / 15 июля:
|