ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

О началах христианского воспитания

 

Будите убо совершени,
якоже Отец ваш Небесный
совершен есть

(Мф. 5, 48).

 

Благочестивейший Государь наш в последнее пребывание свое в Москве призывал всех нас к содействию, «чтоб остановить заблуждающуюся молодежь на том пагубном пути, на который люди неблагонадежные стараются ее завлечь».

Этот милостивый призыв есть знаменательная историческая черта нашего времени. История отдаст справедливость великим преобразованиям, совершенным Александром II в нашем Отечестве, но она также отметит и то, что великий преобразователь скорбел о неспособности многих из нелишенных образования молодых людей его времени понять его великие предначертания для блага Отечества. История отметит его верный, глубокий взгляд на умственное и нравственное состояние нашей современной молодежи: он находит наилучший способ вразумления ее не в преследовании со стороны власти, не в карах правосудия, а в средствах разумного убеждения. Ему жаль нашу даровитую, горячую русскую молодежь, сбиваемую с пути, и он хочет облегчить ее виновность, признавая ее во всеуслышание жертвой людей неблагонамеренных. Он призывает родителей, наставников, воспитателей, писателей и всех граждан русской земли спасать от увлечений нашу заблуждающуюся молодежь, так как в ней гибнут молодые силы, столь нужные для блага и преуспеяния нашего Отечества, ныне поставленного на путь всестороннего развития и преуспеяния.

Чем же мы можем и должны отозваться на это истинно отеческое слово великого Государя нашего? – Заботливою и усердною деятельностью по данному нам указанию.

В руках истинно просвещенных и опытных руководителей много способов действовать на молодых людей; но главный способ, без которого все остальные безсильны, есть без сомнения воспитание. Здравое воспитание поставит на прямую дорогу детей и отроков, из которых молодежь выходит. Верные суждения о воспитании и счастливые опыты его вразумят и многих юношей, по самому возрасту своему еще способных перевоспитать или довоспитать себя. Из юношества, здраво воспитанного, явятся новые отцы и матери на смену тех, которые неисправимы и стареют в своих заблуждениях, поддерживаемых пороками.

Печальные опыты последнего времени убедили нас, что нам необходимо озаботиться установлением здравых и единообразных начал воспитания. Начала воспитания ложные искажают и развращают народ; начала разнообразные и противоречивые разделяют и разлагают его, лишая его целостности, единомыслия и единодушия.

Но как нам согласиться в началах и основных примерах воспитания? Невообразимая, ни в одном народе не виданная рознь в воззрениях и суждениях губит всякое наше отечественное дело и приводит в отчаяние самых благонамеренных и здравомыслящих русских людей. Мы боимся, что наши люди науки и об этом неотложном вопросе на много лет поднимут прения без надежды соглашения. А время уходит, молодежь наша не перестает быть жертвою людей неблагонадежных.

Что же нам делать? Одно спасение – обратиться к просвещенным семействам, сохранившим еще, более или менее, христианское настроение и знающим по опыту благотворность христианских начал воспитания. Пусть они, эти христианские избранные семейства, возвысят свой голос за детей Русской земли, покажут у себя пример как истинно христианского воспитания детей, так и ограждения их от влияния пишущих и преподающих лжеучителей, губящих наше Отечество: их голос поддержат тысячи семей, живущих без образования в простоте веры, и также страдающих от развращения своих детей духом времени; их голос поддержит весь народ Русский, уже чувствующий тяжелые последствия современного развращения нравов, но, по милости Божией, еще живущий духом веры и благодати Христовой.

Но здесь чрезвычайно важно одно условие, именно – чтобы просвещенные христианские семейства имели сами разумное, сознательное и твердое убеждение, что христианские начала воспитания суть единственно верные и надежные. Они должны быть вооружены ясным пониманием достоинства хранимых ими начал против нападений наших современных философов. На них посыплются (как и прежде это было, когда нас еще только совращали с пути) замечания, что правила и приемы христианского воспитания, действовавшие у нас в течение тысячи лет, пропитаны буквализмом, мертвою обрядностью, лишены разумных (рациональных) начал и не дают детям надлежащего развития, лишают их свободы мысли, порождают односторонних аскетов, отличающихся духом нетерпимости, и пр.

В ответ на это родители-христиане могут противопоставлять не только собственный опыт сердца и жизни, но и прямые доказательства, что христианская буква и обрядность имеют глубочайший смысл, что христианские приемы воспитания имеют в своем основании глубочайшие рациональные начала, которых искали, но до которых не могли домыслиться истинные философы древности, и которых не понимают только лжефилософы нашего времени.
Постараемся объяснить это. Но и здесь представляется затруднение: предмет отвлеченный; нужно некоторое напряжение мысли; а мыслить крепко и самостоятельно мы не привыкли. Оттого, скажем к слову, мы и делаемся легкою добычей всякого лжеучения и попадаем в руки всякому заезжему проповеднику.

Наши новые философы не видят или не хотят видеть, что христианство есть не только Божественное откровение, но и совершеннейшая философия. Еще за полторы тысячи лет говорили люди мыслящие, что «душа человеческая от природы христианка». Христианство принимает человека как он есть, с его природой, свойствами, законами мышления и деятельности, и по этим именно законам его воспитывает для временной и вечной жизни, исправляя худое, восполняя недостающее. Оно не прививает к человеку ничего несвойственного его природе, не дает ему иного назначения, не употребляет средств произвольных, не вызываемых существенною необходимостью. Поэтому начала и приемы христианского воспитания суть прежде всего начала философские, то есть требуемые природой человека, потом – христианские, то есть сообщающие нашей природе то, чего ей недостает в ее настоящем состоянии.

Что такое воспитание?

В обширном смысле, воспитание есть постепенное возведение живого существа к возможной для него полноте совершенства и благосостояния, чрез правильное развитие его сил и способностей. Из этого общего понятия видно, что для правильного воспитания человека, как и всякого живого существа, требуется, во-первых, ясное понятие о совершенстве, которое для него желается, во-вторых, о средствах наиболее верных для достижения совершенства, наконец, в-третьих, о плодах развития или ожидаемом благосостоянии воспитанника.

Все эти условия воспитания существенно необходимы. Без ясного понятия о человеческом совершенстве воспитание пойдет по способу хождения слепых – ощупью; без уверенности в средствах – с колебаниями, нерешительностью и робостью; без понятия об истинном благосостоянии воспитанника – воспитание пойдет не для его блага, а в удовлетворение только предположений и мечтаний родителей, или в исполнение любимой теории воспитателей.

Первое условие, или понятие о совершенстве человеческом, иначе называется идеалом или первообразом человеческого совершенства. Недавно еще у нас была проповедуема теория воспитания без всяких идеалов и предвзятых понятий о совершенстве; но скоро дети, возрастающие под руководством только своей природы, показали в себе развитыми наиболее ее недостатки, и отличались преимущественно пороками. Сознались современные мыслители в необходимости идеалов и растерялись в искании их.

 

Продолжение см. на стр. 13.

 

 

Календарь монархиста

с 19 августа / 1 сентября по 1 / 14 сентября

 

21 августа / 3 сентября:
– в 1561 году состоялось Таинство Браковенчания Царя Иоанна IV Васильевича Грозного и Княжны Марии Темрюковны.

22 августа / 4 сентября:
– в 1651 году родилась вторая Венценосная супруга Царя Алексия I Михайловича Царица Наталия Кирилловна Нарышкина;
– в 1826 году состоялось Таинство Священного Миропомазания и Коронования Государя Императора Николая I Павловича.

25 августа / 7 сентября:
– в 1530 году родился первый Русский Царь Иоанн IV Васильевич Грозный.

26 августа / 8 сентября:
– в 1856 году состоялось Таинство Священного Миропомазания и Коронования Государя Императора Александра II Николаевича.

27 августа / 9 сентября:
– в 1731 году почила Царица Евдокия Феодоровна, в иночестве Елена, первая Венценосная супруга Царя Петра I Алексиевича.

29 августа / 11 сентября:
– в 1694 году родилась Принцесса София Шарлотта, Венценосная супруга наследника и Цесаревича Алексия Петровича, державная мать Государя Императора Петра III Феодоровича.

1 / 14 сентября:
– в 1569 году почила Царица Мария Темрюковна, вторая Венценосная супруга Царя Иоанна IV Васильевича Грозного.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник