ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СОХРАНИМ НЕИЗМЕННЫМ СВОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБРАЗ – ОБРАЗ БОЖИЙ!

 


Фото Ю. МАКАРОВА

 

Современный человек часто задается вопросами: зачем проводятся те или иные реформы, в чем их смысл? В большинстве случаев ответов он не находит, кажется, что их нет, как нет и смысла в происходящем. Человек успокаивает себя тем, что всюду сидят некомпетентные начальники и творят безсмыслицу. Отчасти это верно – люди, назначенные управлять теми или иными процессами, могут и не понимать того, что творят. Но в этом-то и суть, чтобы упразднить всякую осмысленность, разрушая человеческую психику, делая ее податливой к любой несуразице. Например, все мы помним, что раньше везде стояли урны, и человек старался бросать мусор именно в них. Затем все урны убрали – и воспитанный человек стоял в недоумении с оберткой от мороженого, которую, предполагалось, он должен оставить на том же месте, где доел лакомство. Теперь мы видим вокруг себя обилие наружной рекламы, наглядно демонстрирующей и убеждающей, что у мусора тоже, оказывается, есть свой дом – урна. Такие противоречивые, быстро сменяющие друг друга установки вводят человека в ступор.

Но если знать контуры будущего – информационного общества, можно с большой долей вероятности понять, в какую сторону направлены и зачем проводятся те или иные преобразования. А поскольку для православного человека нет сомнений в антихристианском образе информационного общества, то ознакомившись с основными его чертами, можно легче противостоять им, хотя бы просто совершая прямо противоположные действия. Так, если предлагается скоростное изменение всего и вся – то мы можем, напротив, пребывать в постоянстве и оставаться консервативными. Тем более что мы имеем Корабль спасения – нашу Православную Церковь, характеризующуюся неизменностью и незыблемостью. И это единственный спасительный плот, так как в социальной жизни современному человеку очень трудно определиться и обрести непоколебимые основания (не советский же строй защищать, при котором, как считают многие, хорошо жилось).

Если всюду разрушается иерархия и происходит ее замена сетью, то нужно, где можно, усиливать иерархию. Опять же Церковь дает нам пример строгой иерархичности во главе с Господом Иисусом Христом и дополняет ее соборностью – общностью людей, соединенных между собой верой и любовью.

 

ЛЮДИ ЛИ?
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Бедный человек! Представленные теоретиками будущего Тоффлером и Аттали концепции нового общества с точки зрения современника так описывают будущие цели и смыслы человеческого существования, что они не способны вызвать ничего, кроме тошноты и омерзения. Возможно, даже эти слова слишком невыразительны, чтобы передать всю бурю эмоций перед тем образом (человека ли?), который создастся при быстром лавинообразном изменении, наплыве новых представлений и «смыслов» и том разнообразии, которое должен будет спокойно, без протеста принять житель будущих «изумрудных городов надежды». Ниже частично представлены основные ценности и смыслы, предлагаемые этими писателями. При чтении их произведений также возникает вопрос: авторы – это люди ли? Недаром современный кинематограф показывает столько фильмов про инопланетян в образе людей. Но православным известно, кто они – эти «инопланетяне».


ЧУЖОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ

 

Главной задачей создателей общества будущего является изменение образа человека, а главной проблемой – пределы человеческой «эластичности». Какой темп изменений всего и вся может выдержать человек без ущерба для себя? Это один из главных вопросов, исследуемых в тысячах мозговых и психологических институтов Запада. Где тот предел скорости, за которым начинаются необратимые изменения?

Э. Тоффлер выделяет и исследует отношения человека с окружающим миром, подчеркивая везде быстротечность и изменчивость. Начинает он с исследования отношения к вещам и показывает, что современное общество – это общество одноразовых стаканов, тарелок, бутылок и т.д. Сокращается продолжительность отношений человек – вещь. Появляются передвижные классы, игровые площадки, университеты и т.д. Аренда правит бал в современном мире. Происходит его «развеществление». Интересно посмотреть на современную молодежь – для них действительно более важным, чем приобретение материальных вещей, становится оплата виртуального – интернета, телефона, или нематериального – путешествий и других удовольствий.

 

Человек начнет создавать себя сам так, как он создает товары. Различие между культурой и варварством, между жизнью и смертью исчезнет. Где же мы найдем смерть? В разрушении последнего собственного клона или же в забвении? И сможем ли мы еще поговорить о жизни, когда о человеке будут думать только как о продукте или о предмете?

 

Та же ситуация складывается в отношении привязанности человека к месту: новые люди – новые кочевники. Но если для большинства рабочих семей перемена места жительства – лишь вынужденная мера, результат безработицы и других лишений, то для среднего и высшего класса переезд связан с дальнейшим улучшением жизни, происходит отречение от географии.

Происходит также полное разрушение межличностных связей и отношений, которые просто не успевают завязываться и складываться при такой скорости смен мест работы и переездов. Соседские отношения, отношения на работе – все разрушается быстротечностью. Модным даже становится брать людей напрокат, если вам не хочется выглядеть одиноким. Дети в результате переездов меняют десятки школ и соучеников в классах, что лишает их психологической поддержки своих сверстников, не дает завязаться дружбе.

Меняются отношения с организациями и их структура. Востребованными становятся проектные формы работы без постоянных сотрудников. Специалисты набираются только под выполнение определенной задачи, а затем распускаются.

Все изменяется и изменяется очень быстро. Мы все время сталкиваемся со всем новым. А когда кругом все новое и мы ничего и никого не узнаем, то приходим к ощущению «чужой среди чужих». А ведь в Церкви мы видим прямо противоположную картину: свой среди своих. Православный христианин в любой стране мира, войдя в православный храм, чувствует себя дома, и находясь среди православных жителей любой страны и национальности, – ощущает себя своим.

Быстротечность и новизна, по мнению Тоффлера, – это взрывчатая смесь. Он представляет палитру новшеств, ко многим из которых современный человек еще не готов. Например, прогнозирует появление аквакультуры путем освоения морских богатств и выведения людей, способных дышать жабрами под водой. А вот управление погодой и наказание непокорных лидеров засухой и ураганами – это уже настоящее. Согласно утверждению Американского Метеорологического Общества, «модификация погоды сегодня вполне реальна» (заметим, что это было написано около 40 лет назад).

По мнению многих ученых, успехи генной инженерии могут привести нас к биологической Хиросиме. Человек будет заказывать себе ребенка с определенным набором характеристик или покупать эмбрион в аптеке. Женская матка будет не нужна для воспроизведения ребенка. Дети будут выращиваться в лабораторных условиях.

Хирургия станет менее пугающей для среднего человека, имплантация органов станет обычной. Человеческое тело будет рассматриваться как модульное.

Благодаря применению модульного принципа – сохранение целого через систематическое перераспределение переменных компонентов, – мы можем увеличить среднюю продолжительность жизни населения на двадцать-тридцать лет. Но, замечает Тоффлер, еще остается проблема с мозгом – он стареет, и пересадить его пока невозможно. Но если мы предположим, что мозг – это то место, где располагаются сознание и интеллект, и что именно эта часть тела воздействует на личность и на самого человека, тогда возможно представить себе мозг, отделенный от тела, – мозг без рук, ног, позвоночника или других частей тела – как Я, личность, воплощение сознания. Может быть, тогда станет возможным объединить человеческий мозг со всем комплексом искусственных датчиков, рецепторов и эффекторов и считать это сплетение проводов и пластика человеческим существом.

Собственно, эти мысли сегодня на знаменах такого направления как трансгуманизм, имеющего организации во многих странах. Целью трансгуманизма является создание трансчеловека – это как раз мозг с телом или компьютерная копия мозга без тела. Оба этих варианта могут существовать в будущем и получат наименование трансчеловека. А путь к нему лежит через постчеловека, который будет представлять собой киборга – его организм станет крайне модифицированным и будет включать в себя различные искусственные органы, ускорители, усилители и т.д. Каналы ТV уже сегодня внедряют эту мысль молодежи, выпуская ряд передач о хирургическом изменении своего тела.

Развитие биологии и генной инженерии поставит новые проблемы перед человеком. В таком случае он будет испытывать сильный соблазн продавать и покупать своих собственных двойников, «копии» любимых людей или же «идеалы», гибриды, созданные на основе подаренных особенных свойств, выбранных со вполне определенными целями. Уже сегодня продаются и покупаются зародыши человека, а здоровая печень умершего перепродается живому. И когда-то каждый из нас будет вынужден сделать инвентарный перечень всех частей своего организма, организма других людей, заняться поисками необходимого «материала» на специальных складах живых органов, потреблять других людей, как и прочие предметы, и странствовать в чужих организмах и мозгах, – это уже Аттали продолжает тему.

 

Окончание см. на стр.5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник