ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПРОПОВЕДЬ ПРАВОСЛАВИЯ НА СТРАЖЕ ВЕРЫ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Цель апологетической деятельности
и побуждения к ней

 

По учению Слова Божия и святоотеческих творений

 

 


«Жатвы много, а делателей мало»

 

Приступающий к занятию той или другой деятельностью, должен непременно точно знать цель своего предстоящего труда: только тогда он может выбрать себе путь, прямо ведущий к намеченной цели, будет в состоянии всецело, с полной энергией отдаться этому труду и, таким образом, осуществить его вполне, довести его до конца. Совсем иное может быть, если человек приступает к деятельности без ясно намеченной цели ее: тогда легко может случиться, что он пойдет вовсе не той дорогой, которая прямо ведет к цели и, само собой понятно, не достигнет ничего или получит самые ничтожные результаты; если же случайно и попадет на верный путь, то всегда может остановиться на половине дороги с полной уверенностью, что далее идти некуда и незачем, что он совершил все, что должен был совершить. Все это такие общеизвестные и неоспоримые истины, что ни иллюстрировать примерами, ни, тем более, раскрывать или обосновывать их каким-нибудь образом вовсе нет нужды.

Раз так важно знать цель своей деятельности приступающему ко всякому делу, то, конечно, также, если не больше, это необходимо и принимающемуся за апологетический труд, если только он не хочет, чтобы над ним оправдывались слова апостола: некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни то, о чем говорят, ни того, что утверждают (1 Тим. 1, 6–7). Какую же цель должен иметь в виду христианский апологет?

Вот какой краткий, но точный и ясный ответ на поставленный нами вопрос дает св. Иоанн Златоуст: «Достоинство учителя состоит не в том, чтобы стараться о приобретении чести и славы у своих учеников, но в том, чтобы вести их ко спасению и все свои действия направлять к этой цели»; «Совершеннейшая цель учения и состоит в том, чтобы и делами, и словами привести поучаемых к блаженной жизни, которую заповедал Христос». Итак, всякий учитель, а следовательно и апологет, должен всеми зависящими от него средствами преследовать в своей деятельности исключительно одну цель – спасение того, к кому обращена его речь, кого он думает наставлять. <…>

Но так как люди стоят, обыкновенно, далеко не на одинаковых ступенях близости к своему спасению, то и цель апологетической деятельности, будучи единою по своей сущности, несколько видоизменяется в зависимости от того, с кем имеет дело апологет: с внешними ли врагами, или с внутренними, или с самими христианами, желающими уяснить себе содержание веры.

В самом деле, положим, защитник христианской истины ведет борьбу с врагами внешними, т. е. с иудеями, язычниками и с открытыми неверами. Ведь чтобы положить начало спасению иудеев, апологету нужно, прежде всего, внедрить в ум их, что не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве (Рим. 2, 28–29): что истинные иудеи те, которые в Нем (Христе) обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела, плоти, обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним в крещении (Кол. 2, 11–12).

Чтобы язычникам сделать первый шаг ко спасению, для этого «им нужно, во-первых, познать, что камни не боги, во-вторых, что не только они не боги, но что ни земля, ни небо или что выше неба также не есть Бог; в- третьих, что ни камням, ни животным, ни человеку, ни ангелам, ни другой какой-либо из тех высших сил не должна поклоняться человеческая природа. Как бы черпая из некой глубины, им надлежало познать, что Господь всего – Той есть Бог, что Ему Одному должно служить» (св. Иоанн Златоуст у еп. Феофана, в толк. на Кол. 1, 27).

Наконец, чтобы приблизить открытых неверов ко спасению, для этого апологет должен вынудить их принять как неоспоримую истину то положение, что «если Бога нет (как они предполагают), то во всяком случае есть некоторая сила в миpe, превысшая всего и управляющая всем», и что эта господствующая в миpе сила есть Единый Бог Христианский (свт. Григорий Нисский), короче сказать: по отношению к внешним врагам забота апологета должна быть направлена всецело к тому, чтобы всех их по возможности расположить к принятию христианства, обратить ко Христу так, чтобы не было ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но вся и во всем Христос (Кол. 3, 11).

Вот первый момент цели апологетической деятельности, состоящий в приведении врагов к единству веры с христианами!

Несколько иная цель будет у защитника христианской истины по отношению ко врагам внутренним. Ведь враги Церкви Христовой внутренние, или еретики, приняли уже христианство и не отвергают его совсем, а только в большей или меньшей степени искажают, неправильно понимая один или несколько основных пунктов христианского вероучения или нравоучения. По отношению к таким противникам апологету нужно заботиться о том, чтобы они были единодушны и единомысленны (Флп. 2, 2), чтобы у множества верующих было одно сердце и одна душа (Деян. 4, 34).

«Такова именно наша война, – говорит Златоуст, – не из живых она делает мертвых, но из мертвых приготовляет живых, изобилуя кротостию и великим смирением. Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь, не человека отвращаюсь, но заблуждение ненавижу и хочу привлечь к себе заблуждающегося... Хочу исправить ум, который развращен диаволом... Хочу истребить заблуждение и очистить гнилость». А у Афанасия Великого читаем: «Молитесь, чтобы прекратились, наконец, всякие распри и зависть, осуждены были буии вопросы еретиков и всякое словопрение, уничтожена была злоименная и человекоубийственная ересь ариан, воссияла же у всех в сердцах истина, и чтобы все повсюду одно говорили и одно мудрствовали, и когда не останется у нас никаких арианских хулений, во всей Церкви было возглашаемо и исповедуемо: Един Господь, едина вера, едино крещение (Еф. 4, 6) во Христе Иисусе, Господе Нашем».

Итак, если первый момент цели апологетической деятельности, как мы сказали, состоит в приведении противников «к единству веры» с христианами, то второй момент ее (цели) будет составлять приведение врагов «к единству познания» с христианами в основных предметах христианскаго вероучения и нравоучения (Там же, 13).

Наконец, когда апологет имеет дело с самими христианами, то тут цель его деятельности снова изменяется, становясь, если так можно сказать, еще тоньше и глубже. Здесь он не имеет пред собою врагов, совершенно не знающих христианства или знающих его, но не принимающих его во всей целости и искажающих его. Нет: пред защитником христианской истины теперь сами верные чада Церкви Христовой, только немощные, слабые, сомневающиеся в тех или других основных пунктах своей веры. Вся забота апологета по отношению к ним состоит в том, чтобы вырвать с корнем мучительное сомнение из их сердца, подкрепить их религиозное ведение и, таким образом, дать им возможность идти в деле нравственного преуспеяния от силы в силу, пока не придут в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Там же).

Комментируя слова апостола: Вразумляйте безчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы к всем (1 Фес. 5, 14), Златоуст пишет: «Подкрепляйте тех, которые не имеют непоколебимой веры, которые немощны в отношении к ней, потому что и в отношении к ней бывает немощь. Но смотри, как он (апостол) не допускает, чтобы их презирали. Так и в другом месте пиша, сказал он: изнемогающаго в вере приемлите (Рим. 14, 1), подобно тому, как и в наших телах мы не даем погибнуть немощному члену». Апостол Павел говорит о своей деятельности проповеднической, а вместе с тем и апологетической: мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, дабы представить всякого человека совершенным о Христе Иисусе (Кол. 1, 28–29).

Вот третий момент единой в сущности своей цели апологетической деятельности!

Все три указанные момента апологетической деятельности защитник христианской истины всегда должен иметь у себя в виду, с кем бы ему ни пришлось вести борьбу: сражаясь, например, против врагов внешних, апологет должен вести дело свое так, чтобы эта борьба его была полезна или, по крайней мере, не вредна и врагам внутренним и немощным христианам; или, наставляя, положим, слабых чад Церкви, он в то же время должен усердно заботиться о том, чтобы эти наставления его оказали свое доброе влияние и на врагов христианства или, в крайнем случае, не повредили бы им и т.д.

В предисловии к своему апологетическому труду «Божественные Наставления», Лактанций (христианский апологет III–IV века. После прихода Царя Константина к власти в западной части Римской империи Лактанций в 317 г. был назначен воспитателем Криспа, наследника Императора. – Примеч. ред.) пишет: «Мы намерены в настоящем сочинении рассуждать о религии с тем, чтобы отвлечь от заблуждения тех, которые совсем не знают истинной религии и которые тщетно стараются своим умом постигнуть тайны Царствия Божия; или же помочь тем, которые отчасти знают ее, но по своей ученой гордости презирают ее, так как она не подтверждается учеными доводами; или же – тем, которые, познавши ее, избегают ее по причине слишком строгого ее вида; наконец, – тем, которые не тверды или не сведущи в вере... Для сих-то несчастных рабов предрассудка и заблуждения мы решились написать это сочинение. Надобно, если можно, вывести их из того мрака, в котором они как бы погребены... Надобно помочь разорвать узы, содержания их в когтях лжи... С такими-то людьми я решаюсь теперь вступить в спор и от пагубного предубеждения привлечь, если можно, к истине тех, кто находит более удовольствия в пролитии крови, нежели в услышании оправдания праведников. Что же? Неужели мы проиграем дело? Никак нет. Если я не успею избавить их от смерти, к которой стремятся они столь усиленно, если не отклоню их от кривого пути, так как сами отрекаются от своего спасения: то, по крайней мере, утвержу веру людей, во мнениях своих не твердых и колеблющихся, а особливо несведущих в учении».

Если же апологет, сосредоточивши все свое внимание на одном каком-нибудь моменте апологетической цели, упустит из виду два другие момента ее, если, например, ведя борьбу с врагами внутренними, он будет игнорировать врагов внешних или немощных христиан, то легко может случиться, что он сам потерпит полнейшее фиаско или, при самом лучшем исходе дела, одной рукой будет созидать, а другой разрушать. <…> Вот какова цель апологетической деятельности и как важно для апологета точно знать ее!

 

Кандидат Духовной
академии священник
Вл. ПОКРОВСКИЙ

«Миссионерский сборник», 1901 год, № 2

Окончание следует

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник