ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Внутренний смысл церковного
Венчания Царей на Царство

 


Коронация Императора Николая II
и Императрицы Александры Феодоровны
Худ. Л. ТУКСЕН

 

Священнодействие Венчания Царей на Царство имеет глубочайший исторический смысл. В нем идея государства выражается во всей ее полноте, жизненности и силе. Это священнодействие воплощает в себе три главнейших момента действенности верховной власти как единого живого личного начала, зиждущего историческую жизнь народов и благоденствие великих государств.

В этом священно-торжественном и общенародном акте выражается, во-первых, исторический союз Государя со своим государством, во- вторых, завет его с Церковью, т.е. душою и совестью своего народа, и наконец в-третьих, союз Царя и народа с Царем царствующих, в руце Коего судьбы Царей и народов.

 

В ЧЕМ И КАК ВЫРАЖАЕТСЯ СОЮЗ ГОСУДАРЯ
С ГОСУДАРСТВОМ В ЧИНЕ ВЕНЧАНИЯ ЦАРЕЙ НА ЦАРСТВО

 

1. Государь восседает на трон или престол своих предков. Этим он свидетельствует пред лицом своего народа не только историческую законность своих прав на этот престол, но и то, что с восшествием на него он останется верным историческим преданиям своих предков, явится носителем и выразителем исторических задач и, ведя государство по пути улучшений и преобразований, двигая вперед жизнью народа, будет твердо стоять на основе национальной жизни и истории.

Жизнь исторических народов всегда столько же охранительна в своем движении, сколько и поступательна вперед; народный рост совершается так же, как и рост отдельного человека. Всякое обновление в государственной истории должно исходить от того, что вызывается действующими уже силами народа, его лучшими стремлениями и предрасположениями, что уже испытано историческим опытом и является жизненной правдой. Вступая, говорим, на трон своих предков, Русский Царь сим свидетельствует, что он прежде всего останется верным преданиям Русского государства и началам, выработанным его историей.

2. Далее Государь облачается в порфиру и венец: это знаки царской чести и славы. Таковыми они были у древних народов, но возлагаемые пред алтарем в христианском храме – это в то же время символы багряницы Христа и Его тернового венца. Русский Царь является пред своим народом во всей тяжести и бремени Царского служения. Сим он свидетельствует, что он, подобно древним Самодержцам Киевским, возложил на себя тяжелую шапку Мономаха и в своем страстотерпном служении готов подъять все страды и подвиги для блага, чести и славы своего народа.

3. Он принимает в руки державу и тем свидетельствует пред своим народом, что он будет беречь и блюсти целость земли Святорусской, юже стяжали отцы и деды трудом и потом великим, которая куплена кровью верных сынов ее, плечом и хребтом их взорана, тугою удобрена и слезами омыта.

4. Он препоясуется мечом и держит в руках скипетр, свидетельствуя сим, что он всегда готов на брань с врагами внешними и внутренними и будет карать зло во всех его проявлениях, разрушающее мир и благо его подданных. Чем более зло будет подымать свою голову, тем жестче будет скипетр – жезл правления и казнения, да не взмнит о себе зло, что оно крепче и сильнее царской силы и власти.

5. Воздвигается при этом государственное знамя с гербами Царств и Княжений, вошедших в состав единого государства Русского. Племена и народы, населяющие Русь, соединяются под этим знаменем для привета Белого Царя Великой земли Русской. Приветствия, приносимые ему в эту минуту, – не обычные только поздравления. В ком бьется и говорит русская душа, тот чувствует себя в эти минуты за едино с ликующей землей и чело и дума его озаряются историческим лучом и сердце бьется радостью всенародною. Это моменты живого самосознания русской нации в лице своего Царя, это моменты самоощущения в нем своего многомиллионного единства, это моменты олицетворения в нем русской истории, государственного разума, патриотизма и всего нравственно великого и высокого в жизни исторических народов.

 

В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ
ЗАВЕТ ГОСУДАРЯ С ЦЕРКОВЬЮ

 

Во-первых, Государь пред алтарем и народом торжественно провозглашает исповедание Православной веры. В этом акте Царь является не просто как властитель судеб своего народа, но и как представитель его совести и веры, как носитель его нравственного мира, блюститель прав Церкви, как проводник в своем Царстве тех Евангельских начал, на коих зиждется Царство Божие.

Русскому народу особенно понятно и дорого значение его веры. Ею совершил он крестоносный подвиг благоустроения земли своей с ее непроходными мхами и болотами. Ею отстоял он свою Отчизну от безчисленных поганых врагов – змеев Горынычей, наскакавших на землю Русскую. Ею выносил он безконечные страды от огня и меча, от холода и голода, от дальних и ближних, от своих и чужих. Многомиллионные кресты на распутьях, часовни в деревнях, храмы в селах, созданные его кровавым трудом и потом, – суть неотразимые знамения силы, его спасавшей, и спасающей веры. Вот почему идея Царя на Руси столь же крепка и несокрушима, сколь крепка и могуча народная вера. В Царе олицетворяет он свои святые думы и святые чувства; в нем он видит и свою веру и свою совесть. И не иначе целует за него Крест, как за Царя Русского Православного, и не иначе жертвует своей головой и жизнью, как за Царя благоверного и правоверного.

Во-вторых, Церковь со своей стороны, пред лицом всего мира, запечатлевает священным характером его царственное служение и в силу веры укрепляет душу Царя сугубыми благодатными дарами. Помазуя чело его святым миром, она крепит его разум; помазуя перси, она мужает его сердце. Царское око, царский слух, царское делание, требуют необычной помощи, и эту помощь Царь найдет в своем духе по вере в благодатные дарования, сообщенные ему чрез видимое помазание его деятельных чувств,

В-третьих, затем Церковь вводит Царя как Помазанника Божия во святилище и открывает пред ним святую трапезу с безкровной жертвой. Верховная власть, столь возвеличенная Церковью, является пред лицом народа властью священною <...>.

Но едва ли не самый торжественный и знаменательный акт в чине Венчания Русских Царей на Царство представляют те моменты, когда Царь молится о своем народе, а народ молится о своем Царе, в коих Русь является как Царство, верующее в Бога – Царя Царей и народов.

В этом акте сказывается вся крепость и все величие Русского Царства. Эта вера – залог его исторического призвания. Равновеситель и умиротворитель жизни, она носит в себе в одно и то же время и идеалы нравственных стремлений человечества, и тот внутренний огонь, который возбуждает его в порывах и движениях к этим безконечным стремлениям. Здесь в недрах религиозных, захватывающих всего внутреннего человека, тайник вдохновения, самоотвержения и всех нравственных доблестей, источник успехов разума и начало всякого творчества, всего великого и высокого. Идея внешнего благоденствия и личного блага, проводимая как исходное начало в жизнь народов – есть одно из глубочайших заблуждений государственных. Без веры – зверь человек, – вот глубоко правдивое русское народное слово.

Таков внутренний смысл и таково значение церковного венчания Царей на царство.

 

Елпифидор Васильевич БАРСОВ

 

Исторический очерк чинов священного Венчания на
Царство, в связи с развитием идеи Царя на Руси, 1883

 

 

 

Календарь монархиста

со 2 / 15 по 17 / 30 сентября

4 / 17 сентября:
– в 1505 году совершилось святое Таинство Браковенчания Великого Князя Московского Василия III Иоанновича и Княжны Соломонии Юрьевны, в иночестве Софии;
– в 1530 году в Троицкой обители произошло Крещение Княжича Иоанна Васильевича – будущего первовенчанного русского Царя и Великого Князя Иоанна IV Грозного. Младенца крестил управлявший в то время Троицкой обителью игумен Иоасаф (Скрипицын), впоследствии митрополит Московский. Восприемники от купели: Кассиан Босой (старец Иосифова монастыря), преподобный Даниил, игумен Переяславский, и Иов Курцев (старец Троицкого монастыря).

5 / 18 сентября:
– день тезоименитства Ее Императорского Величества Елизаветы Петровны;
– день тезоименитства Ее Императорского Величества Елизаветы Алексиевны.

6/ 19 сентября:
– в 1580 году состоялось Венчание Иоанна Грозного и Марии Нагой, в иночестве Марфы. Это был последний брак Царя, даровавший ему сына – святого Царевича Димитрия Угличского.

7 / 20 сентября:
– в 1317 году родился Великий Князь Владимирский и Московский Симеон Иоаннович Гордый, во святом Крещении Созонт, старший Августейший сын Великого Князя Владимирского и Московского Иоанна Даниловича Калиты и Великой Княгини Елены.

8 / 21 сентября:
– в 862 году новгородцы призвали на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы издревле считается днем начала русского государства;
– в 1843 году родился наследник Цесаревич и Великий Князь Николай Александрович, старший Августейший сын Государя Императора Александра II Николаевича Освободителя и Императрицы Марии Александровны.

12 / 25 сентября:
– в 1612 году почил последний Царь из Дома Рюрика Василий IV Иоаннович Шуйский;
– родилась Ее Императорское Высочество Анна Феодоровна.

15 / 28 сентября:
– в 1326 году по приказу ордынского хана Узбека был казнен Великий Князь Владимирский, Тверской, Новгородский и Московский Димитрий Михайлович Грозные очи;
– в 1485 году Тверское Княжество было присоединено к Московскому Государству. Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич торжественно въехал в город. Тверской Князь Михаил Борисович сбежал в Литву, где умер изгнанником, не оставив наследников;
– в 1801 году митрополитом Платоном была совершена коронация Императора Александра I Павловича.

16 / 29 сентября:
– в 1271 году почил Князь Тверской, Псковский и Новгородский, Великий Князь Владимирский Ярослав III Ярославович, во святом Крещении Афанасий.

17 / 30 сентября:
– в 1657 году родилась Царевна София Алексиевна, Правительница России, в иночестве Сусанна, четвертая Венценосная дочь Царя Алексия I Михайловича и Царицы Марии Ильиничны Милославской.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник