ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПРОПОВЕДЬ ПРАВОСЛАВИЯ НА СТРАЖЕ ВЕРЫ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Цель апологетической деятельности и побуждения к ней

По учению Слова Божия и святоотеческих творений

 

 

Окончание. Начало см. в № 17 (41).

 


 

Что же может быть истинным мотивом апологетической деятельности? Краткий, но безусловно справедливый и точный ответ на этот вопрос находим мы у св. Иоанна Златоуста: «Не столько муж должен любить свою жену, сколько мы должны любить всех людей и вести ко спасению, будут ли они язычники или кто бы то ни было». Таким образом, любовь к человеку без различия пола и возраста, звания и состояния, племени и религии, словом, любовь к человеку как таковому – вот единственное истинное побуждение для апологета стремиться к осуществлению его великой цели – к устроению спасения и блаженства человека! Да это и понятно. Так как любовь от Бога (1 Ин. 4, 7) и к нам она открылась, главным образом, в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (Там же, 9), то само собою следует, что и наша любовь к людям должна проявляться по преимуществу в заботах о благе ближних, о спасении и блаженстве их. Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (Там же, 11). <…>

Если каждый христианин должен всеми имеющимися в его распоряжении средствами устроять cпaceниe ближних, то тем с большей ревностью, с большим самоотвержением необходимо трудиться над этим христианскому апологету, который призван всецело к этому и только к нему. В крайнем случае, защитник христианской истины должен пожертвовать всем, даже своею жизнию, лишь бы только спасти погибающего: «Если, – говорит Златоуст, – вводящие заблуждение употребляют столько усилий к достижению своей цели, расточают имущество, прибегают к искусству красноречия, подвергаются опасностям и сами являются впереди всех, то тем более нам, отклоняющим от заблуждения, должно терпеть опасность и смерть, дабы, доставив пользу и себе и другим и оставшись непобедимыми от врагов наших, сподобиться обетованных благ».

Прекрасный пример апологетической ревности, апологетической готовности на всякие жертвы для спасения ближних дает апостол Павел. Он, который так предан был Христу, так безгранично любил Его, что мог сказать о себе всегда и везде: и уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38–39), – этот пламенный последователь Христа готов был для спасения своих ближних принести в жертву все для него ценное, пожертвовать, если это необходимо, даже своим спасением и вечным блаженством: я желал бы, – говорит он, – сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Там же. 9, 3). Что может быть больше и выше этой жертвы, сильнее и пламеннее этой апологетической ревности?! «Он, – пишет Григорий Богослов, – подражает Христу, бывшему за нас клятвой, воспринявшему на Себя наши немощи, понесшему наши болезни, или, скажу скромнее, он первый после Христа не отрекается страдать за иудеев, и при том как нечестивый, только бы они спаслись». А у Иоанна Златоуста читаем: «Насладимся морем любви его [апостола Павла]. будем представлять в мыслях сей неизреченный пламень, о котором, что ни говори, ничего не скажешь достойного. И никакое слово не может изобразить его по достоинству. Один Павел постигал, как вполне ею обладающий».

Впрочем, будучи готов для спасения человека всегда принести в жертву все, даже жизнь свою, христианский апологет не должен подвергать себя излишней опасности, не должен искать преждевременной смерти, потому что его жизнь может в будущем принести большую пользу делу устроения спасения погибающих: влечет меня, – говорить апостол Павел, – и то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше, а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере (Флп. 1, 23–25). Комментируя эти слова апостола, Златоуст пишет: «Павел мог отойти ко Христу и не хотел ко Христу, – ко Христу, Которого он столько любил, что для Него готов был даже в геенну, а остался еще подвизаться здесь для людей <...>, дабы тех, которых сделал рабами Христа, говорит он, еще более утвердить в добром расположении, дабы ниву, много насажденную, сделать плодоносною». А вот что говорит св. Афанасий Великий, ревностнейший защитник христианской истины, которого «учение было законом Православия»: «Святые, как сказано, предаваясь бегству, преимущественно и по особому смотрению, были сохраняемы как врачи ради имеющих в них нужду. А для прочих и для всех нас человеков такой закон: бегать от гонителей, укрываться от ищущих и не искушать дерзновенно Господа, но ожидать, как сказано выше, пока наступит определенный час смерти, или соблаговолит что о них Судия, как Сам признает cиe наилучшим, – быть готовым, чтобы по требованию времени, когда уловят гонители, подвизаться за истину даже до смерти».

Но апологетическая ревность, как бы она ни была чиста и сильна, не принесет всех добрых результатов, если апологет не будет растворять ее мудростию. Будьте мудры, как змии (Mф. 10, 15), – вот заповедь, которая дана Спасителем всем провозвестникам и защитникам христианской истины. Объясняя эти слова Господа, Василий Великий пишет: «Мудр, как змия, кто предлагает учение с осмотрительностью и с разумением, как успешнее привести слушателей к благопокорности».

Итак, чтобы иметь полный успех в своей деятельности, апологет должен быть мудрым, должен употреблять по отношению к своим слушателям все зависящие от него меры снисходительности, предусмотрительности и предосторожности «как искусный врач – при лечении телесно больного, как опытный учитель – при обучении своего ученика, как любящий отец – при воспитании своего сына» (свт. Иоанн Златоуст).

Пример апологетической деятельности, исполненной не только пламенной ревности, но и великой мудрости, можно видеть в пастырско-апологетической деятельности Василия Великого, которую Григорий Богослов описывает так: «Он [Василий] делает возражения еретикам, борется и препирается с ними, отражает их чрезмерную наглость, и тех, которые были под руками, низлагает вблизи разящим оружием уст, а тех, которые находились вдали, поражает стрелами письмен, обличает, запрещает, угрожает (см.: 2 Тим. 4, 2)... Придумывает все роды спасения, всем врачует, употребляет в дело всякое вещество и искусство, все сплетает вместе, чтобы составилось преизящество и стройность единой красоты». А вот что говорит о своей проповеднической и апологетической деятельности один из учеников Спасителя, бывший верным исполнителем всех завещаний своего великого Учителя: Я угождаю всем и во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. <...> Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев, для подзаконных, был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных, для чуждых закона как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу), чтобы приобрести чуждых закона. Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (1 Кор. 9, 19–22; 10, 23).

Указать подробнее, что должно входить в круг апологетической мудрости, в область многознаменательного апостольского «для всех быть всем», чрезвычайно трудно, потому что все это определяется, по большей части, теми наличными данными, при которых апологету приходится вести свое дело и которые, конечно, всегда быстро варьируются: «Хотя, – читаем мы у Григория Богослова, – сколько бы кто не употреблял тщания и ума, невозможно всего изобразить словом и обнять мыслию в такой подробности, чтобы вкратце был виден весь ход врачевания: однако на самом опыте и на деле делается то известным и врачебной науке, и врачу».

На основании Слова Божия и святоотеческих творений мы указали конечную цель апологетической деятельности и истинные побуждения к ней. Что может быть совершеннее и возвышеннее этой цели, чище и глубже этих побуждений? Такая великая цель и святые побуждения могут для всякого, приступающего к делу защиты христианской истины или занимающегося уже им, быть путеводной звездой и добрым гением-вдохновителем на тернистом, полном всяких трудностей и опасностей, пути обширной и плодотворной апологетической деятельности. Ясно сознавая эту цель и всецело проникаясь этими побуждениями, христианский апологет будет в состоянии достойно нести свой тяжелый крест и оправдать на себе заветный призыв Слова Божия: Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (Тим. 4, 35).

 

Кандидат Духовной
академии священник
Вл. ПОКРОВСКИЙ

«Миссионерский
сборник», 1901 год, № 3

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник