ГЛОБАЛИЗАЦИЯ | НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК | СТРАНИЦА 13 |
Апокалиптическая направленность течения современной жизни достаточно выпукло проявляется в самых различных процессах, происходящих в обществе. Сам Господь Иисус Христос говорит в св. Евангелие о том, что когда Он придет на Землю, найдет ли веру? Отступление от веры и Церкви происходит самыми различными путями. И один них – это секуляризация.
Под секуляризацией понимается возникновение автономных, независимых от Церкви и религиозных институтов, светской культуры, искусства, политики, морали и т.д. Если обратиться к словарю В.И. Даля, то там мы увидим следующее определение: «Секуляризация <…> – обращение церковных и монастырских имуществ в светское владение». То есть первоначальная секуляризация в Европе носила характер передела собственности. В России секуляризация началась в 1764 году при Екатерине II, когда монастырские земли были отчуждены в пользу государства, и, по мнению современников, имела плачевные последствия, выразившиеся в резком падении уровня грамотности среди беднейших слоев населения, которое получало образование при монастырях.
Следующим этапом становится идеологическая секуляризация, начало которой относят к эпохе Возрождения с ее духом антропоцентризма, когда человек пытается найти основания своего бытия в себе самом. С этого момента человек начинает все больше отдаляться от Бога. Сначала на смену христианскому мировоззрению, в котором Бог является Создателем мира и его Промыслителем, постоянно следящим за событиями и управляющим им в соответствии со Своим замыслом, приходит деизм. В нем Бог признается уже лишь в качестве Создателя мира, запустившего все его механизмы, после чего мир развивается по своим законам, которые может открывать и использовать человек. И Создатель больше не вмешивается в бытие мира.
Затем возникает мощный антиклерикализм – нападкам подвергается Церковь и ее служители («Бог – благой, а служители Его никуда не годятся»), т.е. вера в Бога еще остается, но критика Церкви приводит к возникновению протестантизма. Протестанты уже отказываются не только от служителей Церкви как посредников между Богом и человеком, якобы искажающих суть вероучения, но и от Предания, т.е. церковной традиции. Начиная с эпохи Возрождения, человек шаг за шагом отходит от Бога и ищет основания для крупных сфер своей практики – морали, политики, искусства – в них самих, освобождая их от теологических корней.
Христианское мировоззрение было универсальным базисом всех сфер бытия человека. Процессы секуляризации фактически оторвали человека от этой универсальной связи со всем бытием и, главное, с Богом. Но «свято место пусто не бывает», и сегодня место теологии прочно занято наукой.
Временное правительство в России в 1917 году подготовило закон об исключении религиозной составляющей из школьного образования. Большевистский декрет 1918 года об отделении Церкви от государства закрепил эту тенденцию.
Секуляризация часто идет параллельно с антиклерикализмом. Если под клерикализмом понимается общественно-политическое направление в деятельности религиозных организаций, ориентированное на повышение влияния религии и Церкви в различных сферах жизни общества, то антиклерикализм стремится избавиться от влияния религии и Церкви на общественную жизнь.
В результате этого универсальные объяснительные и обосновывающие мироздание картины мира и места человека в нем, предлагаемые Христианской религией, сменяются научными. Но если наука может нарисовать картину мира, то обосновать всеобщие нормы нравственности и рассказать человеку о смысле его существования, она не способна, да и нужно отдать ей должное, не ставит перед собой такой задачи. Нишу поисков смысла человеческого существования сегодня заняли философы. Философы последних веков, самонадеянно заявляя о «смерти Бога», тщетно пытаются найти какое-нибудь обоснование всеобщности нравственного требования. Они посвятили этому множество своих произведений, пытаясь помочь человеку выжить в этом мире. Но эти попытки не увенчались успехом: что может конкурировать со Всевышним? Природа? Но она безразлична к нравственности. Сам человек или общество? Но человек без Бога – хуже зверя. В результате сегодня подавляющее большинство современников являются релятивистами, утверждая, что у каждого – своя мораль.
Человек, живущий с Богом, принимает нравственные заповеди как исходящии от Творца. Т.е. источник нравственного требования имеет Божественный, сакральный (таинственный, скрытый), принципиально нерационализируемый, т.е. не познаваемый с помощью человеческого разума характер. Секуляризационные же процессы лишают жизнь человека тайны, отрицают наличие непостижимого. И знаковой чертой продолжающейся секуляризации становится глубокое проникновение секулярного уже в состав самого религиозного. Например, предпринимаются попытки очистить содержание догматов от всего сверхъестественного, чудес и тайны, что в свое время делал Л.Н. Толстой (за что его и особенно любят на Западе, а вовсе не за «Войну и мир». Он, например, считал, что то, что его разуму кажется нормальным, – нравственные заповеди, необходимо оставить в Библии; а то, что его разуму непостижимо, – чудеса, – следует убрать).
Секуляризационные процессы связаны с освобождением от сакрального, десакрализацией. Можно даже сказать, что именно это составляет ядро секуляризации.
Сакральное – это священное, святое – категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Святое – это отличное от обыденного бытия и относящееся к высшему уровню реальности; заключающее истинное знание, в сути своей непостижимое; дивное, поразительное; абсолютное, императивное, глубоко чтимое. Эти характеристики предлагаются одним из современных философских словарей.
Совсем недавно СМИ с радостью заявили о новом, первом за последние 150 лет переводе Библии. Правда, в комментариях в интернете некоторые проницательные читатели пишут, что, скорее всего, просто кому-нибудь надо было переписать Библию. И все это с лукавыми апелляциями к старушкам, которым неведомо содержание Священного Писания, хоть они и ходят в Церковь десятки лет. Но кто хоть некоторое время проводит в Церкви, тот прекрасно понимает, что это – неприкрытая ложь! Все эти бабули и на церковно-славянском читаемое Святое Писание прекрасно понимают и разумеют, а не только в синодальном переводе. Замена слов «высокого штиля» на обыденные слова не позволяет читателю воспарить в горняя и возвращает его на землю, упрощая и примитивизируя восприятие слова Божия. Здесь та же десакрализация – замена принципиально невыразимого, особой настроенности души, создаваемой с помощью церковно-славянских слов и выражений, просторечными и обрубленными смыслами и значениями.
Окончание см. на стр. 15.
ОПРОС | || | Чтобы не впасть в прелесть вражию... |
1. Знаете ли Вы, что, по учению Святых Отцов, все люди в той или иной мере находятся в состоянии духовного ослепления?
2. Известно ли Вам, что все без исключения еретики и сектанты пребывают в духовной прелести?
3. Знаете ли Вы, что Святые Отцы в том случае, если сталкиваешься с каким-то новым явлением и не знаешь, как к нему относиться, советуют не ринимать и не отвергать его, но отложить на время и молиться Богу о вразумлении?
4. Согласны ли Вы, что любые действия христианина, в том числе и направленные на сохранение чистоты веры, должны исходить из любящего сердца? |