ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Христианское учение о Царской власти
и об обязанностях верноподданных

Мысли, извлеченные из проповедей свт. Филарета Московского*

 

 


«Коронация. Миропомазание Царя Николая II»
Худ. В. СЕРОВ

 

Продолжение. Начало см. в № 12 (60)

Посредством публикации изданной до революции брошюры «Христианское учение о Царской власти и об обязанностях верноподданных. Мысли, вкратце извлеченные из проповедей Филарета, митрополита Московского» (Сост. Порфирий Кременецкий. М.: издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1906) мы хотим еще раз обратиться к неоднократно затрагиваемой на страницах нашей газеты теме отношения Православной Церкви к монархической форме государственного правления. Надеемся, что труд святителя Филарета, в котором, кроме этой проблемы, рассматриваются и вопросы личного отношения христианина к Помазаннику Божию – православному Государю, послужит в назидание читателям: монархистов еще более укрепит в благоговейном почитании Царей и молитвенном чаянии восстановления монархии в России, а сомневающимся, неопределившимся и не вникавшим глубоко в данную тему откроет глаза на многие вещи, имеющие непосредственное отношение к душевному спасению.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ: СВЯЩЕННОЕ
МИРОПОМАЗАНИЕ И ВЕНЧАНИЕ ЦАРЯ

 

 

Бог предопределил Давида в Царя Своему народу, и прежде, нежели настало время исполнить в действительности это предопределение, Бог хощет возвестить о сем назначении Давиду и семейству его. Исполнителем этой воли Божией избирается пророк Самуил. Что же нужно было сделать для исполнения этого повеления Божия? Казалось бы, нужно было только пойти и сказать Давиду слово. Нужно ли еще какое-нибудь особенное действие и какое именно? Чудесное ли, для удостоверения Давида? Но юный пророк Давид и без чуда поверил бы престарелому пророку Самуилу, который от юности своей всему Израилю известен был как истинный пророк Божий. Обрядовое ли нужно действие для торжественности? Но это казалось бы даже преждевременным, потому что это еще не действительное и торжественное воцарение Давида, а только тайное предвозвещение, которое во время самого события или исполнения служило бы удостоверением о воле Божией. Но что глаголет Господь Самуилу? Наполни рог твой елея, <...> восстани и помажи Давида (1 Цар. 16, 1, 12).

Если нельзя подумать, чтобы Бог соделал что-либо излишнее или безполезное, ибо так думать было бы богохуление, то надобно заключить, что помазание избранного Богом Царя было в этом случае благопотребно даже пред очами Божиими; а по сему уже одному нельзя не признать оного важным для человека.

Истина этого еще более открывается и дознается из непосредственного действия помазания над Давидом. Какого действия? Вот какого: и помаза его Самуил: и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне, и потом (Там же, 13).

Дух Божий ношашеся над Давидом. Какое высокое состояние! Без сомнения, оно было и весьма благотворно для Давида. Без сомнения, от носившегося над Давидом Духа Божия нисходили светлые лучи в его ум, чтоб просвещать его в познании того, что есть истинно, богоугодно и спасительно; упадали в сердце святые искры, чтоб воспламенять его к добрым намерениям и спасительным делам; и все существо его исполнялось вышнею силою, с которою он и трудные дела начинал с дерзновением и совершал с успехом. Ибо если бы наитие Духа Божия не ознаменовалось такими благотворными влияниями, то что могли бы значить, как могли бы сказаны быть эти слова: ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне, и потом?

Несомненно, что с возлиянием елея на главу помазуемого соприсущно было наитие благодати Божией. Несомненно, что наитие всесвятого и всеосвящающего Духа Божия не было бездейственным.

Если же ветхозаветные священнообрядовые действия оказываются имеющими толикую важность и силу, тогда как они были только сень грядущих (Кол. 2, 17), то что должно думать о духовно-таинственных учреждениях Новозаветной Церкви Христовой, в которой живоносные токи Духа Святаго, обильно и торжественно излиявшегося на апостолов, текут непрерывно и орошают все исполнение ее, яко Иисус уже прославлен (Ин. 7, 39)? Не больше ли еще важны, не более ли исполнены благодати сии учреждения?

По чину Христовой Православной Церкви, священнодействие царского венчания начинается тем, что Церковь предлагает благочестивейшему Императору произнести во всеуслышание Православное исповедание Веры. Что это значит?

Это значит, что Церковь, как сама основана непоколебимо на камени веры, так желает и царское достоинство и благословенное царствование утвердить непоколебимо на камени веры. Поистине, если Господу нашему Иисусу Христу, владычествующему над всем по Божеству, вследствие заслуги спасительного страдания и воскресения новым образом как Богочеловеку дадеся, по собственному изречению Его, всяко власть на земли, как на небеси (Мф. 28, 18); если Он, по слову Тайновидца, есть Князь Царей земных, то, по сему самому, земные Царь и Царство могут быть истинно благословенны и благоденственны только тогда, когда они угодны Небесному Царю и Его верховному владычеству; угодны же Ему могут быть, несомненно, только тогда, когда право исповедают и деятельно хранят веру, которая есть сила, и средство, и цель Его Божественного владычества. И сию-то истину деятельно исповедует благочестивейший самодержец наш торжественным исповеданием святейшего Символа святейшей Веры Христовой.

Далее весь чин царского венчания Святая Церковь как облаком духа облекает, как благоуханием священного кадила исполняет – обильною молитвою. Каждое восприемлемое Царем знамение величества – порфиру, венец, скипетр, державу – она осеняет божественным именем Пресвятой Троицы. Чтобы усвоить Царю более внутреннее, таинственное освящение, она священным помазанием полагает на нем печать дара Духа Святаго. Наконец приближает его к самой трапезе Господней и на великий подвиг царствования укрепляет его божественною пищею Тела и Крови Господних.

Представляя сие сколь священное, столь же и величественное зрелище, кто не помыслит с благоговением, как велико поистине значение православного царского величества! Оно осенено, объято, проникнуто освящением свыше. Да слышатся и здесь оные древние пророческие от лица Божия гласы: вознесох избранного от людей Моих; елеем святым помазах его; истина Моя и милость Моя с ним! (Пс. 88, 20, 21, 25)

 

Ч. II, 183–186. Ч. III, 310–311.

 

* «Слова и речи Филарета, митрополита Московского» (часть II, изд. 1848 г., и часть III, изд. 1861 г.), из которых заимствовано предлагаемое учение, цитируются следующим образом: Ч. II; Ч. III и затем обозначаются страницы книги.

 

 

 

Продолжение см. в след. номере.

 

 

Календарь монархиста

с 19 августа / 1 сентября по 1 / 14 сентября

 

21 августа / 3 сентября:
– в 1561 году состоялось Таинство Браковенчания Царя Иоанна IV Васильевича Грозного и Княжны Марии Темрюковны.

 

22 августа / 4 сентября:
– в 1651 году родилась вторая Венценосная супруга Царя Алексия I Михайловича Царица Наталия Кирилловна Нарышкина;
– в 1826 году состоялось Таинство Священного Миропомазания и Коронования Государя Императора Николая I Павловича.

 

25 августа / 7 сентября:
– в 1530 году родился первый Русский Царь Иоанн IV Васильевич Грозный.

 

26 августа / 8 сентября:
– в 1856 году состоялось Таинство Священного Миропомазания и Коронования Государя Императора Александра II Николаевича.

 

27 августа / 9 сентября:
– в 1731 году почила Царица Евдокия Феодоровна, в иночестве Елена, первая Венценосная супруга Царя Петра I Алексиевича.

 

29 августа / 11 сентября:
– в 1694 году родилась Принцесса София Шарлотта, Венценосная супруга наследника и Цесаревича Алексия Петровича, державная мать Государя Императора Петра III Феодоровича;
– в 1769 году Русской Православной Церковью было установлено поминовение православных воинов, за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших, потому что, как говорится в Чине, «сей день, в рассуждение пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобнострадающих и о положивших живот свой за Веру и Отечество». «Чин поминовения о православных воинех» был напечатан отдельной книгой;
– в 1725 году был установлен кавалерский праздник ордена св. блгв. Великого Князя Александра Невского. Орден учрежден Императрицей Екатериной I в воздаяние трудов, для Отечества подъемлемых. Девиз его: «За Труды и Отечество». Для участия в праздниках в 1797 году было учреждено особое кавалерское одеяние: епанча, супервест и шляпа. На длинной епанче из красного бархата, на белой тафтяной подкладке с серебряным глазетовым крагеном (воротником), слева, нашивалась орденская звезда увеличенного размера. Супервест из серебряного глазета с золотым галуном и такой же бахромой имел нашитый на груди крест. Черная бархатная шляпа была с бело-красными перьями и с красным нашитым крестом. Ордену была присвоена соборная церковь Александро-Невской лавры. Кавалерам ордена поручались в призрение и попечение инвалидные дома и училища.

 

30 августа / 12 сентября:
– в 1652 году были обретены мощи св. блгв. Великого Князя Московского Даниила Александровича, четвертого Августейшего сына Великого Князя Владимирского, Князя Переяславского и Новгородского Александра Ярославовича Невского;
– в 1724 году состоялось перенесение мощей св. блгв. Великого Князя Владимирского, Князя Переяславского и Новгородского Александра Ярославовича Невского, в схиме Алексия, из града Владимира в Царствующий град Санкт-Петербург.

 

1 / 14 сентября:
– в 1569 году почила Царица Мария Темрюковна, вторая Венценосная супруга Царя Иоанна IV Васильевича Грозного.

 


Царский сборник. М., 2000.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник