ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Детская Голгофа

 

Окончание. Начало см. на стр. 13

 

 

Говорит протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма св. Апостола Иоанна Богослова (историческое подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в Санкт-Петербурге): «Сегодня уже стал ускользать и уходить смысл этого Божиего попущения, смысл этого события, как детской Голгофы начала ХХI века. Единственный исторический аналог события в Беслане – это события, произошедшие в Вифлееме 2000 лет назад, когда в небольшом городке воины Ирода убивали невинных младенцев <...> В России есть какая-то особая детская святость, идущая от Артемия Веркольского до убиенного Цесаревича Алексия. Эта святость продолжается и в наши дни».

Среди детей, плененных в бесланской школе, был 13-летний Саша Погребов. Террорист увидел у него на шее крестик. Он ткнул мальчика стволом в грудь, вминая распятие в худое тельце, потом потребовал: «Молись, неверный!» И услышал молитву – из уст мальчика раздались слова дивного гимна: «Христос Воскресе!» Сказать эти слова в глаза бандиту, который может тут же спустить курок, изливая свою злобу, – это, конечно, исповедничество. Это то, о чем Господь сказал: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Мф. 21, 16). И, как известно, Саша первый выпрыгнул в окно, а за ним и другие ребята. Как будто сила Господа их освободила от страха, и они, как голуби, выпорхнули из клетки. Хотя, конечно, жертвы бесланской трагедии огромны, но, тем не менее, она стала победой – победой Воскресения Христова.

То, что рассказал Саша Погребов, свидетельствует о вмешательстве силы Божией. Ведь никто не знал тогда, что делать: штурмовать школу или сдаться этим бандитам, непонятны были их требования. И вдруг – пронзительный возглас «Христос Воскресе!» на детской Голгофе, который стал свидетельством Православия. И кто же победил? Ваххабиты, мусульмане, которые опозорили свой народ, или же эти дети?..

По словам главы Северной Осетии Теймураза Мамсурова сказанным через год после бесланской трагедии, в республике значительно увеличилось число людей, принявших Православие, в том числе перешедших из мусульманства.

«Убивавшие детей в Беслане бандиты были мусульманами и, совершая свое тяжкое преступление, они кричали „Аллах Акбар!“, а головы их были „украшены“ повязками с надписями из Корана, – говорит протоиерей Геннадий. – Преступники убивали не просто детей – они убивали христианских детей. Для нас эта трагедия должна быть Голгофой, тем событием, которое нам должно напомнить о Вифлееме, о Самом Христе. В этом и есть духовный смысл событий тех дней. Именно здесь пролилась христианская кровь, здесь принесена жертва за всю Россию, за всю Русскую Землю и за весь наш народ».

Отец Геннадий также отметил, что обществу следовало бы обратить внимание на глубочайший духовный смысл совершившейся трагедии. Ведь и Великую Отечественную войну нельзя свести к Нюрнбергскому процессу. Поэтому, безусловно, это событие должно войти в нашу духовную память. «Матери Беслана говорили: „Нам много присылают лекарств, нам этих лекарств хватит на всю республику до конца жизни, но нам важнее другое – то, что вы принесли нам икону. Для нас это большое утешение“».

Батюшка убежден, что событие в Беслане напомнило нам в век рыночных отношений, в век разврата, в век падения нравов о величайших духовных ценностях – о вере, о человеческой жизни, о жертвенности. Бесланские дети явили чудеса веры. Случившуюся трагедию не выразить в законах, цифрах – это событие нравственное, величайшей духовной глубины, и мы должны его пережить именно сердцем и воспринять с покаянием.

Можно сказать, что мы получили новых мучеников – невинных существ, убиенных от агарян.

«Трагедия, названная самым страшным террористическим актом за всю историю человечества, требует духовного осмысления. Нам необходимо ответить на вопросы: почему ее попустил Господь? почему это произошло именно в Осетии? что мы должны увидеть, чему научиться из произошедшего? <…>

Осетия – это древняя Алания. Сами осетины называют себя аланами, или иронами, а Осетия – название грузинского происхождения. Осетины – древний кавказский народ, который еще в VIII–IX веках принял Православие. Аланская епархия входила в состав Византийского Патриархата, причем по списку византийских епархий она шла сразу же после Русской. Осетины остались вплоть до нашего времени единственным горским народом, сохранившим Православную веру среди мусульманского окружения. Этот народ стал исповедником Православия на Кавказе, народом-крестоносцем, народом-страдальцем. Его судьба, его историческая роль во многом схожа с судьбой сербского народа. Как сербы являются свидетелями Православия посреди Европы, в самом центре католического мира, так осетины свидетельствуют о Православии на Кавказе. Благодаря этому народу, Кавказ оставался и остается уделом Божией Матери. Мы помним, что первым уделом Божией Матери была Иверия, ныне Иверия – это часть Грузии, а тогда это был весь Кавказ. Может быть, этим можно объяснить столь трагические судьбы Кавказа, столь мощную мусульманскую экспансию. Это борьба против Матери Божией, против Ее Покрова. Сохранение Православия осетинами – это подвиг целого народа.

Осетины – благородный народ, преданный России. Еще в XVIII веке они обратились к Императрице Елизавете Петровне с просьбой принять Осетию в состав России. Россия защищала Осетию от набегов турков, татар. Ни один осетин не ставил вопроса о правомочности исторического выбора своего народа, никогда Осетия не ставила вопроса о выходе из состава России. В отличие, к сожалению, от многих других народов, даже православных. Осетия всегда была форпостом России на Кавказе. Немного есть народов, которые сохранили братскую любовь к России – были верны ей и в старину, и в XX веке, в Великую Отечественную войну. Осетия не пропустила немцев, стала камнем преткновения их экспансии на Кавказе» (из слова протоиерея Геннадия Беловолова на «Православном радио Санкт-Петербурга»)

Святейший Патриарх Алексий II в дни бесланской трагедии обратился к пастве с призывом молиться за души погибших. И вот уже который год во многих храмах России, ближнего и дальнего зарубежья в эти скорбные даты совершаются заупокойные богослужения.

Простите нас, умученные в Беслане невинные отроки, отроковицы, младенцы – за то, что не осознавали до конца в те дни, когда вы были в пленении, всего масштаба трагедии и духовного смысла происходящего, за то, что были теплохладными, не молились и не постились всенародно, как это всегда бывало на Руси во дни бедствий. Эта трагедия нас обличила. Она нас застала как Страшный Суд – врасплох. Она и сегодня зовет нас к покаянию…

 

Подготовил Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам сайтов:
«Стояние за Истину»,
«Русская линия», «Беслан.ру»,
«Новости Беслана», «Сибирская
православная газета»

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

ЗНАТНО – конечно, известно, очевидно.

ЗОЛОТОЕ ОРУЖИЕ – особенно почетная боевая офицерская награда в Русской Императорской армии, вторая по значению после ордена св. Георгия 4 ст.; палаш или шашка с эфесом и ножками в золотой оправе, на головке эфеса белый крестик и надпись: «за храбрость»; георгиевский темляк на черно-оранжевой ленточке.

 


Золотое оружие
«За храбрость»

 

ЗРЕТЬ – смотреть, видеть.

ЗУБЕЦ – в казачьем обиходе обозначает человека сообразительного, расторопного.

ИГЛА-ЦЫГАНКА – большая игла для пошивки мешков.

ИГРАТЬ ПЕСНИ – петь песни.

ИГРЕНЕВЫЙ – масть; конь светло-рыжий с белыми гривой и хвостом.

ИГРЕЦ – злой дух, нечистая сила.

ИДЕ – где, так же как в церковно-славянском языке.

ИЖДИВЛЯТЬ – расходовать.

ИЗВОЛОК – скат, пологий подъем.

ИЗОК – саранча, кузнечик.

ИЛЕК – левый приток реки Урала.

ИЛЕЦКАЯ ЗАЩИТА – старинный казачий городок на реке Большая Ельшанка; знаменит богатыми соляными залежами, по приблизительному определению – 74 миллиарда пудов; они разрабатывались казаками уже в XV столетии; с 1744 года Илецкая 3ащита причислена к Оренбургской губернии и в начале XX века считалась заштатным городом с населением в 15 тыс. душ.

ИНАЧИЙ – другой, непохожий, иной.

ИНГУЛ – приток реки Южный Буг во владениях Запорожского Низа.

ИНГУЛЕЦ – правый приток Нижнего Днепра; на всем протяжении (550 км) принадлежал Запорожской Сичи.

ИНОХОДЬ – особый ход коня, очень удобный для всадников; на рыси иноходец выносит вперед обе ноги одной стороны, т.е. две правых и две левых, а потому почти не трясет всадника, а только покачивает (обычно конь выносит ноги по диагонали – правую переднюю и левую заднюю, левую переднюю и правую заднюю). Иноходцы часто встречаются среди сибирских и степных пород, а также среди кавказских горных.

 

 

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник