ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Христианское учение о Царской власти
и об обязанностях верноподданных

Из проповедей святителя Филарета Московского*

 

 

Продолжение. Начало см. в № 12 (60)

Посредством публикации изданной до революции брошюры «Христианское учение о Царской власти и об обязанностях верноподданных. Мысли, вкратце извлеченные из проповедей Филарета, митрополита Московского» (Сост. Порфирий Кременецкий. М.: издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1906) мы хотим еще раз обратиться к неоднократно затрагиваемой на страницах нашей газеты теме отношения Православной Церкви к монархической форме государственного правления. Надеемся, что труд святителя Филарета, в котором, кроме этой проблемы, рассматриваются и вопросы личного отношения христианина к Помазаннику Божию – православному Государю, послужит в назидание читателям: монархистов еще более укрепит в благоговейном почитании Царей и молитвенном чаянии восстановления монархии в России, а сомневающимся, неопределившимся и не вникавшим глубоко в данную тему откроет глаза на многие вещи, имеющие непосредственное отношение к душевному спасению.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ:
ВЕРНОСТЬ СЛУЖБЫ ЦАРЮ

 

В верноподданнической присяге нашей мы пред всевидящим Богом даем клятвенное обещание верности нашей благочестивейшему Самодержцу нашему. И чем более все мы дорожим верностию к Царю, тем более каждый из нас должен позаботиться о том, чтоб иметь это качество в полной силе и в совершенной чистоте.

Верность наша Царю и закону должна быть полная, соблюдаемая всегда и во всем, как в великом, так и в малом, простирающаяся даже до самопожертвования.

О ходе и развитии этой нравственной доблести мы имеем от Сердцеведца Бога следующее глубокое наблюдение и откровение: верный в мале, и во мнозе верен есть: и неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть (Лк. 16, 10). Не примечают сего недальновидные. Изменить Царю и Отечеству на войне, расхитить государственное сокровище, осудить невинного на тяжкое наказание – такие и подобные вопиющие неверности против Царя, Отечества и закона поражают всякого, и потому самая тяжесть преступления входит в число средств, предохраняющих от покушения на оное. Но не делать дел царской службы и пользоваться воздаянием или наградою за службу; ввести виды личной корысти в распоряжение делами и средствами общественными; принять в суде ходатайство вместо доказательства и оправдать неправого – это, говорят, небольшие неточности, не препятствующие верности в делах важнейших. Не обольщайте себя! Эти небольшие неточности не очень малы, особенно же потому, что они чреваты большими неверностями. Эта неопасная, по-видимому, неправда в мале ведет за собою пагубную неправду во мнозе. Ибо непреложно слово Спасителя: неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть.

 


Император Николай II и командир полка генерал-майор Н.М. Кисилевский
обходят строй. Царское Село. 17 мая 1909 года

 

Истину сего объясним видимым примером. Обыкновенно внимательнее и тщательнее берегут одежду еще чистую, нежели получившую пятно, которая потому уже легко обрекается на употребление, подвергающее умножению пятен. Так бывает и с одеждою души, и с совестию содеянного: есть внутреннее побуждение беречь ее, когда она чиста; есть особенное удовольствие в сем хранении; есть особенная для сего сила, поелику к чистому близка благодать Божия, укрепляющая и охраняющая. Но как скоро пало на одежду вознерадевшей души хотя одно пятно неправды, душа уже не имеет такой как прежде бодрости, ни так же близкой благодатной помощи к охранению себя от второго и третьего нравственного пятна. При повторении действий неправды чувство нравственное притупляется; око душевное темнеет; глазомер различения между малою и большою неправдою становится меньше и меньше верным; приходит злая привычка. Вот каким образом нравственное направление, попускающее неправду в мале, имеет прямым, свойственным себе исходом неправду во мнозе.

Еще удобнее понять другую половину изречения Христова: верный в мале, и во мнозе верен есть. Ибо всякая сила при постоянно повторяемых опытах, переходящих от меньшего к большему, сама собою естественно развивается, возрастает и достигает возможного совершенства. Так и постоянно действующая верность в мале, естественно, наконец, оказывается верностию во мнозе, что особенно видно бывает при обстоятельствах, благоприятствующих ее проявлению.

Важная принадлежность истинной верности есть готовность к самопожертвованию. Кто верен только в пределах собственной безопасности, тот верен вполне только самому себе. Верность, не расположенная к самопожертвованию, становится ничтожною в тех самых случаях, в которых наиболее нужна и была бы благотворна и в которых с особенною светлостию могли бы открыться ее красота и величие. Защищение Царя и Отечества против воюющего врага, очевидно, невозможно без решительной готовности пожертвовать жизнию за спасение защищаемых. Но и в мирных отношениях внутри Отечества верность не обезпечена, если не усилена до готовности к самопожертвованию. Надобно ли, например, в суде или в начальствовании правого, но немощного защитить от неправого, но сильного соперника или преследователя – кто может это исполнить? Без сомнения, только тот, кто решился лучше подвергнуться гонению, нежели предать гонимую невинность. Надобно ли пред лицом сильных земли высказать не согласную с их мыслями и желаниями, но спасительную для общества истину – кто может сделать это? Без сомнения, только тот, кому приятнее пострадать за истину и общее благо, нежели сохранить себя в покое с ущербом для блага общественного.

Доблестному подвижнику этой добродетели надлежит всегда содержать в памяти обетование и заповедь Небесного Царя: буди верен до смерти, и дам ти венец живота (Откр. 2, 10).

 

Ч. III. С. 220–221, 302.

 

* «Слова и речи Филарета, митрополита Московского» (часть II, изд. 1848 г., и часть III, изд. 1861 г.), из которых заимствовано предлагаемое учение, цитируются следующим образом: Ч. II; Ч. III и затем обозначаются страницы книги.

 

Продолжение см. в след. номере.

 

 

Календарь монархиста

с 2 / 15 по 18 / 31 декабря

 

2 / 15 декабря:

– в 1402 году почил Князь Суздальский, Великий Князь Нижегородский Симеон Димитриевич.

 

3 / 16 декабря:

– в 1533 году почил Великий Князь Московский Василий III Иоаннович, второй Августейший сын Великого Князя Московского Иоанна III Васильевича Великого и византийской Царевны Софьи Фоминичны Палеолог. Начало правления Великой Княгини Елены Глинской при малолетнем сыне Великом Князе Иоанне IV Васильевиче.

 

5 / 18 декабря:

– в 1405 году почила Великая Княгиня Рязанская Евфросиния, Августейшая супруга Великого Князя Рязанского Олега Иоанновича.

 

6 / 19 декабря:

– день тезоименитства Царя-Мученика Николая II. В дневнике Государя за 1917 год читаем: «Мои именины провели спокойно и не по примеру прежних лет. В 12 час. был отслужен молебен. Стрелки 4-го полка в саду, бывшие в карауле, все поздравили меня, а я их – с полковым праздником. Получил три именинных пирога и послал один из них караулу».

 

7 / 20 декабря:

– в 1209 году родился Князь Ростовский Василько Константинович, Августейший сын Князя Константина Всеволодовича и Княгини Агафии Мстиславовны;

– в 1718 году родилась Принцесса Елисавета Екатерина Христина во святом Крещении Анна Леопольдовна, правительница Российской Империи, Венценосная внучка Царя Иоанна V Алексиевича, Высокородная мать Императора Иоанна VI Антоновича.

 

10 / 23 декабря:

– в 1289 году почил Князь Владимиро-Волынский Владимир Василькович;

– в 1536 году почил Князь Старицкий Андрей Иоаннович, шестой Августейший сын Великого Князя Московского Иоанна III Васильевича Великого и византийской Царевны Софьи Фоминичны Палеолог.

 

11 / 24 декабря:

– в 1610 году во время охоты под Калугой был убит самозванец Лжедмитрий II («Тушинский вор»).

 

12 / 25 декабря:

– в 1777 году родился Государь Император Александр I Павлович.

 

13 / 26 декабря:

– в 1278 году почил родоначальник Белозерских Князей Князь Белозерский и Ростовский Глеб Василькович.

 

14 / 27 декабря:

– в 1825 году состоялось восшествие на Престол Императора Николая I, во время которого произошло восстание декабристов.

 

16 / 29 декабря:

– в 1542 году почила святая преподобная Великая Княгиня Московская Соломония Юрьевна, первая Августейшая супруга Великого Князя Московского Василия III Иоанновича, в иночестве София.

 

17 / 30 декабря:

– в 1547 году Иоанн IV принял Царский титул.

 

18 / 31 декабря:

– в 1205 году почил Князь Муромский Владимир Юрьевич;

– в 1709 году родилась Государыня Императрица Елисавета Петровна, третья Венценосная дочь Государя Императора Петра I Алексиевича и Императрицы Екатерины I Алексиевны.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник