АКТУАЛЬНО | СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ | СТРАНИЦА 3 |
Наш сегодняшний собеседник, Сергей Владимирович Добронравов, – человек верующий, неравнодушный и разносторонне образованный: имеет светское и духовное образование, ученую степень кандидата исторических наук. Редакция сочла полезным познакомить читателей с мнением Сергея Владимировича по ряду сложных вопросов церковной жизни.
– Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к вере?
– К Православию я пришел в зрелом возрасте и, по моему глубокому убеждению, это обращение произошло по молитвам моих благочестивых предков (у меня в роду целая священническая династия).
Как и все наше поколение, я рос и воспитывался в период засилья богоборческой марксистко-ленинской идеологии, поэтому предпосылок к обретению веры не было никаких. В то время существовала мощная система «бетонирования» сознания, которая брала человека в оборот с младых ногтей, внушая неприязнь к Церкви, утверждая в сознании ложные псевдодуховные ценности, делая объектами почитания и любви не Христа и святых, а Ленина и его приспешников.
Однако через этот «идеологический бетон» в моей душе пробивались робкие ростки сомнений и недоумений. С детства я задумывался над «вечными» вопросами происхождения мира, смысла жизни и посмертной участи человека, и представления об этом, насаждаемые в средней и высшей школе в качестве непререкаемых истин, меня не удовлетворяли. Я чувствовал ложность эволюционистских теорий, на меня всегда наводила ужас и вызывала глубокий внутренний протест идея небытия человека после смерти, поэтому возникло горячее желание выстроить такую систему взглядов, которая давала бы непротиворечивые ответы на волнующие меня вопросы.
Мое желание исполнилось, когда я познакомился с Православием. Господь-Сердцеведец послал мне на жизненном пути верующих людей, которые предоставили мне доступ к православной литературе. В итоге у меня созрело решение о принятии святого Крещения. Таким образом, мое вхождение в Церковь совершилось относительно безболезненно, без каких-либо жизненных катастроф. С тех пор я пребываю в церковной ограде вот уже более 20 лет.
– Что повлияло на формирование Вашего религиозного мировоззрения в его нынешнем виде?
– Конечно, мое мировоззрение формировалось постепенно, по мере накопления знаний в области богословия, истории Церкви, церковного права и других дисциплин, но определяющую роль в этом процессе сыграли труды и проповеди приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Под их влиянием в моем сознании, изначально не чуждом либерализма, произошел поворот в сторону консерватизма, сформировалось категорическое неприятие модернизма во всех его формах и осознание его величайшей опасности для Церкви. Страшно представить, в какие дебри враг мог бы меня завести, если бы не эта воистину спасительная антимодернистская прививка на начальном этапе!
– Как Вы охарактеризуете сегодняшнее положение Церкви в мире? Какие опасности, на Ваш взгляд, существуют в современной церковной жизни?
– Враг рода человеческого всегда боролся с Церковью двояким образом: извне – посредством гонений государственной власти и антицерковно настроенных слоев общества и изнутри – посредством ересей, посягающих на самые основы веры, и реформ, разрушающих канонический церковный строй.
Наше время – не исключение, хотя оно имеет свою специфику. Так, сегодня в России мы не наблюдаем открытых гонений на Церковь со стороны государства, как это происходит на Западе под знаменем пресловутой толерантности, и в то же время видим безудержную информационную кампанию, развязанную против Церкви либеральными силами.
Что касается внутрицерковной борьбы, то главная опасность ныне – это ползучее наступление модернизма, многоликого в своих проявлениях: это и внедрение русского языка в богослужение, и попытки ревизии богослужебных текстов, и разложение канонической дисциплины, и лжемиссионерство («миссионерские» литургии, рок-«миссионерство» и т.д.), и многое другое. Однако самая опасная разновидность модернизма – это экуменизм. С каждым годом наша Церковь все активнее участвует в работе различных еретических организаций и форумов, непрерывно расширяется сфера двусторонних контактов, вошли в правило совместные молитвы с еретиками.
Окончание см. на стр. 7