ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Модернизм – это духовная болезнь,
которая в Писании определяется как „глупость“»

 

 

Окончание. Начало на стр. 4

 


– Сегодня неравнодушные к происходящему в Церкви верующие говорят о модернизме, экуменизме, обновленчестве. Все это называется ересью, отступлением, искажением догматов, нарушением канонов, апостасией, предательством истины… Не могли бы Вы дать более конкретные и, если возможно, простые (с расчетом на то, что большинство наших читателей не имеют богословского образования) определения данным понятиям и пояснить, чем различаются модернизм, экуменизм и обновленчество, как необходимо ко всему этому относиться?

– Модернизм – это духовная болезнь, которая в Священном Писании определяется как «глупость». В книге Притчей Божественная Премудрость зовет к Себе неразумных: Кто неразумен, обратись сюда! И скудоумному она сказала: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума (Притч. 9, 1–6).

Одновременно звучит голос Глупости, женщины безрассудной, шумливой, глупой и ничего не знающей: Кто глуп, обратись сюда! (Там же, 13, 16).

Одни – православные христиане – откликаются на призыв посланников Премудрости. Вторые слышат голос безумия и идут к Глупости, у которой на лбу написано: «Глупость». Тем самым они переступают через огненную черту, охраняющую человека от принятия антихриста.
Модернизм есть неверие, причем такое, которое стремится морально оправдать и идейно обосновать отсутствие веры в Бога. Если вникнуть, то модернизм во всех его видах представляет спасение совершающимся человеческими силами, а не Божией благодатью. Отсюда свобода и независимость модернистов от церковной догматической веры по Никео-Цареградскому Символу веры. Надо заметить, что этой свободой они очень гордятся.

У модернизма есть три основных идеологических направления:

1) приспособление религиозных воззрений к современному образу мыслей;

2) учение о том, что Бог имманентен (единосущен, однороден) человеку и что культурный прогресс человечества есть Божественное Откровение;

3) вера в то, что цивилизация прогрессирует к Царству Божию.

Безошибочным признаком модернизма служит вера в теорию эволюции.

С другой, весьма важной стороны, модернизм не поддается точному определению. Это безпорядочное смешение ложных и сомнительных мнений, произвольно почерпнутых из современной светской политики, науки и массовой культуры. С этой стороны надо понимать, что модернизм – это модернисты, то есть люди, в корне нечестные, преданные суете. Как говорил блаженный Августин, «устрани суетствующих, и никакой суеты не будет» («Об истинной религии»).

Что касается экуменизма или обновленчества, то это уже плоды неверия в церковное учение о спасении. Причем экуменизм есть предательство христианской православной истины во имя практической пользы и удобств в земной жизни. А обновленчество выражается в богослужебной реформе и безпринципном сотрудничестве с антихристианскими властями или безбожным «гражданским» обществом.

В целом модернизм с его ответвлениями предстает перед нами как новая религия самоспасения и противозаконного самоисследования с основным мифом об «абсолютной свободе человека».

 

– По каким принципам Вы составляете свою энциклопедию? По каким критериям определяете, стоит ли причислить того или иного автора к модернистам? Что можно ответить людям, утверждающим, что создание такого перечня – это навешивание ярлыков, а создатели восхищают себе Божий суд, согрешают осуждением?

– Когда мы прилагаем к деятелю или мнению определения «модернист», «модернизм», мы не обзываем их и не уничижаем. Модернизм приобрел за последние 200 лет со времени своего возникновения определенный комплекс догматов, которые несовместимы с Православием. Иными словами, модернизм – это конкретное явление, и принадлежность к модернизму того или иного автора можно документально доказать. Если кто-либо считает наименование модерниста для себя унизительным, то в его силах не быть модернистом, а исповедовать Православие.

 

– К сожалению, иногда приходится наблюдать, что люди, публикующие обличительные материалы в православно-патриотических СМИ, действительно уклоняются в осуждение, грубость, бездоказательное поношение оппонентов. Ваш ресурс, на мой взгляд, не причастен этой болезни. Как Вы считаете, в чем ее причина и каким образом можно избежать такого перегиба?

– Ваш вопрос очень важный и непростой. Дело в том, что грубость и осуждение действительно существуют, что отражает одичание нашего общества в его целом. В то же время нам следует думать прежде всего не об этикете, а об истине. Да, нехорошо, когда истина выражена грубо или сказана в обидной форме. Но все-таки это истина, а не ложь. Простите, но я предпочитаю такую правду – самой милой и приятной лжи.

Здесь сказывается модернистская либеральная пропаганда, когда основное внимание обращено на политкорректную форму выражения мыслей, а не на самое существо дела. Мы не должны поддаваться такой пропаганде, а смотреть в корень.

 

– В чем, по-Вашему, кроется причина равнодушия к чистоте веры многих современных христиан? Почему люди, годами регулярно посещающие православный храм, зачастую не видят существующих в Церкви проблем, не знают основ Православного вероучения, оказываются неспособными отличить ложь от истины, суррогат – т.н. «розовое христианство» – от истинной веры Христовой?

– Все благое происходит от веры, а все дурное – от утраты или ослабления веры. Так и причина равнодушия – в ослаблении веры, и только в этом. Отличить «розовое христианство» журналов «Фома» и «Нескучный сад» от подлинного Евангельского христианства совсем не трудно. Константин Леонтьев все давно написал в брошюре «Наши новые христиане: Ф.М. Достоевский и гр. Лев Толстой» (1882 г.). Если человек не знает об этом, значит у него нет интереса к своему спасению.

Я говорил выше о модернизме как о «глупости», то есть духовной болезни неведения Бога. То, о чем спрашиваете сейчас Вы, это тоже духовная болезнь, которую можно назвать «невежеством». Люди не знают о плачевном положении вещей, а когда им предлагают ложные учения, откровенно безверные лозунги, типа «веры в человека», встречающейся у митрополита Антония Сурожского, то они «понимают» эти слова в православном смысле.

В целом мы переживаем духовную катастрофу, для которой недостаточно одних только лжеучителей-«глупцов». Необходимы еще два компонента: назовем их «невежество» и «безстыдство».

Для нашей катастрофы недостаточно сплоченной группы оправдателей неверия и неправоверия. Для нее недостаточно и массового духовного невежества, которое истолковывает учение модернизма якобы в православном духе. Нет, всего этого мало: нужны еще избранные, достойные и верующие люди, которые своим безстыдным равнодушием венчают эту пирамиду зла.

 

– Клириков, монашествующих и мирян, обличающих модернизм и экуменизм, нередко обвиняют в попытках спровоцировать церковный раскол. Объясните, пожалуйста, в чем несостоятельность подобных обвинений. С другой стороны, угроза уклониться от единства с Церковью действительно существует, и немалое количество людей становится на этот путь. Как Вы считаете, почему так происходит? Как этого избежать и как не предаться унынию, не опустить руки, наблюдая происходящее?

– Здесь проверяется то, на чем стоит человек, на чем основано его исповедание: на единственном краеугольном Камне – Христе, или на человеческих, в конце концов, соображениях?

Я не верю в то, что «строительством юрисдикций» можно спасти Церковь. Церковь человеческими усилиями не спасешь. Она стоит пред Богом, ожидая от Него Единого спасения. Да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), – говорит Апостол. Святитель Иоанн Златоуст объясняет, что «этим объемлется вера и проповедь, потому что истина есть столп и утверждение Церкви».

От уныния и сомнений никто из нас, грешных, не застрахован. Но ведь вера – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом – в невидимом, обратите внимание!

Придет, придет осуществление ожидаемого! Но на этом пути нас ожидает много искушений, и от них нет иного спасения, как только в той же вере в Бога-Истину.

 

– Кроме догматических заблуждений Вы освещаете проблемы, на первый взгляд, относящиеся более к нравственной области, например, футбольные матчи среди священнослужителей, оправдание смертного греха детоубийства, т.н. рок-миссионерство и т.п. Нравственные отклонения всегда связаны с погрешностями в вероучении? Почему?

– Безусловно, нравственность – то есть следование заповедям Божиим – и неверие и маловерие неразрывно связаны между собой. Если, скажем, человек по примеру профессора А.И. Осипова не верует в Бога-Судию, в Бога-Промыслителя, Бога, наказывающего грешников и милующего праведников, то на чем окажется основана его добродетель? Правильно – на себе самой, а это гордость, самоспасение, погибель.

Мы также должны помнить, что прежде всего нам заповедано возлюбить Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением. Более всех прочих модернисты и лжемиссионеры преступают именно эту заповедь, как тогда, когда отец Сергий (Рыбко) говорит: «Мы были романтиками в „совке“, и тезис, что „Христос был первым хиппи“ я, в общем, принимаю».

Что видно из этих слов? Что человек ценит свое прошлое в движении хиппи, от него никак не отрекается. Где же тут взяться любви к Богу всем сердцем, разумом и душой?

 

– Слышала о том, что Вы собираетесь издавать антимодернистскую энциклопедию? Расскажите, пожалуйста, об этом начинании. Книга еще не увидела свет? Где ее можно будет приобрести?

– Подошло, как кажется, время оформить наши материалы в виде одного тома. Работа над подготовкой к печати почти завершена. Пока мы попытаемся выпустить нашу энциклопедию в электронных форматах.

Скажу Вам о планах вообще, что все они в руках Божиих. Что нас ждет впереди? Тюрьма, нищета, болезнь, смерть? Да будет воля Божия!

Е.Ю. Концевич писала в конце жизни: «Мы находимся в состоянии упадка, и не приходит Моисей вывести нас из Египта. Нужно молить Бога, чтобы Он прекратил Свой гнев, чтобы новая заря взошла над Россией. Необходимо глубочайшее смирение – смиренная мольба, чтобы не отверг Он наших попыток защитить Церковь. Только в смирении возможно спасение. Мы должны стать как дети.

Следует признать в конце концов, что положение наше – критическое. Вы знаете, какая угроза исходит от крестоборческой ереси (митр. Антония Храповицкого). Да помилует нас Бог! Мы не можем ее принять. <…> Надеюсь, Вы понимаете, что я пишу Вам это искренне, желая Вам блага».

 

– Как Вы полагаете, увенчается ли борьба церковных чад против современных лжеучений успехом, т.е. наступит ли такое время, когда ереси модернизма и экуменизма и их проповедники и последователи будут осуждены, отлучены от Церкви?

– Я знаю твердо только одно: избавление от модернизма и экуменизма произойдет не человеческими усилиями и не согласно с человеческими планами. Для верующего, однако, в этом нет ничего разочаровывающего.

К Богу, к Богу нам следует прибегать. В расколе, в отделении, в самочинии – нет веры, а есть человеческая, слишком человеческая деятельность.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник