ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Мы должны пройти между Сциллой и Харибдой –
избрать единственный спасительный путь…»

 

Окончание. Начало на стр. 3

 

 

Нас уверяют, что экуменические встречи имеют целью свидетельствование о Православии инославному миру. Они продолжаются уже 50 с лишним лет – срок более чем достаточный, чтобы оценить достигнутые результаты. Мы вправе были ожидать положительных плодов от этих контактов, таких как обращение в Православие отдельных еретических сообществ или сколько-нибудь значимого числа еретических общин, тем более, что из истории известны случаи массового обращения еретиков и раскольников, например, присоединение к Православной Российской Церкви униатов в Польше в конце XIX века или старообрядцев во второй половине XIX – начале ХХ веков. Но мы видим, что ничего подобного не произошло. Напротив, обильно явлены отрицательные плоды: грубейшее попрание канонов, чреватое извержением из сана и отлучением от Церкви; величайший соблазн для паствы; разрушение догматического сознания экуменистов и, как следствие, подписание недопустимо компромиссных вероучительных соглашений с еретиками, что есть прямое предательство Православия.

Однако мне думается, что в ходе экуменических контактов изначально декларируемая цель постепенно трансформировалась. Возобладала идея о возможности достижения полноты общения в Таинствах, невзирая на глубочайшие догматические и канонические различия. К данной цели экуменисты близки как никогда. Здесь, вероятно, и кроется главный импульс созыва Всеправославного Собора, чтобы авторитетом мирового Православия провозгласить о преодолении тысячелетнего «раскола» и оформить объединение.

 

– Что подтверждает эти опасения?

– Например, в 1993 году в Баламанде (Ливан) представители большинства Поместных Православных Церквей и римо-католики подписали документ, провозглашающий взаимное признание православных и римо-католических церквей церквами-сестрами, а также обоюдное признание благодатности таинств.

В том же году в Шамбези (Швейцария) в ходе богословского диалога между представителями Поместных Православных Церквей и монофизитами (Армянская, Сирийская, Коптская «церкви») был подписан документ, содержащий обязательство сторон взаимно снять все анафемы, наложенные когда-либо в прошлом, и установить общение в таинствах.

Во время визита в Болгарию в 2007 году Предстоятель Константинопольской Церкви Патриарх Варфоломей I прокомментировал болгарскому государственному телевидению итоги Х пленарного заседания Смешанной православно-католической комиссии в Равенне (Италия). Патриарх, в частности, сказал: «Мы, православные, готовы принять первенство Рима в том виде, в каком оно было истолковано и применено <…> в первом тысячелетии <…>. Если мы, с помощью Божией, придем к согласию с католической церковью в том, что касается значения термина „первенство“ <…>, то Вселенскому Патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место – то, какое он занимал до раскола».

И, наконец, приведу самое последнее сообщение, переданное в начале декабря сего года по ведущим мировым каналам религиозной информации: «Папа Бенедикт XVI направил Патриарху Варфоломею послание по случаю праздника святого апостола Андрея Первозванного, покровителя Константинопольского Патриархата, в котором призвал к „реальному и глубокому единству, даже если оно пока несовершенно“, к единству, „основанному не на человеческих мотивах вежливости или приличия, но на нашей общей вере в Господа Иисуса Христа“. Понтифик также призвал „с уверенностью двигаться вперед по пути, который ведет к восстановлению полного единства“. На этом пути уже достигнут значительный прогресс, но его следует и далее развивать, даже если это может показаться „долгим и трудным <…>. Мы намерены продолжать работу в этом направлении“, – добавил папа. Папский документ был вручен Патриарху Варфоломею президентом папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом, который прибыл в Стамбул вместе с делегацией из Ватикана на праздник святого апостола Андрея. Со своей стороны Патриарх Варфоломей I заявил, что, несмотря на трудности, „экуменический путь необратим“. Он также объявил о завершении работ по подготовке к Всеправославному Собору, который будет созван в ближайшее время».

 

– Как мы должны противодействовать такому развитию событий?

– Мы должны пройти между Сциллой и Харибдой, т.е. избрать единственный спасительный путь, не уклонившись ни в раскол, ни в ересь. Для того чтобы не сойти с этого царского пути, необходимо не только в положенные дни и часы присутствовать на богослужениях и приступать к церковным Таинствам, но и глубоко знать основы православного вероучения. Поэтому, во-первых, давайте отринем всякую теплохладность и возьмем себе за правило изучать Священное Писание и святоотеческие труды и сверять с ними все, что говорят священники и архиереи, памятуя о предостережении апостола: Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1, 9).

Во-вторых, нам нужно побуждать священников к ревностному служению, к исполнению своего пастырского долга, а также напоминать нашим архипастырям об их призвании быть блюстителями Христовой Истины и об исполнении ими ставленнической присяги, произносимой принародно.

Ныне настало такое время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4, 3–4). Доверившись таким «учителям», мы можем разделить печальную участь евангельского слепца, последовавшего за слепым поводырем. Поэтому, в-третьих, мы должны искать таких священников и архиереев, которые по всем вопросам учат православно, в русле святоотеческой традиции, и объединяться вокруг них.

Горе миру от соблазнов (Мф. 18, 7). Мы живем во время величайших духовных соблазнов, когда иной раз кажется, что земля уходит из-под ног, но мы ни в коем случае не должны предаваться унынию. Каждый из нас призван защищать веру, неприкосновенность ее догматов и канонов, требовать их неукоснительного исполнения от духовенства, активно выступать против различных проявлений модернизма, ибо молчанием предается Бог! Но делать это эффективно можно только пребывая в церковной ограде. Поэтому безрассудно и губительно поступают те, кто под предлогом соблазнов уходит из Церкви, примыкает к тем или иным раскольническим группировкам либо создает самочинные сборища. Это своего рода духовное дезертирство. Необходимо оставаться в церковной ограде и бороться за чистоту веры. С нами Бог!

 

– Что делать, если решение об объединении с еретиками все же будет принято?

– Решение об унии – это та черта, которую категорически нельзя переступать, чтобы не погибнуть духовно. Если это произойдет, то принявшие унию архиереи таким шагом поставят себя вне Церкви и явятся волками в овечьих шкурах.

Мы должны помнить пророчества великих подвижников благочестия ХХ века – преподобный Лаврентия Черниговского, Кукши Одесского и других, которые предупреждали, что настанет время, когда кругом будут чины церковные, купола станут золотить, храмы строить, но ходить в них уже будет нельзя, потому что благодати там не будет. А благодать отойдет потому, что будет господствовать ересь.

Тогда настанет время действовать по призыву святого апостола Павла: Выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому (2 Кор. 6, 17). Если экуменистам удастся осуществить свои зловещие планы по достижению унии с еретиками, я верю, что любящие Бога архиереи соберутся на истинный Собор и предадут анафеме всех еретиков и отступников. Церковь Божия сохранится, ибо, по Евангельским словам, врата ада не одолеют ее, но, возможно, она будет представлять собой совокупность отдельных общин вокруг верных священников и архиереев. Некоторые великие подвижники благочестия, например, архиепископ Феофан (Быстров), связывали избавление Церкви с фигурой грядущего Царя, который наведет порядок, «удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место». Да будет на все святая воля Господня!

 

Беседовал Сергей ИЩЕНКО

 

 

ОПРОС ||
«О дне же том и часе никто не знает...»

    


        

    1. Верите ли Вы в наступление конца света 21 декабря 2012 года?
     да – 1 %; нет – 99 %

 

     2. Знаете ли Вы, что, согласно Священному Писанию, точная дата Второго пришествия Христова не может быть известна людям?
     да – 96 %; нет – 4 %

 

     3. Знаете ли Вы, что в Православной Церкви есть определенная дата Новолетия – 1-е сентября по юлианскому календарю, к которой приурочено соответствующее богослужебное последование?
     да – 89 %; нет – 11 %

 

     4. Согласны ли Вы, что празднование гражданского Нового года 1-го января по новому стилю неприемлемо для православных?
     да – 92 %; нет – 8 %


 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник