ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Нынешний 2015-й – год 70-летия Победы русского народа над фашистскими захватчиками. «ПК» продолжает публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили этот великий праздник, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – саму свою жизнь.

 

 

БОЧКОВ

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

Родился в деревне Филипповка Барятинского района Московской области в 1915 году. В 15 лет переехал к брату в Москву, поступил учеником на завод «Калибр». Получил квалификацию шофера, окончил аэроклуб. В 1937 году пошел учиться в Борисоглебскую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова. В качестве летчика-истребителя участвовал в советско-финской войне, был удостоен медали «За отвагу».

На фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Сражался на Севере. Прошел воинский путь от рядового летчика до начальника воздушно-стрелковой службы. Совершил 308 боевых вылетов, провел 45 воздушных боев, в которых сбил 7 самолетов лично и 32 – в группе. Погиб в бою 4 апреля 1943 года. Звание Героя Советского Союза присвоено Гвардии капитану И.В. Бочкову посмертно.

 

По мере продвижения в глубь страны враг с каждым днем становился все увереннее и наглее. И вот на помощь нашей пехоте пришла авиация: истребителям поставили задачу штурмовать колонны мотопехоты фашистов. Шестерка «И-16» – «ишачков», как их называли летчики, ведомая Иваном Бочковым, поднялась с аэродрома, взяв курс на запад. Внизу – шоссе, по которому, как сообщил наш разведчик, движется цепь вражеских машин. Бочков положил самолет с крыла на крыло: «Внимание! Скоро цель». Он стал набирать высоту. Тревожила мысль – только бы не напороться на «мессеров» (одномоторные поршневые истребители-низкопланы «Мессершмитт Bf.109», – примеч. ред.) обладавших большей скоростью по сравнению с нашими устаревшими машинами.

Показалась немецкая колонна. Фашисты шли как на параде. «Где прикрытие? Должны быть „мессеры“. Где они?» – задал себе вопрос Бочков, вглядываясь вдаль. Но таких чудес не бывает. – «Вон они!» Маневрируя вдоль шоссе, движутся две пары вражеских истребителей. Бочков как ведущий качнул крыльями, и шестерка «И-16» быстро перестроилась в колонну по одному. Иван поймал момент ввода самолета в пикирование и отдал ручку от себя. Машина устремилась к земле. Как хорошо, что заранее набрали высоту: ведь «мессеры» оказались значительно ниже, и теперь уже не могли помешать атаке.

 

БОЧКОВ И.В.

 

Вот головная машина мотоколонны в перекрестии прицела. Пора. Бочков дает длинную пулеметную очередь. Его самолет по пологой кривой стал выходить из пикирования. Летчик вел его будто по невидимой осевой линии шоссе, поливая огнем своих пулеметов вражеских автоматчиков. А за ним уже входил в пикирование второй «ишачок», потом третий, четвертый… Иван, не теряя скорости, круто взмыл вверх, вышел в хвост колонны, сделал боевой разворот. Заметил, как вдали, над головой колонны вражеские «мессеры» полезли вверх. Поздно. Ведущий «И-16» вновь идет в пикирование, опять штурмует колонну противника. Теперь уже в обратном направлении – с хвоста к голове. Ведомые следуют за ним. Снова пулеметные очереди разят фашистов, поджигают их машины, сеют панику. Итог боя – 20 уничтоженных автомашин с немецкой пехотой.

Трижды качнул крыльями ведущий: сбор, домой! Теперь нелегкая задача – отбиться от «мессеров». Бочков набирал высоту, круто пикировал, вновь лез вверх. А когда «мессеры» зажимали с хвоста, закладывал такие крутые виражи, что от перегрузки темнело в глазах, а вражеские самолеты далеко проскакивали вперед. Так километр за километром отвоевывал расстояние у врага ведущий, приближаясь к своему аэродрому. Наконец, «мессеры» отстали: видимо, и у них кончалось горючее…

Научились драться летчики и на «И-16» – хотя и во многом несовершенных, но хорошо послуживших машинах. Десятки бомбардировщиков и истребителей врага уничтожил полк в первый, тяжелейший год войны. И признанием заслуг его авиаторов, таких, как Иван Бочков, стало новое гвардейское знамя, которое вручили им на заснеженном аэродроме перед очередным вылетом. Полк получил новые самолеты «ЛаГГ-3», не уступавшие фашистским ни в скорости, ни в вооружении…

Газета «Боевая вахта» в апреле 1943-го призывала: «Летчик! Будь таким же стойким, умелым и храбрым в бою, как Гвардии капитан Иван Бочков!» Этот номер газеты вышел уже после того, как герой провел свое последнее сражение.

Погиб Иван Васильевич 4 апреля 1943 года в неравной воздушной схватке во время своего 308-го вылета. Вступив в схватку с шестью «Ме-109», наши два самолета успешно провели атаку, связали боем несколько вражеских машин, разбили строй противника. Но тут Бочков увидел, что его ведомый атакован двумя «мессерами», и поспешил на помощь. Командир смог прикрыть отход товарища, но сам попал под шквальный пушечно-пулеметный огонь вражеских истребителей… Как настоящий ас, Иван Бочков был знаменит своим принципом не повторяться в тактике боя – это и делало его неуязвимым. Но в своем последнем бою он использовал единственно возможную тактику – сам погибай, а товарища выручай…

 

Подготовил Евгений ПОЛЕВОЙ

По материалам сайтов:
http://otvoyna.ru,
http://1941-1945.ru

 

Продолжение следует

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

ПУШКАРИ-АРТИЛЛЕРИСТЫ – Казаки пользовались огнестрельным оружием с незапамятных времен, а пищали и пушки, «малый и великий наряд», хотя и не выковывали у себя, но имели в достаточном количестве, отбирая у турок или приобретая в Дагестане, Великом княжестве Литовском и в Москве.

Первые примитивные пушки почти всегда стреляли прямой наводкой с открытых позиций; обхождению с ними казаки учились на практике. Так и появились среди них пушкари-артиллеристы, затинщики, наводчики, бомбардиры, хорошо овладевшие тактикой боевого применения пушек, постигшие свойства пороха, траекторию полета ядер и картечи.

Наконец, в 1797 году указом Императора Павла I казачья полевая артиллерия была сведена в отдельные роты. Первыми сформировались две Донские конно-артиллерийские роты, по 12 легких пушек в каждой. Эти казачьи соединения находились в Русской армии на особом положении, но наравне с регулярными частями принимали участие во всех войнах, которые Россия вела в 18–19 столетиях. Важнейшие из них: война со Шведами и Прутский поход (1707–1721), войны с Персией (1722–1723) и Турцией (1736–1739), участие в Семилетней войне (1757–1761), новая Турецкая война (1768–1774), Русско-польская война (1794), Итальянский поход Суворова (1799), Наполеоновские войны (1805–1814), новые противостояния с Персией (1826–1828) и Турцией (1828–1829), Восточная война (1853–1855), Кавказские войны (1864–1863), Турецкая компания (1877–1878), война с Японией (1904) и, наконец, Первая мировая война (1914–1917).

 


Обер-офицер и бомбардир
конно-артиллерийской батареи
Кубанского и Терского казачьих войск

 

За этот период в казачьей артиллерии появилось несколько новшеств и произошел ряд переформирований. Так, 4 августа 1818 года для казачьих артиллерийских рот была установлена общая нумерация. Донские – считались 1-й, 2-й, 3-й; Кавказские – 4-й и 5-й; Черноморская – 6-й; Сибирские – 7-й и 8-й; Астраханская – 9-й; Оренбургские – 10-й и 11-й. 6 апреля 1830 года из отборных пушкарей-артиллеристов сформировали восьмиорудийную Лейб-гвардии казачью конно-артиллерийскую роту с правами Молодой гвардии. 8 апреля 1834 года конно-артиллерийские роты были поделены на отдельные батареи. Из четырех донских рот выделили девять армейских батарей и одну гвардейскую, при четырех резервных. Для каждого Войска была введена отдельная нумерация батарей. Одновременно с этим казачья молодежь получила возможность обучаться артиллерийскому делу в «Классе Донских урядников», основанном при Гвардейской Артиллерийской школе. Закончив образование, эти урядники или чиновники, равные по положению с будущими офицерами, выходили на службу в казачьи батареи, где готовили новые кадры обученных пушкарей-артиллеристов. С 1856 года казачьи конно-артиллерийские батареи были уравнены по штатам с регулярными. С 1863 года казаки получили право обучаться в Михайловском артиллерийском училище. 4 июня 1872 года было утверждено Положение о Донской Артиллерийской школе. В 1874-м состоялось учреждение Управления Донской артиллерии, причем донцы должны были выставлять 15 армейских батарей и по одной гвардейской и резервной, а в следующем году по новым штатам мирного времени: одна батарея гвардейская, семь – первоочередных армейских, 14 – льготных, одна – резервная. Изменялись также вооружение и штаты отдельных батарей. При этом все казачьи батареи до конца оставались иррегулярными формациями Русской армии. Командиры и рядовые служили на основании особых Положений. Все казаки имели собственное снаряжение от коня с седлом и сбруей до холодного оружия и обмундирования. Кони под орудийные уносы и под обозы приобретались на средства казачьих войсковых фондов. От казны же получались только орудия, зарядные ящики, винтовки и револьверы для рядовых.

Многие офицеры, рядовые и целые батареи, отличившиеся в боях, заслужили почетные награды. Десятки штаб- и обер-офицеров имели ордена святого Георгия Победоносца и Золотое оружие, а Георгиевскими крестами и медалями были награждены сотни рядовых пушкарей-артиллеристов.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник