АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО
ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО
§ 26
«ЕЛИЦЫ ОГЛАШЕННИИ, ИЗЫДИТЕ»
После молитвы оглашенные изводятся совершенно. Сверх того диакон прибавляет: «Да никто от оглашенных», т. е. да никто из оглашенных в приближающееся в сей час время не присутствует, потому что как новоначальные они не в силах понять глубины Таинства, которое выше всякого слова и разума, понять высоты и страшного совершения освящаемых Даров.
Известно, что слабым зрением смотреть на солнце, питающимся молоком принимать твердую пищу – вредно; необходимо приучать их к этому мало-помалу. Всякий быстрый переход от одного состояния к другому бывает вреден, и предметы, вдруг нас поражающие, не доставляют нам удовольствия. Подобно сему и те, кои должны находиться в числе кающихся, показывая здесь притворство, не должны считать себя чистыми от греха, и потому да не дерзают приступить к освящаемым страшным Тайнам, как и оглашенные. Святой Златоуст в беседе о блудном сыне говорит о подобных людях так: «Никто из неядущих, никто из немогущих взирать на Тельца ядомого, никто из немогущих видеть небесную Кровь, изливаемую во оставление грехов, никто недостойный Живой Жертвы, никто оскверненный нечистыми устами да не прикасается страшным Таинствам. Если имеешь гнев на врагов – уврачуй язву, прекрати вражду, да получишь врачевание от Трапезы. Ты приступаешь к страшной Жертве, постыдись же притворства, ибо для примирения земного с небесным заклался Христос…»
Святитель Симеон Солунский это изведение оглашенных и весь следующий затем великий выход таинственно уподобляет Второму Пришествию Господню и будущему Его Царствию и (в гл. 73, о храме) говорит: «Оглашенные тотчас изводятся, а верным повелевается остаться, потому что время это изображает время кончины мира. Егда бо проповестся, сказано, Евангелие во всем мире, тогда приидет кончина; Господь пошлет тогда Своя ангелы и разлучит злых от праведных. Воспоминая сие, и Церковь повелевает оглашенным выйти и оставаться одним только верным».
§ 27
КТО СУТЬ ВЕРНЫЕ?
Как при начале Литургии диакон, начиная первое моление, говорил: «Миром Господу помолимся», так точно и в начале сей части Литургии он требует от нас мира и говорит: «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Что значит «Миром Господу помолимся» – о том сказано в главе про вечерню, в своем месте. Здесь диакон повелевает остаться в храме только тем, кои достойны приобщиться Святых Таин и приносить Богу усерднейшие и тайные молитвы, а прочие все как неверные должны выйти из храма. Матфей Властарь (под буквою «Е», в гл. 9) пишет: «Иподиакон не должен оставлять церковных дверей, дабы смотреть за изведением из церкви оглашенных и кающихся. Посему и на ектении говорится: „Елицы вернии…“, т. е. оставайтесь в храме, чтобы созерцать Жертву Святых Таин, а „изыдите“ все, непричастные сему».
«ПРЕМУДРОСТЬ» ПЕРЕД
ВОЗГЛАСАМИ ДВУХ ЕКТЕНИЙ
После Евангелия до херувимской читаются одна после другой четыре ектении, но не на всех четырех ектениях полагается слово «Премудрость», а только на двух последних. Раскрытие на престоле антиминса означает, что начинается время совершения Таинства и сошествия Всесвятаго Духа на Божественные Дары. После сего священник, как и при начале священнодействия, как скоро выйдут оглашенные и кающиеся, возбуждает одних верных молиться о себе и сам благодарит Господа Бога, «яко сподобил нас предстати святому Своему жертвеннику», и молит «сотворити ны достойны быти, еже приносити моления и мольбы и жертвы безкровныя». Для возбуждения нас к такому молению и прилагается здесь слово «Премудрость» – перед возгласом «Яко подобает». Но т. к. при этом священнодействии следует приобщиться Святых и Божественных Таин (все настоящее священнодействие состоит из двух действий – совершения Таинства и причащения Божественных Даров), то священник читает и четвертую ектению, в которой возбуждает народ к приличному для сей цели молению, и сам молится, дабы Бог даровал нам «неповинно и неосужденно причаститися Святых Своих Таин». Вот почему на этой четвертой и последней ектении прибавляется второе «Премудрость» – перед возгласом «Яко да под державою». А что слово «Премудрость» произносится для сего, о том смотри в изъяснении вечерни и Литургии в своих местах.
§ 28
ХЕРУВИМСКАЯ ПЕСНЬ
Херувимская песнь «Иже херувимы» возбуждает нас, дабы мы, тайно образуя херувимов или таинственным образом подражая им и приготовляясь вместе с ними припевать трисвятую песнь Животворящей Троице, теперь отложили всякое житейское попечение, т. е. не думали ни о богатстве, ни о славе, ни о других житейских и плотских привязанностях, но достойно приняли Царя всех тварей земных и небесных и почтили Того, Кого почитают на Небеси и Кого окружают ангельские силы. И если так себя приготовим, то можем и мы, плотские, вместе с невещественными херувимами, воспевать трисвятую песнь Животворящей Троице, т. е.: «Аллилуиа».
Святой Герман говорит, что в настоящей службе мы готовимся принять через Причащение Царя всех, для чего в это время Святые Дары из предложения переносятся на престол. В его словах содержится и краткое объяснение Херувимской песни: «Воспеваемая херувимская песнь убеждает всех от настоящей минуты до конца священнодействия иметь внимательный ум и оставить всякое житейское попечение, потому что всем предлежит через Причащение принять Великого Царя».
Такое содержание песни «Иже херувимы» показывает, что она не есть собственно херувимская песнь, но относится к нам и есть научение и возбуждение предстоящих воспевать ту херувимскую песнь, которую херувимы как прежде, так и теперь воспевают, т. е. песнь «Аллилуиа». Доказательство этого, принадлежащее тому же святому Герману, смотри ниже (§ 29). Та же песнь – «Аллилуиа» – называется здесь и трисвятою, ибо трижды поется в честь Животворящей Троицы.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | Нужнейшая добродетель |
1. Знаете ли Вы, что самой необходимой добродетелью Святые Отцы считают рассуждение?
2. Известно ли Вам, почему без рассуждения ни одно благое дело не будет иметь цены в очах Божиих?
3. Знаете ли Вы, что человеку, стремящемуся познать волю Божию, необходимо отказаться от собственных рассуждений и пожеланий?
4. Согласны ли Вы, что и в наши дни Господь не оставляет Свою Церковь без мудрых руководителей в духовной жизни – истинных старцев?
|