ТВОРЧЕСТВО | ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ | СТРАНИЦА 4 |
Продолжение. Начало см. на стр. 3
У Сергея Бехтеева в стихотворении «Правда» есть такие строки:
Тяжела ты нам, Правда-матушка,
Не под силу ты миру лживому…
Где не кинешь взор – все враги твои,
Сеют день и ночь злые плевелы.
Ты ж стоишь одна, сиротинушка...
Стихотворение было написано за месяц до октябрьского переворота 1917 года. Мы поем песню на эти слова, и люди откликаются на нее неизменно глубоко, ведь и сегодня происходит то же. Сейчас на каждом православном человеке, на каждом соотечественнике, живущем по совести и любящем Родину, лежит огромная ответственность, потому что снова может произойти сдвиг, шаг назад.
Но я уверена, знаю и по концертам нашим, и по поездкам хора по России, что сердце русского человека не равнодушно, надо только его разбудить. Если его разбудить к добру, оно становится горячим и жертвенным, может превзойти все ожидания в делании добра. Но как не хотелось бы, чтобы это пробуждение произошло через большие общие скорби… Хоть и поем мы в песне «Радость моя, Христос Воскресе» на слова протоиерея Андрея Логвинова:
Радость моя, неизбежно прийти потрясениям,
Как же иначе очистится грязи налет?..
Хочется достучаться до каждого: еще есть время!
Пусть ноги устали, Болит твоя грудь И спину ты можешь Едва разогнуть. И пусть бы хотелось Тебе отдохнуть, Работы так много Еще впереди, – Иди и буди.
Иди и буди ты Уснувших людей, – Скажи им, что враг – Среди Божиих полей. Их хочет травою Засеять своей… Когда лишь разбудишь, Тогда отойди… Иди и буди. |
Иди и буди Равнодушных людей, Глаголом их жги Вдохновенных речей, Зови их к подножью Святых алтарей… Буди равнодушных, Их сна не щади – Иди и буди.
Пока еще враг Ожидает зари, Пока не погасли Совсем алтари. Работы так много Еще впереди, – Иди и буди».
(Из песни на слова Никандра (Феноменова), епископа Вятского). |
– Почитание Царственных Мучеников, безусловно, ширится. Но для многих верующих (далеких от Церкви людей даже не берем) они пока еще остаются такими же святыми, как и тысячи других, чьи имена есть в наших святцах, – незнакомыми, неблизкими, неусвоенными душой… А Вы говорите о глубокой личной связи каждого человека в России с Царской Семьей. Чем же она обусловлена, в чем именно состоит и как открывается уму и сердцу?
– Отвечу опять же строками из песен, которые исполняет наш хор:
Что ни год, совершает обход,
К вере души людей пробуждая –
Там слезу незаметно сотрет,
Там поправит, плечом подопрет, –
Благодарности не ожидая,
Государь по России идет.
(«Он ходил причащаться в алтарь», прот. Андрей Логвинов).
Но не устает за нас молиться,
И бинты ее на нас видны, –
Государыня Императрица
величайшей на Земле страны.
(«Государыня Императрица», его же).
Русский народ, каким бы он ни подвергался экспериментам и массовым воздействиям, внушениям лжи, как бы он ни был разделен, а все же, надеемся, смеем надеяться, в очах Божиих остается соборной личностью. Во взаимоотношениях этой соборной личности с Государем на протяжении многих веков было единство – мистическое, через воздействие благодати Духа Святаго, через Миропомазание на Царство. Мы знаем, что когда произошли трагические события февральского переворота и Святейшим Синодом было принято решение не поминать Государя, то множество верноподданных, особенно из крестьян, не захотели нарушить присягу. Они обращались в Синод с письмами, ныне опубликованными: объясните, как нам быть, ведь это нарушение клятвы, мы не хотим совершить такой страшный грех… Т. е. неверно думать, что русский народ так запросто отступил от своего Помазанника, иначе и не потребовалось бы столь огромное количество жертв.
Эту глубинную связь с Царской Семьей понимаешь и ощущаешь по мере того, как раскрываются тебе Царственные Мученики, их подлинная жизнь, исполненная подвига самоотвержения, глубочайшего душевного благородства и любви.
Нам с хором довелось восемь раз бывать в Екатеринбурге, из них семь – на царские дни, и петь за ночными богослужениями в монастыре святых Царственных Мучеников на Ганиной Яме и в Храме-на-Крови. Каждую поездку мы везли новые песнопения и хоровые композиции, посвященные Августейшим Мученикам. Естественно, всегда, когда мы ехали, настрой был скорбный. Чем больше читаем о произошедшей там великой трагедии – а каждый год выходят книги, благодаря которым она познается все глубже, – невольно проникаемся скорбью. Но когда туда прибываешь – мы это пережили – Царственные Мученики не дают скорбеть! Ты понимаешь, что здесь это произошло, что это было запредельно безчеловечно, но они – такие великие святые – дарят невероятную благодать и радость, окрыляют дивной теплотой любви, и ты, вроде бы, хочешь скорбеть, а вместо этого – переживаешь Пасху!.. Мы ехали послужить им, ехали с любовью, с желанием потрудиться, преодолеть себя, и каждый раз поражало это пасхальное осенение. Не полагаясь на себя, мы делимся переживаниями друг с другом в хоре. Многие из ребят уже студенты, некоторые – даже выпускники ВУЗов, успели немало узнать, но эта радость – одно из сильнейших свидетельств святости Царской Семьи именно для сердца.
Чем больше любишь святых, тем больше понимаешь, в какой великой связи с ними мы находимся. Государь же нам – действительно отец, Богом данный защитник для всего народа. «Отец» – слово особое, несущее высочайшее достоинство: так мы обращаемся к Богу. У русского человека были родной отец и Государь-батюшка на земле, и был Отец, Иже на Небесех. Такое поразительное богатство было дано нам от Бога на многие века.
Ведь русскому сердцу дано неспроста
Любить Государя и Бога,
И русская рана под сенью Креста
В слезах зарастет понемногу…
Когда мы поем эту песню на слова протоиерея Андрея Логвинова, в детских глазах светится необыкновенная красота.
Много прославлено Церковью святых, и каждого житие хочется знать, чтобы чтить, благодарить, любить. Но если твоего отца убили и он стал мучеником – это особое переживание. У соборной личности русского народа отняли в лице Царя защитника, заступника, отца духовно-кровного, если говорить о мистической стороне.
Тот, кто любит, всегда выиграет; а тот, кто ненавидит, всегда проиграет. Всегда – даже если не в пределах этой жизни, то в вечности, – этот закон не знает исключений. Большое счастье – любить святых и свою Родину, воспитавшую стольких угодников Божиих. Совсем иная полнота и красота бытия души, если она вмещает то, что Пушкин назвал любовью к отеческим гробам, любовью к родному пепелищу. Воистину в них «обретает сердце пищу»!
А если мы оглянемся на нашу историю, – то у нас и не было Родины без Царя. И дело не в прекрасных дворцах и памятниках, которые мы теперь наследуем, и даже не в культуре. Русская история, такая сложная, развивалась в потоке духовного единства Помазанника Божия и народа. Как точно и прекрасно сказал Сергей Бехтеев: «Царь – это лучшие, светлые грезы любящей русской души» (стихотворение «Царь»). У современного человека это отнято, и даже может быть непонятным ему, – и в этом он безконечно беднее своих предков.
Лучшее из того, что было потом, после утраты монархии, явилось плодом взрощенного и выпестованного предыдущими поколениями. А они взрастили это лучшее в единстве и взаимной любви духовной. Почти все хорошее, что у нас и в нас есть сегодня, – это плоды любви наших бабушек и прабабушек – ко Христу, к ближнему, к батюшке-Царю и Отечеству. Это либо открывается, либо нет. Но если впустить святого Царя в свою жизнь, любить его и молиться ему – то словно больше становится твоя душа! Конечно, если любить Христа – она расширяется до самых звезд, делаясь безконечно глубже той души, которая Христа не знает…
– Расскажите, пожалуйста, о педагогическом процессе в Вашем коллективе. Понятно, дети по настоянию педагога обращаются к тем или иным темам, выполняют определенные задания. Но насколько это, опять же, усваивается сердцем? Царская тема – интересна ли, понятна ли она им, волнует ли их на самом деле?
– Слово «воспитание» имеет своим корнем «питание». Прекраснейшее и полезнейшее питание для души – как взрослой, так и детской – богослужебные тексты. Пока мы учим песнопение, дети проникаются его смыслом, его духовной глубиной и красотой. Огромную пользу и радость приносит им погружение в византийскую и знаменную певческие традиции, завещанные нам Святыми Отцами и нашими благочестивыми предками.
Но чтобы душа, окруженная соблазнами современного мира, нравственно расцвела, должны сформироваться многие добрые понятия, должны проснуться многие благородные чувства: благоговение к святыне, бережное отношение к ближнему, любовь к Родине и интерес к ее истории, ответственность, чуткость совести... В этом большую помощь оказывают мне духовные песни на слова русских поэтов, которых за годы работы с хором я написала более ста.
Детям нашего хора очень повезло: во время гастролей по России, Святой Земле, Греции, Сербии, Польше, Франции и другим странам они соприкасались с замечательными людьми – носителями живой православной святоотеческой традиции: архиереями, священниками, монахами, мирянами. Необыкновенно важными были наши поездки в Сербию, Черногорию и Косово – они помогли маленьким исполнителям ощутить себя причастными к православному славянскому братству и обрести в прежде незнакомых людях дорогих сердцу братьев и сестер. Немалое духовное богатство дети приобрели во время упомянутых поездок на Царские дни в Екатеринбург, Алапаевск и Тобольск…
Окончание см. на стр 5