ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Возлияние воскомастиха

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ

 

ГЛАВА VIII:

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ
АНТИМИНСА И ХРАМА,
СОВЕРШАЕМЫЙ АРХИЕРЕЕМ

 

§ 5

ЦАРСКИЕ ДВЕРИ ЗАТВОРЯЮТСЯ

 

«Царския врата затворити, и мирским людем изыти». Не столько для избежания в алтаре тесноты, каковая может быть в присутствии многих людей, сколько для других – высших – целей затворяются при освящении царские врата и выходят из алтаря мирские люди.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 104) говорит: «Когда архиерей начинает действовать, он изводит из алтаря всех, не имеющих священной печати, – потому что приступает к освящению храма. И посему только освященные печатию священства могут присутствовать и должны все без изъятия служить при омовении и устроении престола, – но никто из мирских людей не может быть употреблен к сему служению». И в следующей (105) главе: «Итак, врата заключаются, ибо алтарь становится уже Небом, и туда нисходит сила Святаго Духа. Посему и должно быть там одним небесным, т. е. священным, и никому другому не должно смотреть. Ибо святое – святым, и освященное – священным, доколе совершаются, – и уже после причащения священников преподаются народу, и то не непосредственно, а посредством священников, и при посредстве некоторых завес».

При начатии освящения не только выходят мирские люди, но и все подвижные утвари выносятся из алтаря. Святитель Симеон (в гл. 105-й) говорит об этом: «Износятся и все движимые принадлежности храма из алтаря, – потому что все прочие принадлежности алтаря могут быть переносимы и перелагаемы с одного места на другое, но самый престол должен пребывать на одном месте и все, что находится на нем, никогда не должно быть переносимо с него на другое место. Посему святые иконы, священные сосуды и прочие принадлежности алтаря, имеющие быть перелагаемы с места на место, износятся из алтаря, дабы освятить то, что имеет стоять в нем на одном месте и пребыть навсегда неподвижным». Посему в чине обновления храма в книге «Патриаршеский чиновник» напечатано: «Таже повелевает все, двизатися могущее, изнести из церкве, и ни кадило же оставити».

 

§ 6

ВОСКОМАСТИХ

 

«Горнец с воскомастихом». Воскомастих составляется из воска, мастики, толченого мрамора и других некоторых ароматических веществ и растопляется на огне. Возлиянием этого воскомастиха на углы начинается освящение престола. Самое же действие возлияния имеет два значения: видимое (чувственное) и таинственное; в чувственном смысле воскомастих возливается для склеения углов престола; в смысле таинственном – образует те ароматы, с которыми погребено было тело Иисусово.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 106) пишет: «Берет иерарх сосуд, где находится воск и мастика с ароматами, смирною, алоем и другими веществами, которые все образуют погребение Спасителя, т. к. и самая священная трапеза образует живоносный гроб Христов; воск и мастика соединяются с ароматами потому, что эти клейкие вещества потребны здесь для укрепления и соединения трапезы с углами престола; в соединении своем все сии вещества представляют любовь к нам и соединение с нами Христа Спасителя, которые простер Он даже до смерти».

 

§ 7

ВЕСЕЛЕИЛ

 

«Веселеилу же дух премудрости вложивый…» Веселеил был главный строитель скинии, поставленный Моисеем по повелению Божию; о нем в книге Исхода (гл. 35–36) сказано: Се, нарече Бог именем Веселеила сына Уриина, сына Орова от племене Иудина, и наполни его Духа Божия, премудрости и разума, и умений всех, архитектонствовати во всех делесех архитектонства, творити злато и сребро и медь <…>, яже ко святыни надлежащая, по всем, елика заповеда Господь.

 

§ 8

ПРИ ОСВЯЩЕНИИ ВОЗЛИВАЕТСЯ
НА ПРЕСТОЛ ТЕПЛАЯ ВОДА

 

«Возливает на трапезу трижды от теплыя воды». Омовение это потребно также для двух причин, т. е. для чувственной и таинственной. Святитель Симеон (в гл. 107) пишет: «И сие омовение бывает для двух целей – чувственной и духовной; т. е. для того, чтобы очистилась трапеза омовением, и чтобы освятилась водою, приняв очищение духовное, т. к. она и устрояется для того, чтобы быть вместилищем Духа. Для сего-то употребляется теплая вода, благословенная и освященная чрез молитву. Ибо для освящения сей воды, которая должна послужить к совершению священного жертвенника, архиерей призывает во Иордане крестившегося Господа».

 

§ 9

ПОЛИВАЕТСЯ КРАСНЫМ
ВИНОМ С РОЗОВОЮ ВОДОЮ

 

«Вино красное, с розовою водою смешанное». После первого омытия водою престол поливается красным вином, соединенным с розовою водою. Святой Симеон (в гл. 110) поясняет: «Когда вытерт будет престол (после омовения его водою), приносится благовонное вино с розовою водою. Это делается во изображение того Божественного мира, которое принесла жена в честь погребения Иисусова, как сказано в Евангелии: „Не дейте ея, да в день погребения Моего соблюдет е“ (Ин. 12, 7). Возливая это соединение крестообразно на трапезу, иерарх восклицает: „Окропиши мя иссопом, и очищуся“, и прочие стихи псалма трижды, присоединяя слова к самому действию, во утверждение его и в честь Троицы».

 

 

§ 10

АНТИМИНСЫ СУТЬ ПРЕСТОЛЫ

 

«И кропит архиерей тем же смешением освящаемые антиминсы прочие». Древние и новейшие церковные законы повелевают во всякой церкви иметь престолы, освященные благословением епископа. Но поелику каменные или деревянные престолы не могут быть удобно переносимы в разные и отдаленные места, то многими веками узаконено употреблять льняные или шелковые антиминсы, приготовленные вместо этих престолов и освященные епископами. Таковые антиминсы освящаются архиереем и отдельно от храмов вместо престолов, и вместе с храмами. Слово «антиминс» происходит от греческого «анти» – вместо и «миссион» – стол или трапеза, и есть вещь, употребляемая вместо стола или вместо жертвенника, т. е. вместо престола или трапезы.

Святитель Симеон (в гл. 108) пишет: «Сии антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы; на них совершается все, что и на божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, рассылаются по местам, где нет жертвенника, и на них совершается Божественное священнодействие Таин». И (в гл. 126): «Таково священнодействие обновления священнейшего храма и его освящения. Тут же освящаются, по некоему древнему преданно, антиминсы, имеющие силу священной трапезы и переносимые с места на место по подобию древней скинии, но имеющие большую сравнительно с нею силу: потому что на них священнодействуется Живый Хлеб Небесный. Даются они по усмотрению архиерея и по нужде – туда, где нет храма, также верным людям, отходящим в путь дальний и продолжительный, или самим Царям, чтобы на них можно было совершать Великую жертву и Таинство».

Иоанн, епископ Критский, в своем 13-м правиле говорит: «Кто совершает Литургию и крестит с антиминсом, в особом украшенном божественными иконами месте при некоторых домах или на кораблях, тот не осудится: потому что и клирики, следующие за Царем во время путешествия, священнодействуют с антиминсом на пустых полях в одном каком-либо определенном для сего холстинном шатре».

И еще святитель Симеон Солунский (в гл. 127) пишет: «Совершение антиминсов по всему подобно освящению храмов; при освящении их произносятся те же слова и молитвы, какие и при освящении храмов, с тем только различием, что они не водружаются на одном месте и не соединяются с храмом, потому что для них весь мир есть храм Божий, равно как и потому, что они делаются не из камней, но из ткани, наипаче из льна, в знамение того, что на них священнодействуются страдания Христовы и что они образуют погребение Христово, каковые действия происходили на земле и от земли. Ибо лен – из земли, равно как и гроб Христов был на земле. Итак, все, подобное священной трапезе, приемлют и антиминсы; – и молитвы, бываемые при освящении их, и воспоминание их архиерей творит, когда произносит молитвы, и для освящения их испрашивает нисшествия Божественного Духа. Подобно священной трапезе иерарх и измывает их, и кропит, и мажет миром, творя трижды крест на каждом антиминсе, подобно как и на трапезе, и припевая: „Аллилуиа“. Наконец, к антиминсам прилагаются и частицы святых мощей, помазанные миром, – они влагаются в маленьком мешочке вместо сосудца и пришиваются с восточной стороны антиминса. Словом, все то же без опущения совершается над освящаемым антиминсом, что и над водружаемою божественною трапезою. Ибо и каждый антиминс есть священная трапеза, исполненная славы Божией. Посему же должно наблюдать, чтобы антиминсы не лежали в простых домах и как случится, и чтобы не касались их мирские люди, не имеющие к тому ни потребности, ни достоинства, – они употребляются для священнодействия, а священнодействие без иерея не бывает».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник