ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ТВОРЧЕСТВО ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ВПУСТИТЬ В СВОЮ ДУШУ ЦАРЯ

 


Хор во имя преподобного Иоанна Дамаскина

 

Окончание. Начало см. на стр. 3

 

А у детей души чистые, им много говорить и не надо – они споют одну-другую песню на слова Сергея Бехтеева, Александра Солодовникова, Великого Князя Константина Константиновича, отца Андрея Логвинова – и Господь многое открывает им за их чистоту. Конечно, стараюсь им что-то пояснять, рассказывать что-то доброе.

Большое значение имеет также содержание книг, которые дети и молодые люди читают. Важно заинтересовать их духовным чтением, приносящим душе отраду. Надо добиваться, чтобы они, интересуясь тем или иным вопросом бытия, сами могли находить ответы у Святых Отцов, и чтобы они учились осмысленно жить и имели свой реальный опыт того, как духовное чтение помогает исполнению заповедей и делает жизнь сердца богаче, полнее, интереснее, радостнее.

 

– А как вообще Вы и Ваши подопечные пришли, если можно так выразиться, к Царю? С чего все началось?

– Еще прежде первой поездки, в 2000 году в наш город на праздник Всех Санкт-Петербургских святых из московского храма святителя Николая в Пыжах привезли мироточивую икону Царя-Мученика Николая. Казанский собор был полон. Образ лежал на центральном аналое. Всех нас согрело непередаваемое чувство живого присутствия Государя. Приложиться к иконе тогда нам с хором не удалось из-за многолюдства, но по окончании богослужения святыню перенесли в близлежащий Покровский храм педагогического института. Там, подходя к невыразимо прекрасному лику Государя, все мы стали свидетелями его мироточения. Думаю, это была первая встреча детей – всего хора как единого духовного целого – со святым Царем Николаем, и ее никогда никто из нас не забудет. В дальнейшем нам не раз доводилось петь за богослужениями в храме святителя Николая в Пыжах, молиться перед этим образом и вновь видеть это чудо с миром.

А вскоре мы открыли для себя удивительную по искренности и силе поэзию протоиерея Андрея Логвинова, посвятившего Царской Семье и осмыслению событий первой половины XX века немало стихотворений. Как подарок для меня самой и певчих хора стали рождаться новые хоровые композиции, первую из которых – «Ты глядишь в матросской курточке своей...» и некоторые другие – мы исполняли на концертах, впервые посетив Екатеринбург в 2005 году.

 

– А прежде, до соприкосновения с мироточивой иконой у Вас уже было какое-то отношение, понимание в этом вопросе?

– Да. Еще в самом начале 80-х годов каким-то чудесным образом ко мне попала фотография Государя, и меня буквально пронзили его глаза. Я еще очень мало знала о Царской Семье – только то, что они были убиты, и это как-то всегда тревожило, ранило. Несмотря на ложь, услышанную в школьные годы, сердце влеклось к ним, и чувствовалось, что правда – иная. Помню, насколько поразило меня лицо Царя – лик, глаза, их красота, какая-то совсем особая. С фотографии он смотрел на меня как живой.

В ту пору, а это было самое начало студенчества, у меня была одна-единственная икона Спасителя, подаренная бывшей одноклассницей, верующей. Кажется, я не знала толком ни одной православной молитвы (родители мои воцерковились позже, а бабушка Елена, благодаря которой меня крестили, умерла рано). Молилась своими словами, обычно тогда, когда у кого-то из близких случалось что-то скорбное. И всегда получала просимое… И вот Спаситель на той иконе тоже был словно живой. Ею как бы приоткрывалось окно в иной, духовный мир.

В том же году я познакомилась с моей в будущем дорогой подругой, ныне монахиней Венедиктой, у которой впервые прочла отпечатанные на машинке утренние молитвы. Какое это было потрясение! «Как посмели они отнять у меня самое главное!» – я еще не понимала, кто и как это сделал. Никогда не забуду это чувство обретения сокровища. Еще помню, как померкли тогда для меня многие литературные авторитеты рядом с удивительной поэтической свежестью и красотой этих святоотеческих молитв, благоухающих истиной. Сильно удивило также, что речь в молитвах шла не о чем-то противоположном узнанному в школе, но именно о совершенно новом, о прежде неведомом мире.

И нечто подобное случилось, когда я увидела эту фотографию Государя, от которой не хотелось отрывать глаз. У меня лились слезы, и я только повторяла: «Царю мой, Царю!..» И так долго могла смотреть. Понимаю, что Царь мне просто открылся – пришел в мою жизнь и стал помогать. И сейчас, вспоминая все это, я вдруг осознала, что Государь – первый святой, вошедший в мою жизнь, – еще за 19 лет до церковного прославления Царственных Мучеников.

Потом, когда стали выходить книги о Царской Семье, я старалась ни одну не пропустить. Через эти произведения, а в особенности стихи Сергея Бехтеева, познавалась вся глубина русской трагедии, и заболела душа от того, что многим людям вокруг все равно или почти все равно. Но вскоре произошли перемены – правда о Царе, как родник чистой ключевой воды, начала пробиваться в жизнь людей…

 

Блажен, кто, вписывая повесть

В скрижали четкие веков,

Сберег, как девственница, совесть

И веру дедов-стариков.

 

Блажен, кто Родину не предал,

Кто на Царя не восставал,

Кто чашу мук и слез изведал,

Но малодушно не роптал.

 

Это строки из стихотворения «Немногим» – нашей первой песни на слова Сергея Бехтеева. Офицер Сергей Бехтеев, видевший Государя Николая Александровича на фронте, лично познакомившийся с Государыней Александрой Феодоровной и Царскими детьми во время лечения от ран в Царскосельском лазарете, через всю жизнь в эмиграции пронес великую к ним любовь, боль и веру в будущую Святую Русь. Его пламенное сердце, живое, русское, и огромный талант подарили миру совершенно удивительную, истинно царскую поэзию. Думаю, что стихотворения Сергея Сергеевича должны обязательно изучаться в школах, потому что они пробуждают в юных душах самые прекрасные чувства.

Его поэзия как-то особенно глубоко позволяет понять, какую Россию мы потеряли. Но это отразили и многие другие писатели, чью жизнь 17-й год разделил на прекрасное «до» и трагическое «после»: «Если царская власть – это иго, то оно легче пуха в сравнении с большевицким игом» (Д. Мережковский); «Наши дети, внуки не будут в состоянии представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили <…>, – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье!» (И. А. Бунин).

 

– Ирина Валентиновна, так чего же нам не хватает в первую очередь для возрождения монархии?

– Важно, чтобы доминировал не политический аспект, а понимание того, что Царь – это благодатный дар, который Господь может дать народу, если увидит, что люди готовы его принять. Чем больше сердец будут открыты к принятию этогодара, будут способны любить – тем скорее он придет.

В церковных песнопениях Господь Иисус Христос именуется Женихом нашей души: «Се, Жених грядет в полунощи, блажен раб, егоже обрящет бдяща». Человеческая душа изначально создана, чтобы, пройдя земной путь, стать невестой Христовой. И нет для нее большего блага, чем таинство этой смиренной любви. Все святые свидетельствовали о ней жизнью и смертью. В XX веке с особой силой это явили святые Иоанн Кронштадтский, Царственные Мученики, Силуан и Паисий Афонские...

Будем любить Христа, и Он даст нам все полезное. Повторюсь, не в том дело, чтобы стремиться к монархии как к политической системе, хотя, может быть, в этом тоже есть смысл. Но в первую очередь нужно идти к Божиему мироустройству на земле Русской, к исполнению воли Божией о нас, ко Христу, Который любящему Его народу подаст дар по сердцу: Взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага (Пс. 33, 11).

 

+   +   +

 

Аудиодиски и ноты хора во имя преподобного Иоанна Дамаскина – ценный методический материал и значимый вклад в отечественную культуру. Издания снабжены иллюстрированными брошюрами с текстами исполняемых песнопений и с историческими комментариями. Более подробную информацию можно найти на сайте коллектива: http://damaskinhor.ru, а приобрести диски – в Москве, в магазине «Православное слово» на Пятницкой улице и на подворье Троице-Сергиевой лавры, а также в Санкт-Петербурге, в церковных лавках собора Владимирской иконы Божией Матери и в магазине Новодевичьего монастыря, либо – написав по электронной почте: kratima@mail.ru.

 

Беседовала Анастасия ДЕРЖАВИНА

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник