АКТУАЛЬНО | ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ | СТРАНИЦА 14 |
Окончание. Начало см. на стр. 3
Гражданам, желающим получить универсальную электронную карту, следует знать(!): оператор – ОАО «УЭК» обладает правом использования персональных данных пользователя УЭК – совершения любых действий и правом принятия решений, порождающих юридические последствия в тех сферах жизни человека, с которыми связано применение УЭК.
Таким образом, от наличия и нормального функционирования УЭК теперь будет зависеть вся жизнь человека, получившего эту карту. И именно ОАО «УЭК» будет принимать решения и совершать действия, порождающие юридические последствия об оказании услуг в сфере медицинского обслуживания, пенсионного обезпечения, совершения банковских операций в отношении всех своих клиентов.
Но со всеми ли решениями согласится человек – обладатель УЭК? Ведь интересы клиента далеко не всегда совпадают с интересами банков, в том числе иностранных. А часто интересы банка и клиента бывают противоположны.
Новые изменения в законе (ч. 2, ст. 4) предоставили органам власти, органам местного самоуправления и Банку России принимать нормативные акты по вопросам обработки персональных данных. Таким образом, при предоставлении так называемых государственных услуг эти организации будут устанавливать правила их предоставления.
По законодательству у нас, граждан, нет никакой защиты, кроме обращения в суд. Зато банковские структуры и другие операторы надежно защищены законом и самой электронной системой оказания электронных услуг. Коммерческая структура сможет легко отказать гражданину в предоставлении любых услуг. В случае конфликта у ОАО «УЭК» (банков Сбербанк, «Уралсиб», «АК Барс» и «Ситроникс») есть широкий спектр мер, являющихся составной частью «обработки» наших персональных данных:
– блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
– уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
Применения указанных выше действий в отношении несогласных клиентов от ОАО «УЭК» можно ожидать с большой вероятностью. Давая согласие на обработку персональных данных, человек заранее соглашается и на применение к нему указанных мер. Ведь в «Согласии…» не гарантированы никакие конкретные права гражданина, персональные данные которого «обрабатываются».
В случае судебного спора о применении оператором мер к «пользователю электронной карты» суд скорее всего будет на стороне оператора ОАО «УЭК», которому в соответствии с ФЗ № 152 принадлежит право решать все вопросы, связанные с обработкой персональных данных, целью и методами их сбора и использования. Кроме того, суд учтет и так называемое добровольное «Согласие на обработку персональных данных», лично подписанное человеком.
Эта схема относится и ко всем другим операторам, которые в соответствии с ФЗ № 152 также являются полными хозяевами нашей персональной информации.
Модель действий операторов только апробируется, но уже очевидна тенденция. Многие новоявленные операторы открыто используют репрессивные меры к непокорным клиентам. Это лишь репетиция.
Распространенный пример получения «добровольного» согласия на обработку персональных данных можно видеть в одном из вузов г. Москвы (образцы документов предоставлены студентами вуза). Приказом № 588 от 24 декабря 2009 года Московский авиационный институт (государственный технический университет «МАИ») утвердил бланк «Согласия обучающегося на обработку персональных данных». Мы уже знаем, какие широкие возможности включает в себя понятие «обработка персональных данных». Чтобы у дающего согласие студента не было сомнений в полномочиях оператора, в бланке откровенно перечислены операции: совершение сбора, систематизации, накопления, хранения, уточнения, обновления, изменения, использования (в том числе для передачи), обезличивания, блокирования, уничтожения и трансграничной передачи персональных данных.
Это «добровольное» согласие в приказном порядке студент дает на срок 75 лет, обязуясь сообщить вузу всеобъемлющий объем информации о себе, а также свои основные пожизненные идентификаторы личности: ИНН, номер медицинского полиса, номер пенсионного свидетельства, которые являются несменяемыми. Именно по этим идентификаторам осуществляется доступ во все базы данных государственных ведомств и в базы ОАО «УЭК». С получением согласия вуз становится обладателем неограниченных прав на всю информацию о человеке. Учитывая среднюю продолжительность жизни в России, право вуза на распоряжение персональными данными (75 лет) для большинства студентов будет пожизненным. Никаких законных оснований собирать такой всеобъемлющий объем личной информации о студентах и на такой длительный срок у вуза нет. Приказ № 588 от 24 декабря 2009 года грубейшим образом нарушает ФЗ № 152. Тем не менее, получение согласия является обязательным. По сообщениям молодежи, в некоторых вузах из-за отказа дать согласие на обработку персональных данных студентам не выдают дипломы, не допускают к экзаменам.
Интересен бланк «Согласие пациента на обработку персональных данных», выданный Муниципальным учреждением здравоохранения «Городская стоматологическая поликлиника». В соответствии с этим бланком пациент дает согласие на обработку его персональных данных сроком на 25 лет. Гражданин обязан сообщить поликлинике не только информацию о состоянии здоровья, номер медицинского полиса, но и свой СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде, являющийся ключом доступа ко всем базам данных ОАО «УЭК». В бланке содержится предупреждение о том, что в случае отказа в согласии оператор – стоматологическая поликлиника – имеет право отказать в предоставлении специализированной медицинской помощи.
А вот типовой бланк «Согласия на обработку персональных данных», выдаваемый одним из государственных учреждений г. Москвы в целях кадрового, бухгалтерского и воинского учета. В соответствии с ним человек обязан сообщить о себе полную информацию и дать согласие на осуществление любых действий в отношении своих персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая (без ограничения) сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление), изменение, использование, распространение (в том числе передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также иных действий с персональными данными с учетом федерального законодательства.
Давая согласие на осуществление любых – необходимых или желаемых – действий, человек фактически передает свою жизнь в полное распоряжение работодателя.
Для того чтобы понять опасность согласия на обработку персональных данных, рассмотрим еще одно действие с персональными данными, которое охватывается понятием «обработка», – распространение.
В соответствии с ФЗ № 152 распространение – это действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. Поскольку персональные данные – это любая информация о человеке, то распространение – это фактически не контролируемое человеком ознакомление с его самой конфиденциальной информацией любых физических и юридических лиц по усмотрению оператора.
Если оператор сочтет необходимым, то в процессе обработки-распространения может осуществляться и трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных оператором через государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
То есть ФЗ № 152 дает практически безграничные возможности для любых манипуляций с нашими персональными данными любому оператору, например ОАО «УЭК», стоматологической поликлинике или вузу, получившим согласие человека на обработку персональных данных.
Формальная фраза бланков о праве человека отозвать согласие на обработку персональных данных ничего не решает. К моменту отзыва персональные данные человека уже разосланы в различные базы, где они остаются и используются. Кроме того, отзыв согласия чреват репрессивными мерами оператора. Некоторые операторы предупреждают о них сразу, а другие будут применять на практике без предупреждения. Главное, нужно знать, что никакие электронные услуги не будут оказываться при отказе человека дать согласие на обработку его персональных данных.
Итак, в информационном обществе на первый план выходит новое лицо – оператор, диктующий свои условия гражданам и государству.
Первые примеры санкций за отказ предоставить всю информацию о себе в полное распоряжение оператора уже имеются.
Жительница г. Санкт-Петербурга, пенсионерка, ветеран труда Матросова Н.С. подала в «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» СПб ГУ «МФЦ» г. Санкт-Петербурга заявление об отзыве «Согласия на обработку своих персональных данных». В заявлении пенсионерка пишет, что сбор, хранение, использование и распространение ее персональных данных противоречит статьям 23, 24 Конституции РФ. Однако социальное ведомство, игнорируя не только эти положения Конституции, но и само конституционное право гражданина на социальное обезпечение, незамедлительно лишило ветерана труда социальной поддержки по оплате жилого помещения. Процедура наказания поражает своей простотой и незатейливостью. Гражданину, отозвавшему «Согласие на обработку персональных данных», незамедлительно было направлено уведомление «Многофункционального центра предоставления государственных услуг» СПб ГУ «МФЦ» № КСЛ-2010-6170-у от 3 июля 2011 года о прекращении социальной поддержки по оплате жилого помещения. Для лишения человека заслуженных выплат достаточно лишь подписи работника «МФЦ», в данном случае ведущего инженера-инспектора Шикиной Е.А. Вот какую оценку дала этому факту сама пенсионерка, ветеран труда Матросова Нина Семеновна: «„Многофункциональный центр“ своими действиями совершил антизаконный, античеловеческий акт. Я, ветеран труда, стала изгоем в нашем социальном государстве, подверглась дискриминации, геноциду».
Хитрость в том, что, хотя ФЗ № 152 и гарантирует гражданам право отозвать свое «Согласие на обработку персональных данных», последние изменения в законе предоставили операторам право продолжать обработку персональных данных и после отзыва «Согласия…» гражданина. Более того, новая редакция статьи 6 ФЗ № 152 делает наличие «Согласия…» чистой формальностью, поскольку теперь для получения государственных услуг в соответствии с ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обработка персональных данных является обязательным условием. Все операторы, оказывающие государственные и муниципальные услуги, имеют право требовать согласия на обработку персональных данных либо обрабатывать данные человека без его согласия.
Но даже эти антиконституционные законы (ФЗ № 152, ФЗ № 210) пока не имеют положений о лишении человека права на получение государственных услуг в связи с отказом дать согласие на обработку персональных данных. Однако в нарушение Конституции РФ практика предоставления услуг формируется по принципу: «дал согласие – получил услугу». Сейчас «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» СПб ГУ «МФЦ» является ведомством Правительства Санкт-Петербурга, но после ухода с рынка государства он станет коммерческой структурой, строящей свои отношения с гражданами на рыночной основе. Однако стиль общения и методы принуждения граждан это государственное ведомство закладывает такие, чтобы хозяева рынка государственных услуг в дальнейшем не имели проблем.
Ольга Алексеевна ЯКОВЛЕВА
«Электронные услуги»,
или Приватизация власти.
М., 2013. С. 26–32.