ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ ТАИНСТВА ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ДА НЕ В СУД ИЛИ ВО ОСУЖДЕНИЕ…»

 

 

Окончание. Начало на стр. 4

 

– Некоторые комментаторы проекта «О подготовке ко Святому Причащению», возражающие против обязательности Таинства Исповеди перед Причащением, говорят, что, поскольку они стремятся причащаться как можно чаще, их Исповедь превращается в формальную процедуру и они зачастую не знают, в чем им каяться («Согласен с теми, кто говорит о необязательности Исповеди для тех, кто подходит ко Святому Причастию часто, например, раз в неделю. Сам стараюсь так жить и иногда испытываю трудности с тем, в чем исповедоваться. Постоянно повторять одно и то же – как-то глупо»). Батюшка, что можно посоветовать таким верующим?

– Святые люди, как известно, дар видения своих грехов ставили выше даров прозорливости и чудотворения. Вот насколько он ценен в очах Божиих! Мы сегодня восхищаемся примерами прозрения будущего и чудес, а оказывается, видение своих грехов – самое высшее состояние и показатель богоугодности жизни человека. Почитайте в житиях, патериках, как святые слезно каялись перед смертью. Например, Сысой Великий на смертном одре просил братию помолиться о себе, чтобы Господь продлил его дни ради покаяния. Ученики недоумевали: «Отче, ты ли нуждаешься в покаянии, когда по твоим молитвам и мертвые воскресали?!» А преподобный ответил: «Да я не знаю, положил ли я хотя бы начало покаянию». Если святые люди видели и понимали, в чем им нужно каяться, в страхе и трепете ожидали смерти, считая себя недостойными Царствия Небесного, то что говорить о нас, грешных? Поэтому тот, кто не знает, в чем ему исповедоваться, должен как минимум задуматься, в каком же духовном состоянии он пребывает. И молиться, просить Бога, чтобы Господь открыл ему соделанные им грехи, отнял духовную слепоту и сердечное окаменение. Хорошо также почитать духовные книги, побуждающие к покаянию, в которых разъясняется смысл покаянного делания и то, в чем оно должно состоять.

 

– Еще один вопрос, при обсуждении которого было сломано немало копий, – о посте в субботу. В канонах Церкви сказано: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен» (64-е правило Святых Апостолов). Ссылаясь на это постановление, люди, ратующие за как можно более частое Причащение, утверждают, что готовящимся причащаться на воскресной Литургии не положено воздерживаться в субботний день от скоромной пищи. Разделяете ли Вы такую точку зрения?

– Во-первых, в правилах речь идет просто о посте, а не о говении, поэтому зачитанное апостольское постановление не может отменять установленные Церковью нормы подготовки ко Святому Причащению. И тут надо еще разобраться, что понимали под словом «пост» святые апостолы и древние христиане. Приведу пример из своей жизни. Когда я пришел в Церковь в начале 90-х годов и начал учиться соблюдать посты, то прочитал в какой-то книге, что в древности в период Святой Четыредесятницы в субботы и воскресенья верующие не постились. Пост мне тогда давался с трудом, было тяжело привыкать к строгому воздержанию, и я подумал: «Надо же, древние-то не соблюдали пост по субботам и воскресеньям, почему же сейчас все постятся? Здорово было бы вернуться к древней практике: пять дней попостился, а в выходные разговляешься…» Я даже взгрустнул немного, что времена уже не те. Но потом смирился с существующими правилами и забыл об этой проблеме. И лишь спустя несколько лет я понял, что под постом в правилах понимается не просто воздержание от скоромной пищи, как многие сейчас думают. По Уставу в Великий Пост во все дни недели положено воздерживаться очень строго: до вечера не вкушать вообще никакой пищи, а вечером вкусить сухоядение или вареную пищу, но без елея. А в субботу и воскресение полагается две трапезы, можно покушать сразу после Литургии, вареную пищу, да еще и с елеем, с растительным маслом… Ну, какой же это пост? Древние христиане это и за пост не считали, поэтому и говорили, что в субботу и воскресение пост отменяется. И именно о таком посте – сугубо строгом, полном воздержании от пищи или сухоядении один раз в день, вечером, и говорится в правилах, и он действительно по канонам не полагается в субботние и воскресные дни.

 

– Батюшка, благодарю Вас за интересную и душеполезную беседу, хотелось бы теперь ее подытожить. Итак, в настоящее время проект документа Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению» активно обсуждается в интернете. Священники либеральных взглядов, члены обновленческой общины отца Георгия Кочеткова и сочувствующие им, имея широкий доступ к сети, пытаются создать видимость, будто подавляющее большинство чад Русской Православной Церкви поддерживает упразднение существующих норм подготовки ко Святому Причащению. Они написали ряд пространных комментариев и статей, оперативно размещенных рупором модернистских взглядов порталом «Правмир», предлагают свои альтернативные проекты… В то же время большинство традиционно настроенных пастырей не принимает участия в дискуссии, многие вообще не пользуются электронными технологиями и не имеют доступа к интернету. Поэтому посредством нашей беседы хочется донести до сомневающихся и не разобравшихся еще в вопросах подготовки к Таинству Причащения людей голос верного святоотеческим традициям священнослужителя. Как Вы считаете, батюшка, в каких доработках нуждается предложенный Межсоборным присутствием документ? И как противники всевозможных реформ могут противостоять попыткам навязать нашей Церкви чуждые ей неблагочестивые обновленческие практики?

– Как я уже говорил, документ не показался мне явно реформаторским. Но я бы обязательно дополнил его положением о необходимости как минимум трехдневного поста и исполнения принятого в настоящее время в нашей Церкви молитвенного правила для готовящихся ко Святому Причащению (три канона, Последование ко Святому Причащению и утренние и вечерние молитвы). Понятно, что в пастырской практике могут быть различные исключения из правил, послабления, но они не должны считаться нормой. Ныне используемые правила подготовки к Причащению всем известны, они уже устоялись и передаются верующими из уст в уста, всеми приняты и соблюдаются, и зачем тут что-то реформировать? Нужно следовать существующей практике и закрепить необходимость ее сохранения в церковных документах.

А что касается обновленцев… Ну, что ж поделаешь, – апостасия, последние времена. Диавол на протяжении многих веков пытался разрушить Церковь изнутри, и он, безусловно, продолжает свою работу, находя для нее все новые человеческие орудия. Поэтому здесь нет ничего удивительного, действительно, послушники диавола, модернисты, все более и более активизируются, чувствуя свою безнаказанность и, возможно, даже некое покровительство со стороны высшего церковного руководства. Это печальное явление, но оно попущено Господом. Конечно, мы должны этому противостоять. Как бы они ни старались документально закрепить свои отступления от церковных канонов и традиций, я верю и надеюсь, что основная масса народа Божия просто этого не примет. Я убежден, что все-таки на большинстве обычных приходов Русской Православной Церкви обновленческая практика, даже если ее попытаются внедрить, не приживется. Во всяком случае в нашем храме, как бы красиво не преподносились реформы, верующие их отвергнут как неугодные Богу.

 

– Т. е. наша борьба должна заключаться в том, чтобы хранить святоотеческие традиции, не отступать от них и исповедовать их своей жизнью?

– Да, именно так. Конечно, если у кого-то есть возможность сказать слово для газеты, на сайте, ее нужно использовать, нести святоотеческую позицию в массы. Но если это невозможно, то хотя бы на уровне своего прихода надо стараться сохранять все традиции. На сегодняшний день это наша главнейшая задача: следовать церковным догматам и канонам, хранить учение Православной Церкви, каждому на своем месте, кто как может. Помоги нам в этом, Господи!

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

 

 

Сколько дней поститься перед Причастием?

 

На вопрос рабы Божией Анны отвечает кавказский пустынник монах Константин (Ковальчук), насельник Свято-Троицкого скита в горах Абхазии.

 

Р. Б. Анна: Благословите! Слушала выступление архимандрита Ефрема Ватопедского, когда он был в России, и он сказал, что поститься перед Причастием необязательно. Потом в интернете нашла все по этой теме, и оказалось, что он прав и что вообще надо причащаться как можно чаще, желательно каждую неделю. Но я смущаюсь: правильно ли это? Или я по гордости смущаюсь, ведь сказал духовный человек, игумен Ефрем, и по учению Церкви. Где истина? Спаси Вас Бог!

 

Монах Константин: Господь да благословит всех нас молитвами святых Своих! Анна, в Типиконе, который есть Устав Православной Церкви, сказано: «Те, кто хочет причаститься Святых Таин, должны соблюсти всю седмицу». В последнее время, снисходя к нашей немощи, Церковь неофициально сократила пост до 3-х и даже 2-х дней. Но дальше сокращать его некуда. Отец Ефрем, скорее всего, говорил о той практике, которая существует на Афоне. Но здесь необходимо учитывать, что речь идет о монахах, которые соблюдают уставной пост практически все время. И потому им специального приготовления не требуется.

Если христианин не будет готовиться усиленным постом и молитвой ко принятию Святых Таин, то он потеряет должное благоговение и будет приступать к этому величайшему Таинству как к обыденному делу. Посмотрите, к чему привело такое отношение к подготовке ко Причастию католиков: духовное состояние их «церкви» достойно плача. Внедрить в умы православных мысль о том, что не надо поститься перед Причастием (а потом, что и готовиться тоже не надо), стараются те, кто хочет разрушить нашу Церковь. Это надо понимать. И наконец, неужели так уж сложно три дня воздержаться?

О частоте причащения преподобный Серафим Саровский советовал следующее: причащаться не менее 18-ти раз в год. Это получается примерно каждые три недели, учитывая великие праздники.

 

Источник: сайт Свято-Троицкого пустыннического скита «Пустынник» (http://пустынник.рф/skolko-nuzhno-postitsya-pered-prichastiem/#more-2389)

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник