ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Почему православному христианину
нельзя быть экуменистом

 

Продолжение. Начало в № 14(38)

 


ОСНОВАНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ:
ЭКУМЕНИЗМ НОСИТ ЯВНО БОГООТСТУПНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.
ЧЕРЕЗ ЯКОБЫ МАЛЫЕ ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ИСТИНЫ ОН ВЕДЕТ К
ОТСТУПЛЕНИЯМ БОЛЕЕ СТРАШНЫМ. ВЫНУЖДАЯ ПРАВОСЛАВНУЮ
ЦЕРКОВЬ КАЯТЬСЯ НАРЯДУ С ИНОСЛАВНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ, ВСЦ
ОБВИНЯЕТ ЕЕ В ГРЕХАХ И ЗАБЛУЖДЕНИЯХ, КОТОРЫЕ ОНА НЕ МОЖЕТ
ИМЕТЬ, И ТЕМ САМЫМ ОТРИЦАЕТ ЕЕ СВОЙСТВО «СТОЛПА И
УТВЕРЖДЕНИЯ ИСТИНЫ»

 

В) ЭКУМЕНИСТЫ ТРЕБУЮТ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ ПОКАЯНИЯ НАРЯДУ С ИНОСЛАВНЫМИ
ОБЩНОСТЯМИ ЗА «РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ»

 

Покаяние Православной Церкви в «грехе разделения христиан» будет равносильно заявлению, будто Церковь погрешила в своих твердых догматических определениях против ересей, и допущению – в духе уважения к чужому «верую», – что и у ариан была якобы некоторая правильная устремленность к истине, но Церковь ее не увидела в свое время и потому осудила их на Первом Вселенском Соборе. Значит, Церковь должна пересмотреть вероопределения и Второго Вселенского Собора о Божественном достоинстве Святаго Духа, которыми от Православия отсечены еретики-духоборцы. Ради всеобщего сближения она должна капитулировать и перед несторианами, несогласными с постановлениями Третьего Вселенского Собора, каяться перед ними и просить прощения за то, что объявила Нестория еретиком. Покаянно обвиняя себя, Церкви пришлось бы оправдать дохалкидонцев и монофизитов в их упорном отрицании догматического вероисповедания Четвертого Вселенского Собора относительно способа единения двух естеств в едином Лице Господа Иисуса Христа и реабилитировать – в опровержение самой себя – еретиков Евтихия, Диоскора, Севира и др. (см. 1-е и 95-е правила Четвертого Вселенского Собора). Следуя подобной экуменической логике, Церковь должна была бы так поступить и со всеми прочими еретиками, осужденными Вселенскими и Поместными Соборами. Лишь в этом случае она исполнила бы экуменические требования о глубоких преобразованиях, переменах в церковных структурах и окончательном уничтожении разделительных границ. Но в таком случае Церковь уже перестала бы быть истинной Христовой Церковью!

Только отдавая себе ясный отчет, что Церковь не есть человеческое учреждение, можно понять, почему она не может и не должна каяться. Хотя Церковь здесь, на земле, состоит из грешных людей, она есть Богочеловеческий организм, в который входят, кроме земных членов, еще и отошедшие в вечность праведники, а также безгрешные небесные Ангелы. Об этом пишет святой апостол Павел уверовавшим во Христа евреям: Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов; к торжествующему собору и церкви первенцев (т. е. уверовавших во Христа), написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу (Евр. 12, 22–24). Таков, согласно слову Божию, состав новозаветной Церкви. В нее входят земные люди, право верующие во Христа, чьи имена написаны на небесах, безчисленное множество Ангелов и Сам Христос, сошедший с небес, чтобы возвести земных обитателей в небесные ангельские селения. Так учит о своем составе сама Святая Православная Церковь, что видно из ее богослужебных текстов. Например, в каноне на праздник святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных (память 8 / 21 ноября) в первом тропаре 9-й песни читаем: «Тя неизреченно соединившаго небесным, Христе, земная и едину Церковь совершивша Ангелов и человеков, непрестанно величаем».

Таким образом, требовать покаяния от Православной Церкви – значит требовать, чтобы каялись и несогрешившие Ангелы. Глава Церкви – Сам Господь Иисус Христос, соединивший в одно тело все небесное и земное (см.: Еф. 1, 10, 22–23). Так неужели экуменисты будут требовать покаяния и от Христа? Церковь неотделима от Христа, она есть Его тело. Как живой организм находится в неразрывной связи со своей головой, так и Церковь пребывает в неразрывной связи со своим Главою Христом, составляя с Ним единое целое. Для верующих это особенно осязательно проявляется в Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых. В этом и состоит глубокая основа святости и непогрешимости Церкви Христовой. Следовательно, обвинять тело Христово в грехах и требовать от него покаяния – означает вовлекать и Главу сего тела в общую ответственность за его грехи. Но обвинять безгрешного Христа в грехах – это верх кощунства!

Освящающая сила Церкви, которая превращает кающихся грешников в святых, есть благодать Святаго Духа, Утешителя и Освятителя. Начиная со дня первой христианской Пятидесятницы, она неотступно пребывает в Церкви, чтобы учить ее членов истине (см.: Ин. 16, 13), праведности и святости (см.: Тит. 2, 12). Святый Дух будет пребывать в Церкви вовеки (см.: Ин. 14, 16–17), чтобы изливать благодать на всякого человека, искренне стремящегося ко спасению. Пребывающий в Церкви Дух Святый объединяет верующих вокруг истины, тогда как диавол, наоборот, вводит разномыслия между христианами (см.: Лк. 22, 31). По этой причине требование от руководимой и осеняемой Святым Духом Церкви покаяния в «разделении христиан» равносильно заявлению, что якобы в нем повинен не диавол, а Святый Дух, т. к. Он не внушил Апостолам и Святым Отцам компромиссных формулировок, которые бы объединяли, а не разделяли. Однако малейший намек на обвинение Третьего Лица Святой Троицы в грехе разделения, которое есть дело диавола, – это непростительная хула на Святаго Духа, о которой Господь сказал: Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Мк. 3, 28–29).

Итак, имея в виду богопротивный характер экуменизма, его антиправославную направленность, то, что от малых отступлений от истины он ведет ко все большим, вовлекая православных христиан в «церковь лукавнующих», т. е. в будущую Универсальную церковь грядущего антихриста, и, наконец, помня, что требование покаяния от Православной Церкви равносильно обвинению в грехе разделения ее Главы Господа Иисуса Христа и Руководящего ею Духа Божия, православный христианин должен решительно противиться экуменизму, чтобы не участвовать в непростительной хуле на Духа Святаго!

 

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

 

Перевод с болгарского языка

Печатается с сокращениями

Публикуется по изданию:
СПб., 1992. Текст сверен
с изданием: София, 1998;
исправлен и дополнен редакцией
«Православного Креста»

 

Продолжение следует

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник