ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ИСТОРИЯ РЯЗАНИ ПОЛНА ПРИМЕРОВ НЕОБЫЧАЙНОГО ГЕРОИЗМА И СВЯТОСТИ

 


Успенский собор Рязанского Кремля

 

 

Путь на автобусе от московского автовокзала рядом со станцией метро «Выхино» до Рязани занимает три часа. Уже сама дорога через древние русские города Коломну и Голутвин, созерцание из автобусного окна наших родных полей, лесов и деревушек настраивают душу на высокий лад, становятся как бы прелюдией к встрече с этим замечательным городом – Рязанью. Его богатая и во многом трагичная история исполнена примеров необычайного героизма и святости. Достаточно указать, что лишь только за время княжения святого благоверного князя Олега город Переяславль Рязанский (так Рязань называлась в древности) разорялся татаро-монголами двенадцать раз, но вновь и вновь восстанавливался и возрождался.

Как только наш автобус прибыл к конечному пункту назначения, мы направились в центр города. И вот перед нами старинные кирпичные ворота – вход в Свято-Троицкий монастырь. Одно из первых упоминаний об этой древней обители связано с преподобным Сергием Радонежским. Здесь он останавливался на ночлег, когда приходил в Рязань мирить благоверного князя Димитрия Донского с рязанским князем Олегом Иоанновичем.

Самая известная святыня этой обители – мощи святителя Феодорита Рязанского. Именно при нем в 1609 году был прославлен в лике святых святитель Василий Рязанский (см. о нем ниже) и обретены его нетленные мощи. Он же благословил рязанского воеводу Прокопия Ляпунова и его ополчение на подвиг освобождения Москвы от польских оккупантов, стоял во главе Земского собора 1613 года, избравшего Михаила Феодоровича Романова на Русское Царство, и возглавил посольство собора в Костромской Ипатьевский монастырь, где 16-летний Михаил Феодорович пребывал со своей матерью, инокиней Марфой. Почил святитель в 1617 году, а в лике местночтимых Рязанских святых был прославлен в 1999-м.

По благословению святителя Феодорита было создано два списка с главной святыни Рязанской земли – чудотворной иконы Божией Матери Феодотьевской (Одигитрии Рязанской), принесенной в Старую Рязань с Афона епископом Ефросином около 1225 года. Первоначально образ находился в Кафедральном соборе Старой Рязани. Во время нашествия хана Батыя собор горел, но икона чудом уцелела и спустя почти два века, в1483 году, была обретена близ села Феодотьева в окрестностях Рязани, после чего явила множество чудес. Сейчас она хранится в Кремле, в краеведческом музее. А в кремлевском Успенском соборе можно увидеть современный чудотворный список с Феодотьевской иконы, замироточивший 18-го сентября 2005 года.

Справа от этой иконы в том же соборе под великолепной сенью находится другая величайшая святыня – ковчег с частицей Ризы Господней. А слева, на солее, почивают мощи самого почитаемого небесного покровителя Рязани – святителя Василия.

Святой Василий происходил из Муромских пределов, которые в то время составляли с Рязанью одно княжество. Там он возрос телесно и духовно, получил образование, был пострижен в монашество, рукоположен в священный сан и хиротонисан во епископа. Это было время татаро-монгольского ига, и святой Василий призывал паству к стяжанию добродетели терпения, утешал и наставлял примером своей благочестивой жизни к благодушному перенесению всех несчастий, скорбей и огорчений. Но его ревностное служение стало невыносимо врагу рода человеческого, и тот, чтобы опорочить святого и отвести от великого пастыря многих спасающихся людей, явился перед народом в образе блудной девицы, выходящей из кельи святителя. Неразумные легомысленные муромцы поверили сатанинскому обольщению и положили изгнать святого из города. Совершив последнюю Литургию, святитель Василий взял на руки Муромский чудотворный образ Божией Матери, разостлал на воде свою архиерейскую мантию, взошел на нее, словно на плот, и быстро поплыл по Оке против ее течения – в сторону Старой Рязани. Жители города, узрев столь дивное чудо, уразумели свою неправоту, раскаялись и стали просить у святителя прощения, но он был взят невидимой силой от их очей. В это время в Рязани готовились к вечерней службе, но диакон никак не мог произнести возглас: «Благослови, Владыко». Народ был в изумлении. Затем, словно разрешившись от тайных уз, он сказал: «Не могу начинать. Владыка идет. Владыку встречайте». Тогда весь народ во главе с князем, неся пред собой кресты и хоругви, вышел на берег Оки и с великой честью и радостью принял святого Василия. Это случилось около 1285 года.

В 1288 году хан Элортай окончательно опустошил Старую Рязань, и святитель Василий также на мантии по Оке и Трубежу приплыл в Переяславль Рязанский, где основал новую епископскую кафедру. Здесь же впоследствии упокоились его святые мощи, от которых по сей день проистекает множество чудес. Известен случай исцеления крестьянина Порфирия Ивановича Копенкина, пятнадцать лет страдавшего болезнью ног. Однажды во сне Порфирию явилась Царица Небесная и повелела молиться святителю Василию. После молебна святому больной приложился к раке с его мощами и стал совершенно здоров.

Перед солеей в Успенском соборе почивают мощи еще одного Рязанского святителя – Гавриила. Святой Гавриил, в миру Георгий Иванович Городков, родился в 1785 году в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии. Мальчик рос добрым и кротким, но проявлял твердую волю. По окончании Рязанской Духовной семинарии он поступил в Московскую Духовную академию, где ректором в то время был святитель Филарет Московский, а инспектором – святитель Филарет Черниговский. Молодой академист благоговел перед своими великими наставниками и на протяжении всей жизни поддерживал с ними связь. Приняв монашество и рукоположение в священный сан, святой Гавриил трудился на ниве духовного образования, а в 1828 году был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Будучи архипастырем Калужской земли, он приезжал в Оптину Пустынь и общался с преподобными старцами Львом, Макарием, Моисеем и Антонием. В 1831 году Преосвященного перевели на Могилевскую кафедру, где он принял в лоно Православной Церкви 60 тысяч отошедших ранее от веры предков униатов. Впоследствии владыка Гавриил был Рязанским архиереем и запомнился пастве особым милосердием, благоговением перед святынями и учеными трудами. Блаженно почив 7-го апреля 1862 года, он был прославлен в Рязанской епархии в 1999 году.

Не меньше святого Гавриила в миссионерском деле потрудился святитель Мелетий, чьи мощи почивают справа от амвона, перед солеей. Михаил Кузьмич Якимов, так его звали в миру, родился в 1835 году в семье священника Вятской губернии Космы. Образование Михаил получил в Вятском Духовном училище и семинарии. В 1858 году он поступил в Казанскую Духовную академию, где принял постриг с именем Мелетий. В 1861 году Господь призвал его к апостольскому подвигу в Сибири. Иеродиакон Мелетий успешно вел миссионерскую работу среди бурятов. За десять лет его трудов многие язычники приняли Крещение и воздвигли истинному Богу не один святой храм. Будущий святитель проповедовал слово Божие и тунгусам, кочевавшим вдоль границы с Монголией. В 1872 году он стал начальником Иркутского отдела духовной миссии с возведением в сан архимандрита и настоятелем Ниловой пустыни в Саянских горах. В это время отец Мелетий побывал и в Казани, где встретился с известным миссионером «апостолом татар» Николаем Ивановичем Ильминским, который перевел на татарский язык книги Священного Писания. Эта встреча вдохновила святого на начало работы над серией книг на бурятском языке, первая из которых – «Учение о Святой Православной Христианской вере». За время его управления Иркутской миссией ко Христу обратились 11 тысяч язычников. В 1878 году отца Мелетия хиротонисали во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначили начальником Забайкальской духовной миссии. В период его управления этой епархией к свету истинной веры от мрака шаманизма и ламаизма пришли четыре тысячи человек. 27 лет святитель трудился в Иркутской епархии, после чего был переведен на Якутскую кафедру, где продолжил свой апостольский подвиг. В 1896 году Преосвященный Мелетий занял Рязанскую кафедру, где активизировал работу противомусульманской миссии в Касимовском уезде. Святитель Мелетий почил 14-го января 1900 года, а уже в 1984 году был прославлен в Соборе Сибирских святых.

При входе в Кремль взглядам паломников предстает памятник святому благоверному князю Олегу, правившему Рязанскими землями на закате периода татаро-монгольского ига. Он был современником святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Сначала князья соперничали, и их противостояние иногда переходило даже в междоусобные конфликты. Однако после беседы с преподобным Сергием Радонежским могущественный Рязанский князь склонился к миру с Димитрием Иоанновичем, и святые стали союзниками. Вскоре же благоверный князь Олег по благословению преподобного Сергия принял иноческий постриг с именем Иона, но не оставил и княжеский престол, почти до конца дней своих исполняя возложенные на него обязанности, и блаженно почил в 1402 году. Его святые мощи упокоились в основанном им Солотчинском Рождества Богородицы монастыре, где пребывают и ныне.

В Рязанском Кремле все напоминает о святом Олеге. В его княжеском дворце ныне располагается областной краеведческий музей, в котором хранится отличающаяся высокой степенью портретного сходства реконструкция главы святого Олега, выполненная по методу М. Герасимова.

 

Окончание на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник