ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ,
О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ,
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 

ГЛАВА X:
O ПРИТВОРЕ И ПАПЕРТИ,
ОБ ОГЛАШЕННЫХ И КАЮЩИХСЯ

 

 

§6

ПРИПАДАЮЩИЕ

 

Местом припадающих была последняя половина среднего или молитвенного храма. Им дозволялось, войдя из притвора в храм одною дверью, стоять близ оной, не доходя до амвона, где архиерей облачается. Властарь (в той же 6 гл.) пишет: «Припадающими называются те, кои стоят внутри храма, позади амвона, и когда диакон скажет: „Елицы оглашении…“, исходят с оглашенными». В пятом правиле собора Неокесарийского припадающие называются преклоняющими колена и говорится: «Оглашенный, если согрешит, и если находится с преклоняющими колена, должен быть причислен к слушающим, да не согрешает. Если же, находясь и между слушающими, он согрешит, тогда должен извергнуться». Припадающие и преклоняющие колена, по окончании молитвы об оглашенных, могли, если хотели, стоять всю Литургию в притворе, потому что это, как говорит Вальсамон в изъяснении на второе правило Дионисия Александрийского, служит к большему их сокрушению.

 

§7

СТОЯЩИЕ С ВЕРНЫМИ

 

Стоящие с верными находились, как кажется, в самом недре храма. Они вместе с верными стояли и участвовали во всех молитвах, пениях и поклонении до конца всей службы, но причащения Святых Таин признавались недостойными. Эти кающиеся, удостоенные имени стоящих с верными, несли последний род покаяния. Святой Григорий, сказав о припадающих, говорит и о стоящих с верными: «Припадание, – пишет он, – совершается близ двери храма, и стоящий здесь грешник исходит с оглашенными. Стояние же с верными бывает тогда, когда грешник вместе с верными молится и с оглашенными уже не исходит». Властарь в вышеозначенной главе говорит: «Стоящие с верными вместе с ними молятся и поют псалмы, но причащения святыни (Святых Таин) удерживаются дотоле, пока, по исполнении совершенного времени, примут Божественное общение».

 

§8

ПРИЧАСТИВШИЕСЯ

 

По исполнении сих четырех степеней покаяния, кающиеся хотя и удостаиваются причащения Святых Таин, но не освобождаются совершенно от мер исправления, а несут некоторый пятый род покаяния, сверх прежних четырех. Хотя стоящие с верными к принятию Святых Таин и допускаются, но не получают всех тех преимуществ, какие имеют верные, ничем не опорочившие своей христианской жизни. Эти кающиеся, и удостоившись причащения, носят на себе некоторые признаки прежде бывшего наказания; они не допускаются быть участниками всех без исключения почестей церковных. Посему святой Григорий и называет их особенным именем – причастившимися. Это, кажется, и теперь бывает. Так, некоторые христиане, хотя Святых Таин приобщались, но носят на себе признаки своего покаяния, т. е. ходят слушать церковные молитвы и пребывают в воздержании. Это в простом народе называется отгавливать. Этот пятый род исправления, кроме кающихся, исполняли и оглашенные, о чем смотри в 4-й части, главу 7, § 1.

 

§9

ПРИТВОРЫ – ДОМЫ ОГЛАШЕННЫХ

 

В притворах оглашенные не только стояли во время церковных служб, но оставались там и для слушания Катехизиса, который им объяснялся. Посему притвор и может назваться началом храма, предхрамием или домом оглашенных. Симеон Солунский (в 154 гл.) пишет: «Притворы называются началом храмов, т. е. домом оглашенных: и это значит то, что оглашенные общниками Божественных Таин делаются только чрез слушание и зрение: они только устнами и языком исповедуют веру и поют глаголы благочестия, но не стоят вместе с верными и не молятся с ними; эти грешники не присоединены еще к числу верных, но отделены от них». В тех же церквах, где внутреннего притвора не было, оглашенные и кающиеся, которым надлежало стоять в притворе, стояли в последней части молитвенного храма, у задней стены за амвоном. Симеон Солунский (в гл. 152) говорит: «Так стоит благочестивый народ во храме, видимо образуя мир небесный и земной; входят в него только одни люди благочестивые, которые на земле Божией благочестиво воспевают Владыку неба и земли. Нет здесь ни нечестивых, ни иноверующих, так как нет ничего общего у Христа с велиаром. Те же, которые хотя и благочестивы и веру Христову исповедуют, но еще не просвещены и Божественного Крещения не приняли, стоят в последней части храма, за амвоном. Неверные же, которых члены не запечатлены церковным благословением, совершенно извергаются. Также не удостаивается общения с верными падший после Крещения, отрекшийся Бога или осквернивший себя братскою кровию, соделавший убийство, или учинивший другое что-нибудь, препятствующее общению». Наконец, тот же Симеон Солунский (в гл. 153) свидетельствует, что теперь не все кающиеся вместе с оглашенными выходят из храма. «Прежде, – говорит он, – все, не принадлежащие к числу верных, вместе с оглашенными выходили из храма. Но теперь, как Святые Отцы нашли необходимым, выходят только оглашенные, отрекшиеся веры и убившие кого-нибудь. Прочие же, принявшие святое Крещение, остаются во храме; они только несут особливый подвиг покаяния, назначаемый духовными отцами. Выводимые из церкви в то время, когда совершаются страшные Тайны, стоят в паперти или на месте, назначенном для оглашенных (в притворе)».

 

§10

ОГЛАШЕННЫЕ ИСПОЛНЯЮТ ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТЕПЕНИ

 

И самые оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию христианской веры и Крещения, исполняли все четыре рода покаяния, впрочем исполняли их хотя без ослабления, но не в одинаковой степени с кающимися. Один из древних писателей говорит: «Всегда должно помнить, что оглашенные в вере проходили чрез многие степени. В древности не рождались, но делались христианами, и делались не скоро и не случайно, но постепенно, по прошествии некоторого определенного для сего времени. Так точно животным, чтобы от начала своего зачатия до рождения развиться, принять свой настоящий вид и выйти на свет, требуется больше времени, чем неодушевленным предметам. Если же кому-нибудь свет, от Бога происходящий, внушит мысль быть христианином, тому прежде всего в уединении и в отдельном месте показываются и объясняются все обманы и суеверия его прежнего язычества. Но к слушанию Божественных и истинных поучений, преподаваемых верным, таковой оглашенный не допускается и проходит степень покаяния, как плачущие. Потом уже позволялось ему являться к слушанию поучений христианской веры; и все находящиеся в сем состоянии назывались слушающими. Затем оглашенный проходил третью степень, где позволялось ему участвовать во всех тех молитвах, которые установлены для оглашенных третьего разряда, и право преклонять колена в самой церкви. Наконец, по прохождении сих трех степеней, оглашенный, по общему обычаю, переводится в число избранных или стоящих с верными и после всего этого он вместе с другими омывается святым Крещением». Избранными некогда назывались те, кои, пройдя все катехизические и огласительные испытания и представив доказательство своего истинного благочестия, отделялись от прочих оглашенных и считались, по усмотрению священноначальников, достойными Крещения, которое рано или поздно и принимали.

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.


Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

НЕКРОЛОГ ||
Вечная память патриоту России!

    


А.А. Сенин с С.А. Матвеевым в редакции
«Русского вестника», 1993 год

     Не ложатся слова тоски и скорби ни на сердце, ни на бумагу – так тяжело писать некролог другу!
     В воскресение, 6-го октября с.г., за один день до своего 68-летия, скоропостижно скончался замечательный русский человек, гордость нашего Отечества, главный редактор газеты «Русский вестник» Алексей Алексеевич Сенин.
     Случилось это на передвижном пикете ДПС, на 49 км шоссе С-3, Москва-Киев. По свидетельству сотрудников ГИБДД, Алексей Алексеевич остановился у передвижного пикета правительственной трассы и попросил помощи. Чувствуя возможно опасное для окружающих собственное недомогание, дотянул до пикета и попросил вызвать скорую помощь. Прибытие «скорой» не заставило себя долго ждать, но, тем не менее, оставалось лишь констатировать смерть. Заключение – острая сердечная недостаточность. Такова история этого скорбного события, поведанная сыном Алексея Алексеевича – Иваном Алексеевичем Сениным. Детали же происшедшего знает Господь Бог.
     Созданная Сениным в 1990 году русская газета, предупреждая о грядущей очередной революции, которую лукаво называли «перестройкой», несла в себе, с первого своего выпуска, серьезную опасность для сил зла. Непрерывные нападки и суды, учиняемые врагами России, рвали, как хищные звери, сердце чуткого и верного человека, и вот результат. Но неслучайно, видимо, Игорь Тальков и Алексей Алексеевич Сенин умерли в один день – 6 октября. Вечная память вам, русские герои! Вечная память и утверждение в Истине любящим вас!


Сергей МАТВЕЕВ, донской казак, есаул

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник