Рейтинг@Mail.ru
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НЕПРИДУМАННАЯ ИСТОРИЯ СЕТИ ЛУКАВОГО СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Как я, будучи баптистом,
обрел истину Православия

 

Продолжение.
Начало см. в № 7 (31)

 

Православные не отступили от Истины. Они всегда хранили и подвизались за веру, однажды преданную святым (Иуд. 1, 3). Так, на Вселенских Соборах учениками Апостолов был принят Символ веры, в котором кратко выражалось все учение Церкви. Ибо Господь наш Иисус Христос заповедал, говоря; не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос (Мф. 23, 8). Этими словами Господь предупредил учеников, чтобы они не учили чему-либо от себя, но только тому, чему научились от Него. Потому что тот, кто проповедует свое учение, есть учитель, а кто научает тому, чему научился от Другого, тот ученик Учителя. Поэтому святые строго-настрого запретили предлагать что-либо новое или же упразднять имеющееся учение Церкви. А на тех, кто дерзнет к Символу веры что-либо прибавить или убавить, святые наложили анафему.

Католики же прибавили к Символу веры Filioquе, т.е. приставку «и от Сына», за что и были обличены в отступлении от истины Православными восточными Патриархами. Но папа римский, желая узаконить свою власть над Церковью, приказал всем Поместным Восточным Церквам подчиниться Риму и признать, что он, папа, является наместником Бога на земле, что его слово есть закон, и он может все, даже изменить Священное Писание. Конечно, этот вздор никто из здравомыслящих людей не принял, и в 1054 году папа Лев IX в гневе проклял Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всех, не подчинившихся папской власти, вследствие этого произошло полное отпадение католиков от истины Православия.

Я замолчал. Все слушали мой рассказ с интересом и вниманием, потому что они не знали истории, ведь наш пресвитер запрещал читать «чужие» книги.

– Ну, а что дальше? – спросил брат В., ожидая продолжения повествования.

– Вскоре после этого папа Урбан II в 1095 году на соборе в Клермоне призвал весь католический мир к крестовому походу на Восток. Через год католики из Франции, Германии, Англии, Скандинавии, Италии и Испании двинулись на Константинополь и Иерусалим. Кровавые расправы, чередовавшиеся с кощунственными служениями католиков, свидетельствовали об их нечестии. Но многие латиняне понимали, что творят беззакония, к тому же их обличала совесть. Как следствие – «безгрешный» папа ввел продажу индульгенций, и теперь каждый грешник, покупая индульгенцию, получал якобы прощение любых грехов. От этой ереси стали распространяться разврат и насилие.

Видя это нечестие и обман, католический монах Мартин Лютер (1483–1546), профессор библеистики Виттенбергского университета, восстал против папы. В сентябре 1517 года он прибил на воротах Виттенбергского замка табличку с 95-ю тезисами против папства. Так возник протестантизм.

Но благое желание Лютера не увенчалось успехом, потому что он не стал искать истинную Церковь, которую утвердил Господь и которую не одолеют врата ада. Лютер стал проповедником нового лжеучения – вне западного римско-католического и вне восточного православного исповедания. Критикуя и искореняя папство, он еще более повредил истину, упразднив Священное Предание. От Адама до Моисея не было Писания. Священное Предание существовало изначально, и во всей полноте оно сохраняется в Православной Церкви. Лютер же не обратился к Православию, но решил создавать новое, свое учение. А вы ведь помните, как апостол Павел велел предавать анафеме даже Ангела с Небес, благовествующего что-либо новое.

Самое главное утверждение католиков – непогрешимость папы – абсолютно противоречит Писанию, в котором сказано, что все согрешили (Рим. 5, 12). И если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1, 8). А Лютер усугубил это отступление, признав безгрешным не одного человека, а всех последователей своего движения.
Вот у баптистов есть чин покаяния. Он совершается один раз, и все. А в Православии он происходит каждый день, каждый час, каждое мгновение. Помню, как однажды на собрании я вышел на середину со слезами и с молитвой мытаря, а ушел фарисеем. Мы должны непрестанно каяться, ибо это и есть молитва, угодная Богу. Он призывает к покаянию. И лишь только покаянное чувство делает человека смиренным. А Господь говорит: подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Петр. 5, 5).

– Ты знаешь, – сказал брат К., – я помню, как мы однажды приехали в райцентр, а туда на собрание пришли несколько молодых православных парней. Мы приняли их сначала за семинаристов, но потом поняли, что это не так. Они почти не знали Писания, но вступили с нами в полемику. Один из них сказал, что он грешник, и спросил меня о том, считаю ли я себя грешником или нет. Я сказал, что когда-то я был грешником, а теперь покаялся и уже не имею грехов. Он рассмеялся. Тогда я спросил его, почему он смеется, а брат тот ответил, что смеется над бесовской гордыней, и спросил:

– Так ты считаешь себя святым?

– Да, – серьезно ответил я.

– Скажи мне, только честно, у тебя не бывает помыслов вожделения при виде красивой девушки?

Я не знал, что ему ответить, так как он попал в самое больное мое место, и поэтому молчал, но сестра С., стоявшая недалеко от нас, вмешалась в разговор и сказала:

– Нет, брат, у него не бывает таких помыслов.

– Вот это да! – удивился он, – а как же ты совсем, совсем не грешишь?

– Нет, – ответил я, немного смущаясь.

– Прости, но в это я поверить не могу, – сказал православный брат. – Это означает, что ты делаешь только добрые дела?

– Да, – ответил я.

– А какие? – спросил он.

– Посещаю с братьями больницы, помогаю нуждающимся, пою в хоре...

– Ну, вот ты уже и согрешил, – перебил меня православный.

– Как согрешил? – удивился я.

– Господь сказал: не трубите перед собой о своих добрых делах, а ты мне тут хвалишь себя, какой ты добродетельный.

Я помню, тогда сильно обиделся, а потом много размышлял над этим и пришел к выводу, что он прав. Я ведь грешу. Пусть особо страшных грехов и не совершаю, но все равно иногда кого-то осуждаю, или раздражение возникает, а подчас и грубость какая-то вырвется.

– Слава Богу, – сказал я. – В этом ошибка учения Лютера: мол, покаялся один раз и греши себе на здоровье, только верь, что ты уже спасен. А ведь каяться надо обо всех соделанных нами грехах. Как только согрешил, так надо идти на исповедь и каяться. А диавол погубил Лютера за то, что он оставил покаяние и возомнил из себя учителя, перестав быть учеником. «Ты – освободитель христианства», – сказал ему однажды кто-то. «Да, – согласился Лютер, – это так». Но его «освобождение» было обманом. Лютер считал себя дровосеком, прорубившим в лесной чаще просеку, но, к сожалению, тропинка эта вела не к Учению Христа, а в противоположную сторону. «Я и сам не знаю, какими духами я обуреваем», – писал Лютер. «Наш великий пророк, святой апостол Мартин» – так назвали его в начале реформы и «злой Виттенбергский папа» – впоследствии.

– Но может Лютер, живя на Западе, не знал о Восточной Православной Церкви? – спросил брат Г.

– Я тоже так сначала думал, но потом нашел одну книгу, в которой прочитал о том, как Лютер относился к Православию. «Ни Собор Никейский, ни первые Отцы Церкви, – писал Лютер, – ни древние общины Азии, Греции, Африки не были подчинены папе. Да и сейчас на Востоке существуют истинные христиане, у которых епископы не подчиняются папе». Это он писал о Православной Церкви. Он был также возмущен тем, что католики не почитают восточных святых мучеников. «Не вопиющая ли несправедливость извергать из Церкви и даже из самого Неба такое великое множество мучеников и святых, – писал Лютер, – какими за четырнадцать веков прославлена Восточная Церковь?»

– Как, Лютер почитал святых? – удивилась сестра Л.

– Как видишь. Апостол Павел говорил: поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7). Вот Церковь Православная и поминает. Составляет жития святых угодников, пишет им иконы, отмечает памятные дни. Как ветхозаветные праздники установлены были в воспоминание древних святых и событий, связанных с ними, так и новозаветные церковные праздники совершаются в память о Евангельских событиях и святых, угодивших Богу.

– Но ведь так можно из святых сделать себе кумиров? – возразила Л.

– Да, можно. И в почитании икон, и в почитании Божией Матери и святых угодников Божиих есть опасность языческой латрии. Но это не значит, что почитание надо отвергать совсем. Некоторые и от молитвы сходят с ума, но мы же не можем запретить из-за этого молитву. Всякая заповедь Божия имеет опасность неисполнения. В этом и заключается свободная человеческая воля. Можем исполнить, а можем нарушить. Так и со святыми: можно благоговейно поминать наставников и подражать вере их, как это делает Православная Церковь, и просить их молитв пред Богом, ведь у Бога все живы. А можно как сектанты дойти до безумия и почитать своих наставников за богов.

– А зачем православные читают молитвы, составленные святыми, а не молятся своими словами к Богу, – спросил брат Г., – ведь мы с родителями не говорим по бумажке или по молитвеннику, а обращаемся просто своими словами. Так надо и к Богу обращаться.

– Так-то оно так, – сказал я, – да не совсем. Вот, представь, что твои слова, сказанные в молитве, это музыка, т.е. импровизация. Все мы знаем, что ты прекрасно играешь на скрипке. Так ведь?

– Да, – ответил Г.

– Скажи, ты взял скрипку в руки и сразу же стал импровизировать?

– Конечно, нет.

– А что ты делал прежде?

– Играл гаммы, арпеджио, упражнения, этюды...

– А потом?

– Потом классику. Произведения известных композиторов.

– И только тогда научился импровизировать. Так ведь?

– Да, – ответил брат Г.

– Вот так и в молитве. Прежде чем говорить своими словами, надо сначала научиться молиться теми молитвами, которыми молились угодники Божии. Ведь и Христос нам заповедал: молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш <...> (Мф. 6, 7–9).

Лютер тоже не сразу своими словами молиться стал, но сначала по молитвеннику читал. Латинский язык очень сложен и непонятен, не то что церковно-славянский.

– А почему в Православной Церкви служат на славянском, а не на русском языке? – спросил брат К.

– Церковно-славянский является богослужебным языком. Вот, например, ты, когда ходишь по квартире, надеваешь халат и тапочки, но разве на молитвенное собрание ты пойдешь в таком виде?

– Конечно же нет, – ответил К. – Я стараюсь одеться поприличнее. Ведь я же иду молиться Богу.

– Так и в языковой области есть различие – обычный разговорный язык, на котором мы общаемся дома, на рынке и вообще в повседневной жизни, и церковно-славянский – язык, на котором мы говорим с Богом.

Надо, братья мои возлюбленные, изучать не только Библию, но и церковную историю. Вы, наверное, слышали, что в Америке несколько больших протестантских общин полностью перешли в Православие. Сначала они стали всесторонне изучать историю христианства от Апостольских времен, а, исследовав ее до мельчайших подробностей, оставили ложное протестантское учение и приняли Крещение от православного священника. Ведь Истина одна!

Я посмотрел на часы. Оказалось, что мы не заметили, как пролетело время. Простившись со мной, мои гости взволнованные поспешили домой.

 

Инок АНАСТАСИЙ

Окончание следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник