Рейтинг@Mail.ru
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Больная и здоровая мистика

 

Продолжение. Начало см. в № 3 (27)

 

 

 

2) Второй способ уберечься от лукавства демонов – ко всякому видению относиться с полным недоверием.

Один добродетельный старец безмолвствовал в своей коливе, и весьма часто ему досаждали бесы. Они приходили к нему наяву, но он встречал их с презрением. Тогда диавол прибегнул к следующей хитрости: он явился отшельнику в сиянии света и сказал: «Я – Христос!» Старец закрыл свои глаза, проявляя недоверие. Но лжец повторил: «Я – Христос. Зачем ты закрываешь глаза?» А мудрый монах ответил: «Я желаю увидеть Христа не здесь, но в будущей жизни». И обольститель тут же исчез. Так подвижник, благодаря своему рассудительному недоверию, сохранился от лукавства сатанинского. И нынешние христиане могут спастись, если будут проявлять недоверие к своим видениям.

Некоторые возразят: но если видения от Бога, а мы их отвергнем, не оскорбим ли мы этим Святаго Духа, Который их подает?

Ответим на это так: если мы, следуя по пути религиозной трезвости, действительно отвергнем истинные, благодатные видения, Бог не прогневается на нас, потому что знает, что мы не от неверия отвергаем видения, но из благоразумного страха стать жертвами бесовского обмана.

Если бы благоразумное отвержение случающихся видений было бы грехом, наибольшую ответственность за этот «грех» понесли бы святые Отцы нашей Православной Церкви, потому что именно они, предостерегая нас от увлечения больным мистицизмом, определенно советуют: «Если даже действительно тебе явится ангел, не принимай его легковерно, но смирись и скажи: я живу во грехах и не достоин видеть ангелов».

Так же советовал и св. Григорий Синаит: «Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или Святого <…>. Внимай, да не поверишь чему-либо, увлекшись тем, хотя бы то было что-нибудь хорошее, прежде вопрошения опытных и полного исследования дела, чтоб не потерпеть вреда; но будь всегда недоволен сим, храня ум безцветным, безвидным и безобразным. <…> Узревший что-либо мысленно или чувственно и приемлющий то без вопрошения опытных, легко, – хотя то и от Бога есть, – прельщается или имеет прельститься, как скорый на приятие помыслов. <…> Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть, без вопрошения и должного испытания, но паче похваляет его, как мудрого <…>».

3) Третий способ – очищение сердца от грехов.

Диавол легко может проникнуть незамеченным в душу, которая помрачена беззакониями, также как волк может незаметно приблизиться к кошаре в пасмурный зимний день. Но когда душа очищена от грехов, явление лукавого заметить проще.

Наилучшее очищение от грехов происходит в Таинстве Покаяния и Исповеди, совершаемом перед духовником. На исповеди человек должен раскрыть свою душу, выложить перед священником все скрытые помыслы и тайны, явить все тщательно скрываемое прежде духовное уродство, почувствовать себя духовно обнаженным, чтобы исповедующий видел его таким, какой он есть. Насколько исповедь самоуничижительна, самоизобличающа, настолько она и спасительна!

Когда человек в искренней исповеди откроет перед духовником все мерзости своего сердца, он сам себе ответит, достоин ли он видеть ангелов. Тогда он так смирится, что даже и не помыслит видеть своими скверными очами какие бы то ни было видения.

4) Четвертый способ – чаще причащаться Тела и Крови Христовых, чаще принимать святую воду и просфору, творить крестное знамение и читать молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…».

Один святой Отец вопросил явившегося ему демона: «Чего вы больше всего боитесь?» Именем Божием принужденный отвечать, тот признался против своей воли: «Того, что вы называете Причастием».

А насколько сильно в борьбе с демонами крестное знамение, видно из следующих слов св. Антония Великого: «Они [бесы] робки и чрезвычайно боятся знамения крестнаго: потому что Спаситель Крестом лишил их силы и предал на позор».

 

ВЫВОДЫ

 

Будем помнить, что сильнейшее средство для борьбы с демонами – смиренномудрие! Тот, кто действительно смиренен, стоит выше того, кто совершает чудеса! «Многие получили спасение без прорицаний и осияний, без знамений и чудес, – пишет св. Иоанн Лествичник, – но без смирения никто не войдет в небесный чертог». А в Отечнике свт. Игнатия (Брянчанинова) читаем: «Некоторому старцу сказали о том, что иные сподобляются видеть Ангелов. На это старец ответил: блаженны те, которые непрестанно видят свой грех».

Будем религиозно трезвенными! Облобызаем спасительную, здоровую, благодатную мистику, которая, как видим, состоит не в стяжании сомнительных видений, а в познании своих грехов и в покаянии в них. Обратимся молитвенно к Богу и Небесным жителям, не стремясь и не желая чувственно узреть различные образы. Очистим свои сердца от различных страстей и пороков, будем постоянно смиряться, расти в благодати Божией, чтобы достигнуть плодов Святаго Духа, которые есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23). Потому что для наших душ гораздо полезнее стяжать смирение – основу всех добродетелей, нежели видения, которые могут послужить поводом возгордиться и погибнуть.

В Судный день многие чудотворцы скажут праведному Судии: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? Но они услышат обличительный Божий глас: Отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 22–23).

А перед нищими духом, т.е. перед смиренными, широко откроются врата Царствия Небесного (см.: Там же. 5, 3). Они будут пущены и войдут внутрь, чтобы навеки быть с Владыкой смирения Господом Иисусом Христом. Аминь.

 

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

 

 

СОБЫТИЯ ||
Дух Божий живет только в истинной Церкви


    16 июня завершилась очередная семидневная сессия «богословского» диалога между Ватиканом и пятидесятниками (одна из протестантских сект, придающая особое значение «Крещению Святым Духом», понимая его как особое духовное переживание, сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на «возрожденного верующего» нисходит якобы сила Святаго Духа, подобная той, которая снизошла на св. Апостолов в день Пятидесятницы. – Примеч. ред.).
     В центре внимания оказалась ключевая для всего пятидесятнического движения тема духовного дара или харизмы. «Обе стороны пришли к согласию по ключевым вопросам, а именно, признали тот факт, что Святый Дух совершенно свободно и безкорыстно изливает на нас великое обилие даров, а также и то, что Церковь призвана „различать духов“. Были оговорены библейские основания учения о харизмах, а также был произведен их исторический и богословский анализ. Поднимались вопросы спонтанного характера духовных даров и их постоянства, роль мирян и духовенства в распоряжении духовными дарами. Дискуссии продлятся еще долго. Темы встреч экспертов на ближайшие годы уже расписаны. Ими будут в порядке очередности: распознавание духов, исцеления, пророчества. Данный этап диалога должен завершиться опубликованием общего документа от имени папского Совета по содействию христианскому единству и руководства пятидесятников», – говорится в сообщении католического агентства «Radio Vaticana».
     Но для православного человека очевидно, что Дух Святый не может присутствовать там, где есть искажение истинной веры, ересь. И католики, и протестанты не являются членами единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, единственной Церкви Христовой, в которой неповрежденно сохраняется правильное учение о Боге, и потому в Таинствах верующим подается благодать Святаго Духа.
     И католики, и пятидесятники, к сожалению, пребывают в духовной прелести, и без покаяния и присоединения к Святой Православной Церкви для них невозможны не только какие-то особенные дары Святаго Духа, исцеления и чудотворения, но невозможно и само душевное спасение.


По материалам СМИ


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник