ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ВЕЛИЧИЕ В МАЛОМ

 


Никольский собор
Черноостровского монастыря

 

 

Малоярославец находится в 120 километрах от Москвы, в Калужской области. На электричке с Киевского вокзала сюда можно доехать часа за два с четвертью, а на машине по Киевскому шоссе и того быстрее.

На фоне других знаменитых древнерусских городов Малоярославец, казалось бы, не столь заметен – в нем нет прославленных почивающих в мощах святых или общенародно известных чудотворных икон, тем самым он как бы оправдывает свое имя – Малый. Но сущность русской истории, как и самой России, такова, что здесь даже в малом, как в капле воды, отражено и представлено все ее духовное и историческое величие. Иными словами, в нашем столь сложном, трагическом и вместе с тем героическом прошлом любое малое велико. А чего уж тогда говорить о Малом Ярославце! При более пристальном внимании «малым» он оказывается только по названию, а его значение для русской истории, слава его воинов и подвижников Православия предстают в необычайном величии, поставляя его в один ряд с самыми значимыми объектами России. Любому приезжему этот небольшой провинциальный русский городок дарит массу живых впечатлений, а паломнику дает мощный нравственный заряд на долгое время...

 

Духовное сердце Малоярославца – Черноостровский Свято-Никольский монастырь. С ним связаны памятные моменты истории как самого города, так и России в целом. Однако прежде чем мы коснемся летописных страниц обители, давайте совершим небольшой экскурс в прошлое сего славного града.

Точная дата появления здесь племен вятичей неизвестна. На территории нынешней Калужской области они жили в VIII–XII веках. Вероятно, к этому временному отрезку и следует отнести основание первого местного поселения. Если же отталкиваться от археологических находок, то фрагменты сосудов из серой глины, найденные в этом районе, датируются первой половиной І тысячелетия нашей эры.

На берегу реки Лужи, напротив Черноостровского монастыря сегодня можно угадать очертания огромного холма с плоским верхом, окруженного рвами, на котором в древности было построено первое городище.

В качестве военного укрепления это поселение устроил в XIV веке внук великого князя Иоанна Калиты, двоюродный брат святого благоверного великого князя Димитрия Донского, герой Куликовской битвы князь Владимир Андреевич Храбрый (1353–1410), которого можно назвать и первым подвижником благочестия здешних мест. Основатель городища назвал его в честь своего четвертого сына – Ярославлем. (Позже великий Московский князь Иоанн III, присоединив город к Московскому княжеству, переименовал его в Малый Ярославец – то ли за небольшие размеры – всего-то пять храмов в те времена, то ли для отличия от Ярославля на Волге).

С малых лет князь Владимир Андреевич воспитывался святителем Алексием, митрополитом Московским, вместе со святым Димитрием Донским; получил приличное своему положению образование, рано показал способности воина и стратега. В 1369 году он принял участие в походах против ливонских рыцарей, а в 1370-м и 1376 годах воевал против Великого княжества Литовского. Однако поистине звездным часом его стал 1380 год – Куликовская битва.

Именно ему в этом историческом сражении было поручено командование Засадным полком. Это он, видя гибель русских ратников от страшного удара татарской конницы, рвался в бой. Это его сдерживал опытный, закаленный во бранях воевода Димитрий Боброк. Это ему особым знаком указал Господь наиболее благоприятное время для удара в тыл увлекшихся атакой и забывших об осторожности ордынцев. И именно он остался в строю единственным невредимым из всего командования русской рати. По его приказу был найден среди убитых тяжело раненный князь Димитрий Донской и преданы земле тела павших в сражении русских воинов.

В числе других ратных заслуг князя Владимира Андреевича следует отметить участие в изгнании с наших земель войск хана Тохтамыша в 1382 году, когда под Волоколамском подвижник разгромил один из татарских отрядов. Он же руководил и обороной Москвы во время набега хана Едигея в 1408 году. За участие в многочисленных военных походах и особое мужество Владимир Андреевич был прозван современниками Храбрым, а за отвагу на Куликовом поле стал именоваться, как и его двоюродный брат, Донским. После своей блаженной кончины князь Владимир Донской упокоился рядом со святым Димитрием в Архангельском соборе Московского Кремля. К 600-летию города на центральной, Сенной площади Малоярославца ему был воздвигнут памятник от благодарных потомков.

…А мы тем временем, оказавшись наверху холма, с которого открывается великолепный вид на пойму Лужи, а также на окрестные леса и перелески, пытались уловить, о чем нам могло бы поведать древнее городище. Над холмом кружилась стая черных ворон. В какой-то момент они показались нам символом того, как и над Святой Русью в XIV веке вились орды врагов, заполоняя ее просторы, уничтожая все на своем пути, заставляя наших предков нечеловеческим напряжением всех духовных, душевных и физических сил трудиться, молиться, воевать, приближая день освобождения от иноземного рабства.

 


Памятник отцу Василию Васильковскому

 

Во времена Владимира Храброго и его наследников Ярославец Малый был южным пограничным опорным пунктом Московского княжества, прикрывавшим его от набегов не только татар, но и литовцев. Расцвет жизни в городище пришелся на XIV–XVI века.

Важнейшим историческим рубежом для города и особенно его крепости стал разорительный набег крымских татар 1571 года. Продвигаясь на Москву, темная орда хана Девлет-Гирея опустошила Ярославецкий уезд. Через Серпухов она прошла налегке, грабежами и насилием обезпечивая себя всем необходимым. Часть орды от Серпухова направилась на Москву, другая повернула на Боровск. На их пути находилось несколько сел и деревень: всех их сравняли с землей, храмы сожгли. Но достигнув Ярославца и попытавшись взять его сходу, захватчики неожиданно столкнулись с упорным сопротивлением. Женщины и дети городца укрылись в крепости, и врагов встретила туча русских стрел. С многократно превосходившим по силе противником русичи бились отчаянно и храбро до той поры, пока все защитники не погибли в устроенном татарами пожаре, поглотившем городище с его деревянными стенами и постройками.

После нашествия орды хана Девлет-Гирея край обезлюдел. Крепость на высоком холме уже не возрождалась, оставшись безмолвным напоминанием потомкам о той суровой, кровавой и трагичной эпохе.

Прилегавшие к городищу слободы также были сожжены и разграблены, уцелели лишь несколько дворов. С них и началось воссоздание городских построек, храмов и Свято-Никольского монастыря.

Согласно дошедшему до нас преданию, монастырь был основан в XIV веке князьями Оболенскими. Первые письменные свидетельства о нем относятся к концу XV века. Он упоминается, например, в грамоте князя Верейского-Белозерского и Ярославецкого Михаила Андреевича (1483–1486). А в писцовой книге 1587/88–1591/92 годов записано о нем так: «Да на посаде ж манастырь, а на манастыре церковь Никола Чюдотворец древян клецки, да 3 кельи, а в них живет поп черной да пономарь, питаются от церкви Божии». Обитель была возведена неподалеку от уничтоженной крепости на горе, называвшейся в прошлом Черным холмом или островом и давшей ей название Черноостровской.

После разорений Смутного времени и изгнания интервентов два столетия жизнь насельников Черноостровского Свято-Никольского монастыря проходила в тишине, посте и молитве. Расцвет обители в XIX веке определился благотворным духовным влиянием Оптиной Пустыни. Более полувека ее возглавляли оптинские монахи. Так, иеромонах Макарий был настоятелем монастыря в 1809–1839 годы. Его предшественникам, по причине разногласий с благотворителями, долгое время не удавалось восстановить полуразрушенную обитель. Макарий же быстро завоевал уважение и любовь здешних купцов и лишь через год после вступления в должность мог констатировать, что «строение онаго монастыря уже кончено». При нем была возведена и новая церковь – в честь великомученицы Параскевы.

В 1812 году, о котором подробнее скажем чуть ниже, на монастырской площади происходили сильнейшие бои с французами, и монастырь вновь, как случалось и ранее, был превращен в развалины, при этом сильно пострадали и Святые врата обители. Икона Спасителя на фронтоне ворот писалась в 1812 году, незадолго до нашествия французов, и многие тогда призывали художника оставить работу, опасаясь, что наступающий враг «надругается над образом». На это мастер неизменно отвечал: «Нет, скорее Бог поругается врагу». И по Божией воле и вере иконописца действительно произошло чудо – во время боев лик Христа над вратами монастыря не пострадал, хотя со всех сторон его окружили выбоины от пуль и разрывов шрапнели. По распоряжению Императора Николая I эти следы были сохранены. В 1912 году, к столетию Отечественной войны, на воротах установили мемориальную доску с надписью «Язвы в память французской войны 1812-го года». В советское время табличка исчезла, но сами ворота с дырами от пуль, к счастью, уцелели.

 

Окончание на стр. 15

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник