ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ВЕЛИЧИЕ В МАЛОМ

 


Окрестности Малоярославца

 

 

Окончание. Начало на стр. 14

 

С 1839 по 1851 годы настоятелем монастыря был преподобный оптинский старец Антоний (Путилов). С неимоверным усердием заботясь об обители, он продолжал восстанавливать и благоустраивать ее и ввел точно такой же устав, как в скиту Оптиной.

Старец Антоний родился в 1795 году в Борисоглебске в благочестивой семье серпуховского гражданина Ивана Григорьевича и жены его Анны Ивановны. В семье было десять детей. Старший сын Тимофей первым ушел монашествовать к пустынникам в рославльские леса. В 1816 году к нему присоединился и Александр (так звали о. Антония в миру). Тимофей к тому времени принял постриг с именем Моисей и стал духовным руководителем для брата, который тоже вскоре был пострижен в монашество. В 1821 году по приглашению Калужского епископа Филарета (Амфитеатрова) оба подвижника и еще часть рославльских пустынников перешли в Оптину Пустынь. Отцы Моисей и Антоний были рукоположены во иеромонахов; первого назначили настоятелем обители, а второго – начальником выстроенного ими Иоанно-Предтеченского скита. В этом звании он находился 14 лет, после чего епископ Калужский Николай определил его настоятелем Малоярославецкого Свято-Никольского монастыря. Для отца Антония это назначение стало тяжелым испытанием, но для монастыря – подлинной милостью и благословением Божиим. Ведь во главе его встал Оптинский старец, стяжавший духовное совершенство и благодатные дарования прозорливости, чудотворения и рассуждения.

Больной подвижник тяготился игуменской должностью и порой даже впадал в уныние. И тогда однажды ему явился святитель Митрофан Воронежский, сказав: «Ведь ты был в Раю, знаешь его, а теперь трудись, молись и не ленись!» Раем святой называл скит Оптиной Пустыни, при старцах действительно бывший подобием неба на земле. И утешенный этим видением отец Антоний еще долгие годы ревностно трудился над благоустройством вверенного ему монастыря. Хозяйство его при нем стало таким крепким, что обитель называли «городом в городе».

…Однако вернемся к 1812 году. Именно это время стало особой страницей в судьбе не только Малого Ярославца и Никольского монастыря, но и всей истории нашего Отечества. Древний город и обитель не раз оказывались в центре грозных событий, но именно 1812 год принес им немеркнущую в веках славу. Здесь закончилось 20-летнее победное шествие Наполеона. В истории Отечественной войны 1812-го сражение за Малоярославец имело исключительно важное значение, т. к. его результат определил весь дальнейший ход противостояния. Битва 12/24 октября, в которой участвовало 50 тысяч человек с обеих сторон, длилась 18 часов, и город восемь раз переходил из рук в руки. Именно после боя за Малый Ярославец фельдмаршал Кутузов окончательно овладел стратегической инициативой, разрушив все надежды Бонапарта и вынудив его принять решение об окончательном отступлении. Таким образом Малый Ярославец стал «пределом нападения, началом бегства и гибели врага». Неслучайно великий русский полководец считал день Малоярославецкого сражения «одним из самых знаменитейших в сию кровопролитную войну». Наполеон недооценил не только силу нашего духа и оружия, но и тот парадокс Руси, упомянутый нами в начале статьи, – что здесь любое малое велико. Выбрав незначительный городок как наименее защищенное место в обороне русских, он именно на этой «малости» и оступился, проиграв всю военную кампанию.
Но, конечно, цена победы оказалась серьезной: после октябрьского сражения 1812 года из двухсот домов в Малоярославце уцелело не более сорока. Церкви были разграблены или превращены французами в конюшни. Улицы – завалены горами трупов людей и лошадей. Обитель также пришлось отстраивать заново…

Стоит добавить, что в той битве активное участие принял священник 19-го егерского полка отец Василий Васильковский, который с крестом в руке воодушевлял идущих в атаку солдат и офицеров. За отличие в бою он – единственный из полковых священников – был награжден Георгиевским крестом. Ныне на площади города перед Казанским собором ему воздвигнут памятник.

В XIX веке в Малом Ярославце подвизался известный здесь подвижник блаженный Емилиан. Летом и зимой в одной и той же одежде он ходил по улицам города, представляясь безумным, и своей молитвой спасал его от бед. Прозорливыми притчами обличая грешников, юродивый обращал их к покаянию.

А в ХХ веке тут окончил свои дни исповедник Христов протоиерей Роман Медведь. Он родился в Холмской губернии 1 октября 1874 года. Получив духовное образование, подвижник избрал стезю пастырского служения. Старцем его был всероссийский пастырь протоиерей Иоанн Кронштадтский, которому отец Роман в меру сил старался подражать. С 1907 по 1918 годы он служил настоятелем Адмиралтейского Свято-Владимирского собора в Севастополе, исполняя обязанности протопресвитера Черноморского флота. Благодаря его усилиям, революционный угар у черноморских моряков выветривался основательно. После революции изгнанный из города батюшка переехал в Москву, где совершал богослужения в храме святителя Алексия в Глинищевском переулке. Там ему удалось создать общину, о которой святой праведный Алексий Мечев, также имевший общину, говорил в форме ироничного сравнения: «У тебя – стационар, а у меня – только амбулатория». В 1931 году отец Роман был заключен в Соловецкий концлагерь, из которого вернулся в 1936-м инвалидом (с костным туберкулезом и переломом шейки бедра). Он поселился в Малом Ярославце, принимая своих духовных чад на дому. Перед смертью исповедника постригли в монашество с именем Иосиф. Протоиерей Роман (иеромонах Иосиф) скончался 26 августа / 8 сентября 1937 года и был погребен на городском кладбище. 3 августа 1999 года состоялось обретение его мощей, которые были перенесены в Москву и положены в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе. В 2000 году состоялось прославление подвижника в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В 30-е годы в Малоярославце жил еще один угодник Божий, протоиерей Зосима Трубачев. Он родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Окончил Вологодскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. 25 апреля 1918 года святой Патриарх Тихон рукоположил его в сан священника. Первым местом служения отца Зосимы стало село Подосиновец Вологодской губернии. В 1924 году он перешел в Ивановскую епархию, которой тогда управлял преосвященный Августин (Беляев). В 1934 году, когда владыку Августина назначили на Калужскую кафедру, он пригласил отца Зосиму к себе. Пастырь с радостью согласился и был определен к малоярославецкому Казанскому храму. Здесь он духовно окормлял ссыльное духовенство, монашествующих и мирян. В частности, он часто навещал и протоиерея Романа, а во время предсмертной болезни причащал его ежедневно. 26 января 1938 года отец Зосима был арестован «за активную контрреволюционную работу» и доставлен в московскую тюрьму на Таганке. В предъявленных обвинениях священник виновным себя не признал, однако тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Зосима был казнен 20 февраля 1938 года на Бутовском полигоне и похоронен в безвестной братской могиле. Юбилейный Архиерейский собор 2000 года также прославил его в сонме новомучеников.

 

…Работая над статьей, мы мысленно снова и снова возвращались на холм городища, в монастырь, к памятнику отцу Василию Васильковскому и в другие святые и достопамятные места этого древнерусского города. Богатством своей истории, событиями, подвигами – как он все же удивительно велик, этот Малый Ярославец! Это богатство, эта кажущаяся малость при внутреннем величии – как некий Божий подарок, который помогает ему преодолевать трудности нашего времени и с уверенностью смотреть в будущее. Эту уверенность он сообщает и благочестивому паломнику, решившему посещением его святынь укрепить свою душу для благодушного несения жизненных испытаний. И мы будем искренне рады, если хотя бы часть этого духовного заряда получили и читатели нашего повествования.

 

Александр МАЛИНИН
и Алексей ФЕДИН

 

 

     Дорогие отцы, братья и сестры! Газета "Православный Крест" – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика "ПК" – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются "новизной" технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

     "Православный Крест" – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях.

     Наши реквизиты ИНН: 7717694098, к/c 30101810145250000479, наименование банка: КБ "РИАЛ-КРЕДИТ" (ООО) в Отделении № 3 Московского ГТУ Банка России, p/c 40702810200000003926, БИК 044525479.     

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник