ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НАМ ПИШУТ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Больной ребенок – наказание
или благословение?

 

 

 

Здравствуйте, уважаемая редакция «Православного Креста»! Если возможно, хотелось бы с помощью вашей газеты получить разъяснение священника по поводу ситуации из жизни моих близких, услышать ответы на давно не дающие душе покоя вопросы.

У сына сестры, моего племенника, тяжелое заболевание – аутизм. Ребенок появился на свет без внешних дефектов, без явных признаков какого-либо недуга. Но он почти постоянно, не переставая, плакал. Поначалу врачи разводили руками, не могли определить причину, и сестра с мужем не знали, что думать и делать. Воцерковлены они не были, поэтому испробовали все средства – ездили и по монастырям, и по «бабкам», но ничего не помогло. Потом, наконец, выяснилось, что это тяжелая форма врожденного психического расстройства. Муж, узнав диагноз, ушел из семьи – сказал, что не готов нести такой крест...

Сейчас Данилке уже шесть лет, он не разговаривает, мало что понимает, практически не контактирует с ближними – живет в своем мире… Сестра, слава Богу, начала ходить в храм, причащает его, причащается сама. Но в то же время она до сих пор не может смириться с болезнью сына, не перестает размышлять, за что и зачем Бог послал ей это испытание. Мне же порой кажется, что Лена буквально одержима идеей его вылечить – постоянно ищет каких-то психиатров, логопедов, педагогов, лекарства, пробует всякие методики, курсы… Словно вот сейчас, стоит выпить новую таблетку, позаниматься с хорошим специалистом, – ребенок пойдет на поправку, все постепенно наладится… Однако ее многолетние старания пока безрезультатны и, по-моему, приносят мальчику только страдания – он воспринимает все это с большой неохотой, весьма болезненно… Может лучше было бы полностью предаться в руки Божии, принять Даню таким, какой он есть, не пытаясь насильно навязывать ему то, что он отвергает?..

Как же нам действительно правильно поступить в этой ситуации? И еще меня мучает вопрос: почему, для чего появляются на свет такие дети? Это наказание Божие или благословение? Каков смысл их жизни и что с ними будет после смерти? И что думать, делать, как быть их родителям? Как не впасть в уныние, отчаяние, внутренне не сломаться?

 

С уважением, р. Б. Наталья

 

 

Читательнице отвечает протоиерей Андрей СОКОЛОВ:

 

Уважаемая Наталья! Из Вашего письма в общем-то нетрудно понять, зачем послана болезнь младенцу Даниилу. Вы упомянули, что родители ребенка не были воцерковлены. Значит, они не посещали храм Божий, не участвовали в Таинствах Церкви и вели мирской, рассеянный образ жизни. Даже если они не совершали смертных грехов, например, абортов-детоубийств, чрезмерно не употребляли алкоголь, а просто жили «как все», по сути не ведая Бога и истинного смысла бытия, – с духовной точки зрения и это не спасительно (потому что спастись мы можем только верой в нашего Божественного Искупителя и благодатью Святаго Духа, получаемой в святых Таинствах). Поэтому Господь и взыскал их души, возложив на них крест скорби – болезнь сына.

И, как Вы сами пишете, они пошли в духовном смысле на поправку – стали ездить по монастырям, а в настоящее время Елена, мать мальчика, уже настоящая христианка. Т. е. от пагубной суеты она обратилась к вере, встала на путь спасения. Преподобный Оптинский старец Варсонофий говорил: «Мы потому здесь переносим страдания и скорби, что не для этой жизни созданы». Воистину, мы сотворены для Царствия Небесного, но по своему неразумию привязываемся к временному миру и его обманчивым благам и забываем о подлинной цели нашего существования…

Вы спрашиваете, наказание это Божие или благословение. Вспомнился пример – то ли быль, то ли притча. Один христианин всю жизнь нес тяжелый крест. Он умер, и его душе надлежало перейти через пропасть. И длины креста как раз хватило, чтобы проложить его от одного края обрыва до другого и с его помощью попасть в Царство Небесное. Так и Елене, если она понесет свой крест терпеливо, благодушно, с благодарением Господу Богу, это вменится в подвиг благочестия во спасение.

К тому же из тех благостных плодов, какие произвела эта скорбь по крайней мере для одного из супругов, видно, что она – не наказание, а лекарство Божие. А врач, когда лечит, порой причиняет страждущему боль, но после выздоровления тот бывает благодарен своему спасителю. Наш всероссийский старец архимандрит Кирилл (Павлов) сказал в одной из своих проповедей: «Души скорбящие, терпеливо несущие свой крест, – это любимые дети Божии, и Господь всегда с ними. Они идут как бы предшествуемые Самим Спасителем, Который часто обращает на них с любовью Свой взор. Ради духовного нашего исцеления, для нашей же пользы попускает нам скорби и испытания милостивый Господь». Потому не проклятье это, а избрание Божие, дар Его великой любви.

Нужно ли пытаться добиться улучшений в состоянии сына при помощи лекарств и различных методик или предаться в волю Божию – здесь, мне кажется, лучше поступить, как советуют Святые Отцы. Святитель Феофан Затворник пишет: «А лекарств разве не употребляете? И то и другое нужно употреблять – и Божеское, и человеческое... И в человеческих средствах действие целебное от Бога. По сей вере и человеческое переходит в Божеское... или Божеское приходит чрез человеческое». Т. е. можно использовать все доступные средства, но успеха ожидать только от Бога. Просить Его об улучшении, однако прибавляя в конце молитв: «Не моя, а Твоя воля, Господи, да будет». И если все-таки положительных изменений не последует, то не роптать, а принять это с верой и благодарением.
Что же касается смысла жизни таких детей, то он глубок и до конца для нас непостижим. Однако отчасти мы уже об этом сказали: первый смысл – это спасение родителей.

Другой смысл поясню на конкретном примере. Один из декабристов-масонов, если мне не изменяет память, Рылеев, когда был еще младенцем, тяжело заболел и был при смерти. Мать его горячо, исступленно молилась о выздоровлении сына. Тогда в видении ей была показана его судьба в том случае, если он останется жив: участие в антигосударственном мятеже и казнь через повешение. Но даже после этого неразумная женщина настаивала на исполнении своего желания, и Господь действительно подал здравие младенцу. Однако все открытое ей сбылось, и лишь пережив в конце концов позорную смерть чада, она вразумилась и приняла свою потерю без ропота, с покаянием. Мать поняла, что ее сыну, для спасения, конечно, было бы лучше предстать Богу в тот час, который Он Сам изначально определил – с незапятнанной грехами душой.

Да, Господь наш – Всеведущий. Он знает будущее каждого человека и имиже веси судьбами направляет нас ко спасению. Нельзя исключать того, что и в Вашем случае, если бы ребенок родился здоровым, то он мог бы уклониться на какой-либо небогоугодный путь. Например, стал бы наркоманом или преступником, а может, неправедными способами начал бы добиваться богатства, власти и т. д., т. е. свое здоровье употребил во зло, на погибель души. Сейчас же это чистое дитя регулярно бывает в церкви, причащается Святых Христовых Таин и на пути спасения безусловно опережает многих физически здоровых, но духовно искалеченных людей.

Наконец, скажем и о том, какая награда ожидает Даниила и его маму. Святой Пимен Многоболезненный наставлял, что равную награду получает больной и служащий ему. Болящих же ожидают венцы исповедников, как свидетельствует об этом преподобный Серафим Саровский: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига, или даже более». А Ваша сестра, если она, по слову Евангелия, претерпит все до конца, станет на Страшном Суде Христовом одесную Бога и услышит: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо <…> Я <…> был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25, 36).

Но как не сломаться, не опустить руки, не впасть в уныние и отчаяние? Секрет прост – Господь говорит: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Без Божией помощи мы не можем благодушно перенести ни одной скорби, ни одного несчастья. А укрепляемые благодатию Святаго Духа люди способны претерпевать невероятные страдания, в чем нас убеждают примеры святых мучеников. Поэтому в первую очередь надо просить у Господа душевных и телесных сил: Просите, и дано будет вам <…>, ибо всякий просящий получает (Мф. 7, 7–8).

 

 

 

     Уважаемые читатели! Рады сообщить вам, что нашу газету можно приобрести в Москве по следующим адресам:
    1. Черниговский пер., д. 9/13, стр. 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. «Третьяковская»);
    2. Ул. Шкулева, д. 17А, «Казачья лавка» (м. «Волжская»);
    3. Ул. Маросейка, д. 4/2, стр. 1, магазин издательства "Благословение" (м. Китай-город").
    
В Санкт-Петербурге по адресу: Каменноостровский просп., д. 10, литера Б, корп. 2, лавка «Слово» (м. «Горьковская»).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник