ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ «ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Принять нельзя отвергнуть

О новой редакции документа «Всеправославного собора»

«Отношения Православной Церкви с остальным
христианским миром»

 


Заседание собора на Крите

 

 

В прошлом номере «ПК» сообщалось о состоявшемся заседании Священного Синода нашей Русской Православной Церкви, на котором Синодальной библейско-богословской комиссии было поручено изучить итоговые документы критского т. н. «Всеправославного собора», принимая «во внимание могущие поступить отклики и замечания Преосвященных архиереев, духовных учебных заведений, богословов, клириков, монашествующих и мирян». Мы разместили поступившую в редакцию критическую заметку о «Послании Святого и Великого Собора Православной Церкви православным людям и каждому человеку доброй воли» абитуриента духовной семинарии р. Б. Николая. Сегодня, в продолжение темы, начинаем публикацию более углубленного анализа соборного документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», выполненного священником Михаилом Новиковым.

Проект этого постановления уже разбирался на страницах нашей газеты (см.: №№ 8 (152), 12 (156) и др.). Но поскольку собор внес в него ряд изменений, которые, видимо, и предстоит изучить богословской комиссии, он нуждается в новом рассмотрении. Для удобства восприятия автор проанализировал поправки не отдельно, а в общем контексте. В комментариях, кроме цитат из сочинений Святых Отцов и современных подвижников, используются и фрагменты наиболее удачной уже ранее обнародованной критики.

 

Начнем с важного замечания, отражающего точку зрения в масштабе Поместной Церкви: Священный Синод Грузинского Патриархата постановил, что рассматриваемый документ имеет экклезиологические и терминологические ошибки и подлежит серьезной переработке. И действительно это так.

Для оформления подписки на газету
«Православный Крест» через редакцию
воспользуйтесь бланком почтового пе-
ревода. Для скачивания бланка кликните
по картинке. Перед заполнением  необ-
ходимо позвонить по тел. 8-915-353-69-98

Уже в самом заголовке – «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» – содержится неправда. В Замечаниях Каменец-Подольской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата к проекту документа отмечено: «Из названия можно сделать вывод, что существует некий „христианский мир“, всего лишь частью которого является Православная Церковь. Таким образом совершенно размытым становится понимание термина „Церковь“, а также вводится чуждый для святоотеческой традиции и Предания термин „христианский мир“».

Нельзя не согласиться, Святые Отцы не признавали никакого «христианского мира» вне границ Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Святитель Афанасий Великий учит: «Мы содержим, храним веру Вселенской Церкви, которую Господь дал, Апостолы проповедали, Отцы сохранили. Ибо на ней Церковь основана, и кто отпадет от нее, тот не есть христианин и не может называться христианином».

Переходим к тексту.

 

1. Православная Церковь, будучи Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в деле продвижения христианского единства в современном мире.

 

«Это утверждение совершенно лишено смысла, т. к. Церковь не может быть Единой и в то же время занимать какое-либо место в „движении к единству“. Создается впечатление, что существует некое несовершенство (всего лишь!) в единстве истинных христиан», – говорится по поводу 1-го пункта в Замечаниях Каменец-Подольской епархии.

А диакон Владимир Василик поясняет: «С чисто богословской точки зрения либо Православная Церковь является Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью по определению, но тогда и речи не может идти о движении к единству христиан, а только о воссоединении инославных с Православной Церковью. Либо необходимо движение к единству, но тогда его нет в Православной Церкви и она не может именоваться Единой Святой и Апостольской».

 

3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в Таинствах.

 

На первый взгляд кажется, что никакой ошибки в этих словах нет. Однако если рассматривать их не как самостоятельные, а с учетом смысла всего документа, т. е. проблемы отношений с т. н. инославными, то становится очевидно, что они имеют определенную цель – навязать иное, не традиционное, не святоотеческое понимание этого вопроса. Отец Владимир Василик замечает: «Как раз Вселенские Соборы занимались более проблемой истины, чем единства, и после большинства из них всегда образовывались группы или даже большие сообщества отпавших от церковного единства, что не вызывало особого смущения».

 

4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с Божественным произволением «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства с другими христианами в Единой Святой Соборной Апостольской Церкви нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, т. к. последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях.

 

Это, пожалуй, одно из самых неудачных положений. Во-первых, как говорится в Замечаниях Каменец-Подольской епархии, в нем «можно увидеть неоправданное смешение сложных взаимоотношений Церкви Христовой с различными древними сообществами, которые назвали себя христианскими, и теми религиозными организациями, которые возникли в новейшее время на волне экуменического движения и которые имеют к христианству самое отдаленное отношение или вообще его не имеют».

Во-вторых, «выражение „Православная Церковь <…> принимала участие в экуменическом движении с момента его появления и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие“ не соответствует действительности, потому что <…> не вся Церковь принимала участие в этом движении, <…> мы знаем об огромном количестве святых [священнослужителей, монашествующих] и мирян Церкви, которые выступали и выступают против этого движения».

 

Окончание см. на стр. 4

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник