ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ДАЖДЬ КРОВЬ И ПРИИМИ ДУХ»

 

 

 

Серию недавних публикаций, которую мы условно назовем «Беседа о насущных проблемах духовной брани в реалиях современного мира», продолжает интервью с иеромонахом Петром (Семеновым) на тему красноречиво ублажаемой Святыми Отцами, но вызывающей подчас много недоумений добродетели – послушания. Мы постарались задать батюшке те вопросы, которые могут возникнуть как у людей, недавно переступивших порог православного храма, так и у тех, кто уже имеет некоторый опыт церковной жизни.

 

– Батюшка, что такое послушание?

– Послушание – это добродетель, которая, как пишет преподобный Варсонофий Великий, «состоит в том, чтобы отсекать свою волю. Но без труда никто не может приобрести послушание».

 

– Почему в Православии приветствуется недоверие своим разуму и чувствам, нежелание и неисполнение своей воли, подчинение другим людям и определенным правилам? Не является ли это отказом от богоданной индивидуальности, подавлением личности и свободы?

– Начнем с того, что по учению Святых Отцов Церкви наш ум имеет дело с помыслами, происходящими из трех источников – Бога, естества и диавола. Однако по своей греховности внушений от Бога мы сподобляемся крайне редко. Чаще всего в нашем сознании возникают помыслы личные и бесовские. Причем, как правило, мы принимаем их все без исключения за свои личные соображения и желания. К сожалению, в миру,  в светском обществе не приветствуются или чаще вообще отсутствуют понятия об аскетике, и если человек не православный, если он не знаком с писаниями святых и подвижников, ему неоткуда почерпнуть столь важные сведения. Он живет с убеждением, что все мысли, крутящиеся в его голове, принадлежат только ему. И через это враг уже погубил и продолжает погублять многих людей, ввергая их в безчисленные грехопадения.

Но обретая веру в Бога, воцерковляясь, мы начинаем постепенно различать явно греховные вражеские прилоги от естественных человеческих помыслов. Однако все равно нам не всегда удается распознавать нашептывания бесов, замаскированные под добрые, казалось бы, богоугодные мысли. Эта способность приобретается годами и десятилетиями духовной жизни, борьбы со страстями, общения с духовно опытными людьми, изучения святоотеческой литературы… А прозревать абсолютно все козни врага могут лишь подвижники, приближающиеся к безстрастию, получая этот навык от Духа Святаго.

Принимая во внимание все сказанное, можно понять причины необходимости послушания и ответить на недоумение о подавлении личности и индивидуальности. Послушание подавляет не человека, а только страсти, живущие в каждом из нас, которые, конечно, у каждого индивидуальны.

 

– Как известно, для монашествующих послушание – один из трех основных обетов при постриге (наряду с целомудрием и нестяжанием). Но насколько велико его значение в духовной жизни мирян? Кому и в каких случаях они должны повиноваться?

– В деле спасения монаха и мирянина по большому счету нет разницы, поскольку в его основе лежит исполнение заповедей Божиих, которые едины для всех христиан. Отличие состоит в том, что миряне не дают упомянутых Вами обетов, необходимых для достижения духовного совершенства. Но это отнюдь не значит, что в процессе борьбы со грехом они не имеют нужды в послушании. Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Монах, доверяющий своему помыслу, впадает в прелесть, а мирянин – сходит с ума». И это не пустая страшилка. Многочисленные жизненные истории показывают, что если православный мирянин не слушает добрых советов своего духовника и благочествых ближних, то Господь наказывает его лишением рассудка. По крайней мере в его поведении появляются различные странности, которые могут перерасти и в безумие.

В первую очередь мы все обязаны оказывать послушание Богу, Его святой воле, выраженной в заповедях. Во-вторых, нужно слушаться Его Церкви, которая наставляет нас посредством определенных правил, канонов, уставов и святоотеческих творений. В-третьих, мы должны повиноваться архипастырям и пастырям церковным, если их советы и наставления не противоречат Слову Божию, церковному законодательству и святоотеческой традиции. В-четвертых, должно подчиняться своим родителям во всех случаях, когда их просьбы и требования не противны благочестию. Кроме того, необходимо уважать требования законной государственной власти, не препятствующие душевному спасению. Разумно также не пренебрегать и советами благонамеренных и благожелательно к нам настроенных старших и даже наших ровесников и младших, но опять же если их слова не идут в разрез с учением Церкви. Такого уровня послушания достигают обычно люди, уже значительно преуспевшие в духовной жизни. А подвижники, приближающиеся к христианскому совершенству, смиряя себя, повинуются порой даже безсловесным созданиям Божиим.

Так, уже упомянутый преподобный Паисий Святогорец, живя в пустыне, ежедневно подкармливал птичек. Случалось, что старец плохо себя чувствовал, но и в такие дни, превозмогая физическую немощь, не оставлял привычное дело. Он, как сам выражался, «оказывал послушание» пернатым – кормил их, когда они прилетали и давали ему об этом знать.


– Батюшка, спаси Господи! Теперь понятно, что добродетель отсечения своей воли полезна и необходима каждому христианину. Но в поучениях на эту тему Святые Отцы в основном дают рекомендации, относящиеся ко времени расцвета в монашеских обителях подвижничества и духоносного старчества. В какой мере можно ориентироваться на их наставления современным верующим – и инокам, и живущим в миру?

– Вы не совсем правы: многие святые, как древние, так и подвизавшиеся относительно недавно, говорили о послушании применительно к разным образам и условиям жизни людей. Для ныне живущих христиан особенно полезны будут сочинения более близких к нам по времени угодников Божиих, где рассматривается и заданный Вами вопрос об адаптации святоотеческого учения к современности.

Так, в XIX веке о послушании много писали святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник. Святитель Феофан учит, что надо слушаться безоговорочно, без рассуждения. А святитель Игнатий утверждает, что повиновение старцам «в том виде, в каком оно было у древнего монашества, <…> не дано нашему времени».

У многих современников святого Игнатия эти слова вызывали смущение, ведь в тот период подвизались, например, великие Оптинские Старцы, чьи ученики неуклонно продвигались по ступеням духовной лествицы. Поэтому и закрадывалась мысль: «А не ошибся ли Владыка?» Но вот как разрешает это недоумение преподобный Никон Оптинский: «Читающий сочинения епископа Игнатия внимательно и без предубеждения ясно увидит, что они и не идут против старчества, а указывают лишь на то, что ныне истинные старцы весьма оскудели, что старца найти ныне весьма трудно, и что независимо даже от того, каков старец и имеется ли он налицо – самое житие под руководством у старца стало ныне редкостью и по многим причинам весьма затруднительным или, как выражается епископ Игнатий, и „не дано нашему времени...“».

Преподобный Никон писал эти строки в начале 20-го столетия. Тогда тысячи новых мучеников и исповедников воссияли на Руси, и среди них было множество старцев. Последние из них, как свечечки, догорали еще в конце ХХ – начале нынешнего века. И чем дальше движется время, тем актуальнее становится слово о послушании святителя Игнатия – богомудрое прозрение о судьбах Христианской Церкви.

Вникнем же в его учение: «Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его. Тогда мы вступим на путь правильного суждения и душеспасительного благоразумия, когда, читая опыты и правила делания древних Отцов – послушания их, равно дивного и в руководителях, и в руководимых, – увидим в современности общий упадок Христианства, сознаемся, что мы неспособны наследовать делание Отцов в полноте его и во всем обилии его. И то великая милость Божия к нам, великое счастье для нас, что предоставлено нам питаться крупицами, падающими с духовной трапезы Отцов. Эти крупицы не составляют собою удовлетворительнейшей пищи, но могут, хотя не без ощущения нужды и голода, предохранить от душевной смерти. Крупицами названо <...> духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени. Оно основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями Cвятых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий. В собственном смысле это – послушание древних иноков в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преимущественно душевной».

 

Окончание на стр. 7

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник