ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Образ и свет для всех

 


«Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу»
Худ. Я. Ф. КАПКОВ

 

Жизнь святителя Алексия богата была подвигами. Но история изображает нам ее только в общих чертах, останавливаясь только на особенно замечательных случаях, из которых один относится к юности святителя Алексия, другие – к зрелому возрасту, и один, наконец, – к предсмертным часам.

Двенадцатилетний отрок Елевферий, будущий святитель Алексий, сын богатых и знатных родителей, изучившийся грамоте и пребывавший всегда в благочестии, по особенному смотрению Божию, поставил однажды сеть для ловли птиц. Лова не было, и отрок Елевферий, от глубокой тишины, долгого ожидания и скуки, заснул. Вдруг во сне слышит он голос: «Алексий! Что всуе труждаешися? Се, отселе будеши человеки ловя». В удивлении и ужасе отрок Елевферий просыпается и не видит около себя никого. Первою мыслию его было, что значит это новое имя – Алексий, что значит все это видение. Семя доброе пало на добрую землю: услышав горний голос, зовущий к подвигам благочестия, Елевферий всею душою последовал своему призванию. С того часа начал он быти «во многом умилении и размышлении».

Напрасны были прискорбные замечания родителей: «Что ты так предаешься печали, всегда молчишь, всегда книги в руках имеешь, а для нас у тебя и слова нет? Кто научил тебя иноческим житием жити? Для чего ты так иссушил себя постом и жаждою? Полно, не сокрушай себя, а то в недуг впадешь и нас повергнешь в скорбь и печаль». Елевферий, сколько мог, утешал их, просил не безпокоиться, но, несмотря на это, продолжал держаться своего воздержания: на позорища не ходил, с отроками не играл, всяких кощунств и глумлений убегал, но в молчании прилежал чтению божественных писаний и ходил в своем умилении всегда. А достигши девятнадцатилетнего возраста и возлюбив Бога всею душею, он оставил отца и матерь и братию и сестры, ближних и друзей, и возненавидев всякое мирское пристрастие, отошел в монастырь, говоря самому себе, от полного божественной любви сердца: «Изволих паче приметатися в дому Божии, неже жити ми в селениих грешничих».

В монастыре инок Алексий начал жить «житием жестоким», изнуряя себя постом и бдением, молитвами и слезами, изучая ветхое и новое писание. Скоро все возлюбили его доброго ради жития его и смирения. И митрополит Феогност сначала перевел его во двор свой к себе наместником, потом поставил его епископом Владимирским. А по смерти Феогноста святой Алексий, общим избранием и советом великого князя, бояр и вельмож и всех людей, наречен был митрополитом.

Во время плавания его в Царьград для поставления поднялась буря; корабль сокрушался волнами; все начали отчаиваться в жизни и обратились к Богу с молитвою. Обратился и епископ Алексий и молитву подкрепил обетом – создать церковь во имя того святого, в день памяти которого Господь сподобит их достигнуть тихого пристанища. Буря вскоре утихла. Святитель, возвратившись в Отечество, совершил обет свой. Но замечательно то, что он исполнил больше, чем обещал: создал не церковь только, но и монастырь около церкви.

На первосвятительском престоле святой Алексий постоянно напоминал себе слова: «Емуже много дано, много и взыщется от него... Раб, ведевый волю господина своего и не сотворив по воли его, биен будет много» (ср.: Лк. 12, 47–48).

И потому он подверг себя еще большим подвигам, и труды к трудам прилагал, и был образом и светом для всех, по слову Господню: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на Небесех (Мф. 5, 16).

И за премногую добродетель святого слава о нем прошла не только в христианских, но и в неверных татарских странах. В это время супруга татарского хана Чанибека разболелась глазами и потребовала к себе человека Божия – Алексия – с надеждою получить от него исцеление. Искушение для русского святителя было великое, но он и робостию не постыдил себя, и самонадеянностию не унизил. Он решился идти; но пред отшествием со всем собором клира и мирян в церкви Пресвятой Богородицы стал петь молебен и освящать воду. И вот, в знамение содействия Божия в предпринятом опасном пути святителя Алексия загорелась сама собою свеча над гробом почившего его предместника, святого Петра. Святитель, взяв воду освященную и часть от самозагоревшейся свечи, отправился в орду. Татары неверные, сам повелитель их Чанибек, с сыновьями своими, с князьями и вельможами вышли навстречу, с великим почтением, к человеку Божию. Уповая на милость Божию и совершив молебное пение, Святитель возжег принесенную свечу, а принесенною водою окропил болящую Царицу, и та прозрела.

Приблизившись к блаженной кончине своей, святитель Алексий, чувствуя наступление последнего часа, сам совершил священную Литургию, причастился Святых Таин, помолился, дал всем присутствующим последнее целование и затем отошел ко Господу в безконечный век.
И при такой чисто подвижнической жизни он заповедал положить тело свое не в церкви, но вне церкви за алтарем, на указанном им месте, «великого и конечного ради смирения».

 

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

Из Слова в день обретения мощей
святителя Алексия Московского


Полный годичный круг
кратких поучений. М., 1897.

 

 

 

19 мая / 1 июня. Пятница.

Сщмчч. Патрикия, еп. Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Блгвв. вел. кн. Димитрия Донского (1389) и вел. кн. Евдокии, в инокинях Евфросинии (1407). Преп. Корнилия Комельского, чудотворца (1537). Преп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Преп. Сергия Шухтомского (1609). Мч. Калуфа Египтянина (284–303). Преп. Иоанна, еп. Готфского (790). Преп. Давида Гареджийского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг по Вознесении). Сщмч. Матфия Вознесенского, пресвитера (1919); сщмч. Виктора Каракулина пресвитера (1937); сщмчч. Онуфрия, архиеп. Курского, Антония, еп. Белгородского, Митрофана Вильгельмского, Александра Ерошова, Михаила Дейнеки, Ипполита Красновского, Николая Садовского, Василия Иванова, Николая Кулакова, Максима Богданова, Александра Саульского, Павла Брянцева, Павла Попова, Георгия Богоявленского пресвитеров и мч. Михаила Вознесенского (1938); прмч. Валентина Лукьянова (1940).

 

20 мая / 2 июня. Суббота.

Отдание праздника Пятидесятницы. Мчч. Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284). Обретение мощей свт. Московского Алексия, всея Руси чудотворца (1431). Блгв. кн. Довмонта, во святом Крещении Тимофея, Псковского (1299). Мч. Аскалона (ок. 287). Препп. Завулона и Сосанны, родителей равноап. Нины.

 

21 мая / 3 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.

Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Равноапп. Царя Константина (337) и матери его Царицы Елены (327). Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских, чудотворцев. Обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998). Преп. Кассиана грека, Угличского, Учемского, чудотворца (XVI). Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых. Собор мучеников Холмских и Подляшских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 19 мая). Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634). Икон Божией Матери «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая Стена» (переходящие празднования в Неделю Всех святых). Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст).

 

22 мая / 4 июня. Понедельник.

Мч. Василиска (ок. 308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). Память II Вселенского Собора (381). Сщмч. Михаила Борисова пресвитера (1942). Начало Петрова поста.

 

23 мая / 5 июня. Вторник.

Преп. Михаила исп., еп. Синадского (821). Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Преп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Преп. Паисия Галичского (1460). Прмч. Михаила черноризца (IX). Обретение мощей мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной (2001).

 

24 мая / 6 июня. Среда.

Преп. Симеона, столпника на Дивной горе (596). Преп. Никиты, столпника Переславльского (1186). Блж. Ксении Петербургской (прославление в 1988). Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста и с ними 1218-ти воинов с женами и детьми (ок. 218).

 

25 мая / 7 июня. Четверг.

Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850). Свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского (1857). Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV). Прмц. Елены Коробковой (1938); прмч. Тавриона Толоконцева (1939).

 

26 мая / 8 июня. Пятница.

Апп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Преп. Варлаама Хутынского (1192) (переходящее празднование в 1-ю пятницу Петрова поста). Мч. Георгия Нового (1515). Обретение мощей преп. Макария Калязинского (1521). Мчч. Аверкия и Елены (I). Преп. Иоанна Психаита исп. (IX). Табынской и «Знамение» Курской-Коренной икон Божией Матери (переходящие празднования в 9-ю пятницу по Пасхе).

 

27 мая / 9 июня. Суббота.

Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей преп. Нила Столобенского (1667). Преп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Преп. Ферапонта Монзенского. Прав. Иоанна Русского, исп. (1730). Мчч. Феодоры девы и Дидима воина (304).

 

28 мая / 10 июня. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших.

Преп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Преп. Елены Дивеевской (1832). Свт. Геронтия, митр. Московского и всея России (1489)1. Сщмч. Евтихия, еп. Мелитинского (I). Мц. Еликониды (244). Свт. Германа, еп. Парижского (576). Сщмч. Елладия еп. (VI–VII). Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице). Прмчч. Макария Моржова, Дионисия Петушкова, сщмч. Николая Аристова диакона, мчч. Игнатия Маркова и Петра Юдина (1931); преп. Ираклия Мотяха исп. (1936); прмц. Гермогены Кадомцевой (1942). Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери.

 

29 мая / 11 июня. Понедельник.

Прмц. Феодосии девы (730). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Обретение мощей преп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (2000). Мц. Феодосии девы, Тирской (307–308). Память I Вселенского Собора (325). Собор святых Красноярской митрополии. Сщмч. Иоанна Преображенского диакона и мч. Андрея Трофимова (1938); свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961). Икон Божией Матери, именуемых «Споручница грешных» и «Недремлющее Око».

 

30 мая / 12 июня. Вторник.

Преп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383). Сщмч. Василия Смоленского пресвитера (1942).

 

31 мая / 13 июня. Среда.

Ап. от 70-ти Ерма (I). Мч. Ермия (II).  Мч. Философа (III). Сщмч. Философа Орнатского пресвитера и сыновей его мчч. Бориса и Николая (1918).

 

1/14 июня. Четверг.

Мчч. Иустина Философа и другого Иустина, и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Преп. Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Прав. Иоанна Кронштадтского (прославление 1990). Преп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI). Преп. Иустина Поповича, Челийского (1978) (Серб.). Сщмч. Василия Преображенского пресвитера, мц. Веры Самсоновой (1940).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник