ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ ГОД ЦАРСКОЙ ГОЛГОФЫ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ДУХОВНЫЙ МИР ЦАРСКОЙ СЕМЬИ

 


Царская Семья на молебне во время смотра
52-го пехотного Виленского полка

 

 

Мы живем в условиях информационной войны – борьбы за самое главное в человеке: за нашу самоидентификацию. Хотим мы или не хотим, но вынуждены реагировать, отвечать на те вызовы, которые угрожают нашей православно-русской культурной самоидентификации. Решающее место в самоопределении занимает знание и понимание своей истории. Поэтому наиглавнейшая цель сегодня – защита церковного, православного взгляда на историю, историческая апологетика. Одним из ключевых вопросов здесь является защита и обоснование канонизации и церковного почитания Царской Семьи. Для многих людей это до сих пор остается камнем преткновения…

Предлагаем к прочтению доклад Санкт-Петербургского пастыря-монархиста иерея Сергия Чечаничева с круглого стола «Столетие Царской Голгофы» в рамках VIII Форума православной общественности (31 марта с. г.; организаторы – издательство «Царское Дело» и информационно-аналитическая служба «Русская народная линия»), раскрывающий важную тему высокого благочестия святых Царственных Мучеников.

 

Духовный мир Царской Семьи в основном открывается нам из их письменного наследия – дневников, писем, записных книжек. Воспоминания и мемуары современников весьма субъективны. Считаю, что в кратком обзоре столь обширной темы только сами Царственные Мученики способны нам рассказать о своем духовном мире.

Из письменного наследия видно, что упование на Господа с детства, с юности было укоренено в их сердцах.

К записи в дневнике своего будущего супруга от 8 июля 1894 года невеста Аликс пишет: «Как только мы раскаиваемся и возвращаемся к добру и на путь истины, Господь прощает нас. <...> Господь прощает кающихся. Твое доверие меня глубоко тронуло, и я молю Господа быть всегда его достойной».

К записи от 3 ноября – за 10 дней до Венчания: «Господь всегда будет с тобою и будет тебя охранять и утешать в твоих печалях. Он Один может сделать то, что другие не в силах. Где бы ты ни был, Господь с тобою и в твоем сердце. <...> Неисповедимы пути Господа, которыми Он ведет тебя. <...> Господь любит тех, кто любит Его. Кто ищет Бога, у тех жива душа. <...> Твой долг исполняй – вот что лучше всего. Господу предоставь остальное! <...> Ищи любящие сердца; если ты хочешь с каждым днем становиться чище, ревниво ищи более чистых».

5 ноября: «Не бойся опасности, Господь всегда близ тебя и охраняет тебя».

Напомню, что невесте всего лишь 22 года.

Из воспоминаний близких людей известно, что в беседах Государыни с дочерями наиболее важными были темы о молитве, об отношении человека к Богу, обсуждение духовных вопросов.
В своем дневнике Государыня пишет о воспитании детей: «Истинным творцом дома является мать. То, как она живет, придает дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через ее любовь. <...> О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца, которого ей нужно вынянчить и воспитать. Что касается детей, то долг родителей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог».

Темы духовного воспитания постоянно присутствуют в переписке:

1 января 1909 года, Государыня – Великой Княжне Ольге: «Покажи свое любящее сердце. Прежде всего, научись любить Бога всеми силами души, и Он всегда будет с тобой. Молись Ему от всего сердца. Помни, что Он все видит и слышит. Он нежно любит Своих детей, но они должны научиться исполнять Его волю».

24 января 1909 года, Государыня – Великой Княжне Татиане: «Это прекрасно, что ты молишься за свою мамочку; может быть, Бог даст ей что-то хорошее. Но иногда Он посылает болезнь для блага чьей-либо души».

6 февраля 1909года, Государыня – Великой Княжне Ольге: «Мы все должны переносить испытания: и взрослые, и маленькие дети, – Бог преподает нам урок терпения. Старайся всегда... сочувствовать и не думать о себе» (Ольге – 13 лет).

Великая Княжна Татиана пишет маме 5 марта 1910 года: «Моя любимая, дорогая, милая мама, мне очень радостно, что завтра я приму Тело Господне и Его Кровь» (Татиане – 12 лет).
Из письма Царского врача Евгения Боткина от 5 апреля 1914 года к дочери из Ливадии: «Долгие службы... простаиваются легко... В четверг мы все приобщались, и я не мог удержать слез умиления, когда Царь и Царица клали земные поклоны, кланялись нам, многогрешным, и вся Царская Семья приобщалась».

Великая Княжна Татиана пишет маме 15 августа 1915 года, за несколько дней до принятия Государем должности Верховного Главнокомандующего: «Я все время молилась за вас обоих, дорогие, чтобы Бог помог вам в это ужасное время. Я просто не могу выразить, как я жалею вас, мои любимые. Благословляю вас, мои любимые. <...> Ваша любящая и верная дочь Татьяна».

Еще строки из письма Великой Ккняжны Татианына Рождество 1916 года, вскоре после убийства Григория Ефимовича Распутина: «Моя безценная, дорогая мама, я молюсь, чтобы Бог помог сейчас вам в это ужасное трудное время. Да благословит и защитит Он вас от всего дурного. Я верю, что душа нашего любимого Друга всегда с нами и молится за тебя, мой милый ангел, мама».

Приведем также выписки из творений Святых Отцов в записной книжке Государыни:

«Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение, ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением (авва Дорофей)»;

«Не говори без сознания, не учи без смирения... Мудрость не в том состоит, чтобы говорить, но в том, чтобы знать время, когда должно говорить; ...не хвались знанием своим, ибо никто ничего не знает; конец же всему – порицать самого себя, быть ниже ближнего и прилепляться к Божеству (авва Исайя)»;

«Не верь себе, что ты силен, пока не будешь искушен и пока не найдешь себя неискусным. Так и во всем испытывай себя. Не бойся смерти, потому что Бог все уготовал, чтобы тебе быть выше ее (преп. Исаак Сирин)»;

 


Опочивальня Царской Четы в Александровском дворце

 

«Не всякому помыслу своему следуй (преп. Антоний Великий)»;

«Поступай так, чтобы сила твоя не сделала никому никакого зла, и чистым сделай сердце твое для всякого человека (авва Пимен)»;

«Желающий творить добро получает от Бога силы творить оное во всяком месте, и среди мира, и в безмолвии (преп. Симеон Новый Богослов)»;

Это не декларации – вся Семья стремилась так жить. Царская Чета и их Дети не только изучили и усвоили, но и воплотили в жизнь заветы Господа и наставления Святых Отцов Церкви.

Записи из дневника Александры Феодоровны: «Мы должны утвердить в нашем сознании мысль, что цель Бога по отношению к нашей жизни – это уподобить нас Христу. <...> Радость – это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло. Плачущий, жалующийся, напуганный христианин предает своего Бога. Наш Господь хочет от нас, чтобы мы не предавали доверия. Верность – великое слово. „Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни“ (Откр. 2, 10). <...> Нет более глубокой и радостной жизни, чем жизнь, наполненная самопожертвованием в служении Христу».

Духовный мир Государя можно показать на примере одного малоизвестного факта: Промыслом Божиим до нас дошла книга, которая была найдена в вагоне императорского поезда в дни мартовского пленения Государя генералами-изменниками, – с пометками, сделанными на листах его рукой. Это книга Ветхого Завета с Пятикнижием пророка Моисея. Таким образом, до нас дошел «Завет Государя», призывающий нас к покаянию.

В Государевых пометках видится его твердая вера в Божий Промысл и убежденность, что Господь с ним: «Не бойся, ибо Я с тобою (Быт. 26, 24); не бойся... Я твой щит (Быт. 15, 1); Бог твой, есть Бог благий и милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя (Втор. 4, 31); Бог ваш, идет пред вами; Он будет сражаться за вас (Втор. 1, 30)».

Подчеркнутые Государем строки отражают его состояние, когда обнаружились измена и обман окружения, богоотступничество и предательство народа. Он глубоко понимает все последствия этой измены: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих..., нарушив завет Мой, – то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, …и падете пред врагами вашими, ...всемеро увеличу наказание за грехи ваши, и сломлю гордое упорство ваше..., напрасно будет истощаться сила ваша..., и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; ...хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас; ...города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши, ...а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены. ...Оставшимся из вас пошлю в сердце робость (Лев. 26, 14–36). Вы падете от меча, потому что вы отступили от Господа, и не будет с вами Господа (Чис. 14, 43)».

Это лишь немногие подчеркнутые Государем слова, но как точно они выражают полное понимание им сатанинской природы происходивших событий – всю глубину народного клятвопреступления, – трагедии, которая обрушилась на Россию.

Приведем также некоторые строки из писем святых Царственных Мучеников, написанных из заточения.

Из письма Государыни А. В. Сыробоярскому (русский военачальник, с которым Императрица познакомилась и подружилась во время его лечения в Царскосельском лазарете, – примеч. ред.) от 28 мая 1917 года: «Все можно перенести, если Его (Господа) близость и любовь чувствуешь и во всем Ему крепко веришь. Полезны тяжелые испытания, они готовят нас для другой жизни, в далекий путь. Очень много Евангелие и Библию читаю, так что надо готовиться к урокам с детьми, и это большое утешение с ними потом читать все то, что именно составляет нашу духовную пищу, и каждый раз находишь новое и лучше понимаешь».

 

Окончание см. на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник