ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 19:

ПОСЛЕДОВАНИЕ ИСХОДНОЕ
И ПОГРЕБЕНИЕ МИРСКИХ ЧЕЛОВЕК

 

§ 1

 

«Последование исходное». На греческом языке «исходным» назывался тот стих, который пели при выходе из театра. Подобно сему христиане именуют «исходным» пением последнее богослужение, совершаемое в напутие отходящим из сей временной жизни. Такое наименование принято и в подражание исхода евреев, которые некогда прославили исшествие свое из Египта и избавление свое от рабства многими песнями (см.: Втор. 16; Лев. 22; Чис. 9).

 

§ 2

 

«Святейшего Патриарха господина Феодора». Сей Феодор есть тот самый Вальсамон, Святейший Патриарх Антиохийский, который написал толкование на многие правила святых Соборов. Он же присовокупил свои ответы к некоторым ответам древних ученых на вопросы Марка, Патриарха Александрийского. К числу сих вопросов и ответов принадлежит и настоящий вопрос и ответ его (в порядке его творений 38-й) о погребении мертвых тел в освященной церкви. В настоящей книге этот Феодор Вальсамон упоминается многократно.

 

 

§ 3

УСОПШИЕ
НЕ ПОГРЕБАЮТСЯ В ЦЕРКВИ

 

«Вопрос: от древнего преданного обычая погребаются мощи» и проч. Перевод сего вопроса и ответа. Вопрос: «По древнему местному обыкновению тела умерших православных погребаются в церквах, которые находятся в стране нашей. Хочу знать, не предосудительно ли это?» – Ответ: «Великое различие церквей, освященных обновлениями, отверстиями, воспрестолием, помазанием святого мира и положением святых мученических мощей, от тех молитвенных храмов, которые не имеют сего основания (объяснение всех сих выражений см. 3-я ч., гл. 8-я). Посему в тех церквах, в которые положено сокровище мученических мощей и которые запечатлены печатию помазания святым миром, не должно погребать какие-либо человеческие трупы, по смыслу второй главы первого титла пятой книги Царских законов, в которой прямо сказано: „Никто не должен погребать мертвого в церкви“; и по другому древнему гражданскому закону, который гласит: „Неприлично погребать кого-либо в церкви, если совершенно известно, что в ней лежит тело мученика“. Но в других, не так освященных молитвенных домах, хотя они и называются святыми, без смущения можно и должно погребать тела усопших».

Что узаконениями первых христианских Царей действительно запрещено было погребать усопших в церквах, освященных вышеозначенным образом, это, между прочим, доказывает и то обыкновение, по которому никому не дозволялось быть погребенным в городе. Известно, однако же, и то, что христиане никогда не сожигали тел усопших, по примеру язычников, но, помазав их мастьми, относили на общественные кладбища, отведенные на равнинах, полагали в гробницах в сухие пещеры, а иногда, по примеру отца верующих Авраама, погребали на своих полях, купленных местах и даже в вертоградах, по примеру Иисуса Христа, Сына Божия.

По перенесении мученических мощей в города и церкви для всегдашнего благоговейного поклонения пред ними, христиане начали избирать места для своего погребения близ святых мощей, дабы получить душевное спасение молитвами и ходатайством святых мучеников, которым в чувстве благоговения, умирая, препоручали бренные свои останки. Но в самой ли внутренности храма, как ближайшем месте к чтимой святыне, определяли они места для своего погребения, этого нигде не видно. Несомненно, впрочем, то, что христиане Восточной Церкви первых веков не имели никакого права полагать гробы в самой внутренности городских церквей. Ибо и самому Царю Константину Великому довольно было оказано чести, когда телу его отведено было место пред дверьми храма и таким образом дозволено было ему, как бы подобно привратнику, хранить двери или вход церковный. Святой Златоуст (в беседе 26-й на 2-е Посл. к Коринф.) говорит: «Это всякий видел не только в Риме, но и в Цареграде: ибо и здесь сын Константина Великого благорассудил вменить в величайшую честь погребсти тело своего отца при входе храма. Что значат привратники для Царей в домах Царских, то самое значат Цари во гробе у святого храма».

Отсюда с достоверностью должно заключить, что это был неизменный закон – не погребать мертвых не только внутри, но и близ стен церковных; хотя из других слов того же Златоуста можем видеть, что вне города и в одной только церкви, может быть, для погребения всех вообще назначенной, определено было погребальное место и потому названо усыпальницею. Так в первой беседе на святой и Великий Пяток он говорит: «Многократно размышлял я о том, почему отцы наши установили нам, миновав городские церкви, собираться сегодня вне города, да еще и в этой церкви? Почему в этой именно церкви – святых мучеников, а не в другой? – Ибо, по благодати Божией, город наш со всех сторон огражден мощами святых. Почему же, говорю, в этом, а не в ином мученическом храме отцы заповедали нам сегодня собираться? – Потому что на этом месте лежит множество усопших».

Святой Симеон Метафраст свидетельствует, что по кончине святого Епифания, хотя некоторые противились положить тело его в церкви, чтобы почтить память его, но, по повелению Царя Аркадия, он был удостоен этой чести по той причине, что прожил сверх пределов обыкновенной человеческой жизни. Ибо, находясь в Цареграде незадолго пред своею кончиною, он сам объявил, что ему сто пятнадцать лет и три месяца, как значится и в житии его; – и потому никак не должен быть погребенным в общем, законом определенном месте.

Когда правило древних узаконений, воспрещавшее погребать тела умерших под каким бы то ни было видом в церкви, посвященной святым, пришло в совершенное забвение, тогда сначала дозволяли погребать в церкви одних епископов; потом это дозволение распространилось на звания настоятелей, достойнейших священников и только тех верных, которые стяжали известность особенным благочестием, в последствии же времени и все славные силою, богатством и почестями мирскими, а за ними уже и прочие, побуждаемые явным тщеславием, присвоили себе ту священную, посмертную почесть, которая должна принадлежать только одной святости и добродетели. Если где и ныне люди усиливаются таким образом быть погребенными в церквах, – то они поистине не могут представить никакого правильного оправдания в нарушении древних уставов и законов.

В заключение сего предложим мнение святого Ефрема Сирина, которое он выразил ученикам своим в завещании пред своею кончиною: «Не попустите положить мое тело в дому Божием или под жертвенником, ибо не подобает червю, испускающему гнилость, лежать в храме, где святыня Господня. Не позволяйте даже погребсти меня и в другом каком-либо месте или в углу храма Божия, ибо суетная слава неприлична и безполезна душе раба неключимого. Не ради каменных храмов будет суд и не камни будет судить Христос, но те храмы человеческого тела, в которых жила душа, предстанут вместе с нею на суд Его, будут судимы по собственным деяниям, – и каждому воздастся достойная почесть по трудам и подвигам».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

ОПРОС ||
Ревность «в разуме»

    


     1. Знаете ли Вы, что такое, согласно учению Святых Отцов, ревность не по разуму?


     да – 75%; нет – 25%

 

     2. Задумывались ли Вы, что главная причина этой ревности в человеке – гордость?


     да – 80%; нет – 20%

 

     3. Согласны ли Вы, что обличать ближних должны те, на кого эту обязанность возложил Бог?


     да – 97%; нет – 3%

 

     4. Согласны ли Вы, что ревность по вере следует проявлять в исполнении заповедей Божиих относительно ближних?


     да – 100%

 

 

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник