ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ И ОТКРОВЕННЫЙ

взгляды на будущий строй земной жизни

 

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 6

 

Все государства, все народы сознают свое счастье, возвысятся до братской любви друг к другу и объединятся. «Мы твердо убеждены в том, – говорит Каутский, – что отдельные, коллективистские нации в конце концов сольются в одно общество и весь род человеческий объединится в одну ассоциацию» (см.: Каутский К. Экономическое развитие и общественный строй. СПб., 1905. С. 92).

 

ГЛАВА 2: ОТКРОВЕННЫЙ ВЗГЛЯД
НА БУДУЩИЙ СТРОЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

 

Его диаметральная противоположность социалистическому, открывающаяся уже из противоположности самого характера, существа и цели Христианства и социализма. Сущность христианской эсхатологии. Сведение ее к двум пунктам: учению о пришествии антихриста и учению о Втором пришествии Спасителя. Изложение откровенного эсхатологического взгляда в его первом пункте по учению Христа, апостолов: Павла, Петра и Иоанна Богослова, при толковании Откровения последнего святым Андреем Кесарийским. Изложение откровенного эсхатологического взгляда во втором его пункте по учению Спасителя, апостолов: Павла, Петра, Иуды и Иоанна Богослова, при толковании Откровения последнего святым Андреем Кесарийским.

Обращаясь теперь к Евангелию, мы находим диаметральную противоположность, какая существует между Христианством и социализмом в их эсхатологическом учении.
Эта противоположность в большей или меньшей степени открывается уже из противоположности самого характера, существа и цели Христианства и социализма. Последний есть миросозерцание грубо материального характера. Выше земли социализм не поднимается. Здесь нет религиозно-нравственных начал, так высоко ставящих человека над миром.
Напротив, Христианство имеет в виду духовные интересы человека, премирные. Оно есть учение о Царстве Небесном, имеющем начаться еще здесь, на земле, в сердце человека. В то время как социализм, всецело направляя человека к земным благам, полагает сущность его жизни в приобретении этих благ, – Христианство направляет все силы человеческого существа совсем в противоположную сторону. Сущность Христианства заключается в стяжании благодати Духа Святаго для Вечной Жизни со Христом, жизни личной, загробной. Вот в какой жизни Христианство полагает цель всех стремлений человека (см.: Мф. 6, 19–21, 33).
Что же касается земной жизни, то Христианство смотрит на нее как на преходящую, тленную со всеми ее благами, недостойными особенных забот христианина (см.: Там же. 19, 25–34; 16, 26).
Впрочем, этим самым Христианство не обезценивает земной жизни. Оно желает только показать, что не в ней цель нашего бытия, и если она дорога для нас, то только как время наших подвигов и приготовления к будущей безсмертной жизни (см.: Там же. 6, 19–20; 16, 26; 26, 26).
Из этого уже можно видеть, в каком непримиримом отношении стоит Христианство к социалистическим эсхатологическим чаяниям. Те будущие блага, в которых социализм полагает цель, сущность и все счастье человеческой жизни, Христианство считает несчастьем и гибелью для человека (см.: Там же. 16, 26).
Но, как ниоткуда, с рельефною ясностью выступает вся противоположность между откровенным и социалистическим взглядом на будущий строй жизни из самого откровенного эсхатологического учения. Это учение вконец ниспровергает идеалы и социалистические надежды на будущее общемировое счастье.
Знать христианскую эсхатологию и в то же время верить с социализмом в наступление на земле светлого будущего – это значит не иметь христианского настроения, сознательно отворачиваться от христианского учения, отрицать его.
Сущность христианской эсхатологии сводится к учению о постепенном усилении на земле зла, бедствий и страданий человеческих; о пришествии антихриста как самом ужасном моменте в конечном периоде земной жизни, и Втором пришествии Спасителя как завершительном акте истории земного мира, при его преобразовании – воскресении мертвых, изменении живых и Страшном суде Христовом.
Говоря короче, всю христианскую эсхатологию можно свести к двум пунктам: 1) к учению о пришествии антихриста и 2) к учению о Втором пришествии Христа. Для большего удобства будем излагать христианское эсхатологическое учение в каждом его пункте отдельно.
В общих, существенных чертах эсхатологическое учение в первом пункте мы находим, прежде всего, у Самого Спасителя, затем у апостола Павла (с более подробным характером) и у апостола Петра. Спаситель раскрыл его Своим ученикам, когда они высказали свое желание Господу знать время предсказанного Им разрушения Иерусалима и признаки Его Второго пришествия и кончины века.
Сказавши о признаках времени разрушения Иерусалима и изобразивши с буквальною точностью все ужасы его осады, выполненной вскоре после смерти Христа римскими войсками, Спаситель переходит к изображению признаков Его Второго пришествия. Такими признаками будет, по словам Христа, появление лжехристов и лжепророков. Тогда, – говорит Спаситель (т. е. в последние времена земной жизни, пред Его Вторым пришествием (см.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Мф. Т. 7. Кн. 2. СПб., 1901. С. 765. – примеч. Н.С.)), – восстанут лжепророки и лжехристы и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Вот свидетельство Самого Христа о последнем периоде нашей земной жизни.
Чтобы точнее показать, каков будет этот период человеческой жизни, Господь характеризует это время появления и действия лжепророков и лжехристов как тяжелое и скорбное для людей. Тут же, после вышеприведенных слов, Спаситель, переходя к изображению Своего пришествия, говорит: И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего и т. д. (Там же, 29)...
О какой скорби, спрашивает Златоуст, говорит здесь Христос? О скорби дней антихриста, отвечает он, и лжепророков. Подлинно, говорит он, великая тогда будет скорбь, когда столь много будет обольстителей... Лжепророки и лжехристы, явившись, произведут возмущение, немалое смятение будет тогда обладать вселенною (см.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование… С. 766).
Объясняя так слова Спасителя «После скорби дней тех» как скорбных дней антихриста, – Иоанн Златоуст имеет в виду учение апостола Павла об антихристе (см.: 2 Фес. 2, 9). Апостол определил антихриста точно такими же чертами, какими охарактеризовал Спаситель лжехристов и лжепророков.
В сравнении с учением Спасителя у апостола Павла замечается большая подробность именно в характеристике самого времени антихриста как времени небывалого по ужасам. Прежде всего, сам антихрист представляется, по апостолу, воплощением ужасного зла. Сам сатана будет действовать в нем и великими знамениями и чудесами будет обольщать людей для окончательной гибели (см.: Там же. 2, 9–12). И горе тогда всему человечеству – и тем, кто будет за Христа, и тем, кто против Христа. От гибельного влияния и действия антихриста никто не освободится. И тем более что он, по апостолу, сядет в храме как Бог, будет превозноситься выше всего священного и выдавать себя за Бога (см.: Там же, 4). Очевидно, антихрист будет выше всех людей, он сосредоточит в своих руках всю полноту церковной, политической и гражданской власти. Поэтому зло и гибель будут разливаться от антихриста легко и успешно по всему миру.
Разумеется, ни Христос, ни апостол, говоря об ужасах времен антихриста, вовсе не хотят этим сказать, что все это произойдет исключительно от антихриста. Много зла и бедствий люди будут делать тогда и сами друг другу. Вот почему апостол Павел в своем Послании к Тимофею говорит: Знай…, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся; люди, развращенные умом, невежды в вере (2 Тим. 3, 1–5, 8).
Подобными же чертами характеризует людей перед пришествием антихриста и вообще в его время апостол Петр во Втором своем Послании (см.: 2 Петр. 3, 3–4).
Самое появление антихриста представляется у апостола Павла как следствие падения в человечестве веры и благочестия.
Желая рассеять опасения фессалоникийских христиан в их ожиданиях скорого наступления Второго пришествия Господа, апостол говорит, что день Христов не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели (т. е. антихрист (см.: 2 Фес. 2, 3)). Немного далее апостол говорит: Вы знаете, что не допускает открыться ему (антихристу) в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник… (Там же, 6–8).
Из приведенных слов апостола для нас в данном случае интересны два его выражения: «отступление» и «удерживающий от среды».
Что апостол Павел подразумевает под словами «отступление» и «удерживающий» – это у него не выяснено. Можно думать, что этими словами апостол Павел указывал фессалоникийским христианам черты религиозно-нравственного состояния человечества и его окружающих условий, имеющие вызвать появление антихриста; черты, которые, быть может, фессалоникийцы ясно представляли, познакомившись с ними из устной беседы с апостолом.
Хотелось бы под первым выражением апостола подразумевать то всеобщее отступление от веры в Бога, а следовательно, и нравственных начал, которое обнаружится в последнее время пред пришествием антихриста.
Что же касается второго выражения, то мы сошлемся на свидетельство подвижника Амвросия Оптинского, который под «удерживающим» подразумевал государственную власть. «„Придет антихрист (буквальные слова Амвросия Оптинского, – примеч. Н.С.) во времена безначалия, как говорит Апостол: ‘дондеже держай от среды будет…’ (Там же, 7), т. е. когда не будет придерживающей власти“» (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Приложение 11. № 3. М., 1900).
В таком случае успокоительные слова апостола нужно понимать так. День страшного пришествия Спасителя еще далек. День этот должно предварить появление антихриста. Но и пришествие антихриста далеко. Оно не совершится до тех пор, пока не наступит на земле всеобщее отступление от веры и нравственных начал и всеобщее безначалие, которое даст полный простор обнаружению в человечестве животных инстинктов.
Таким образом, эсхатологическое учение апостола Павла об антихристе, отличающееся от параллельного этому учения Христа своею подробностью, выдается еще и тем, что здесь для бедствий времен антихриста и самого его появления указана причина. Ее видит апостол Павел в падении религиозно-нравственных устоев и государственной власти в последнем, предшествующем антихристу, времени.

 

Источник: Н-й С-в
[Николай СОБОЛЕВ].
Социалистический и откровенный взгляды на будущий строй
земной жизни. СПб., 1907.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник