ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ И ОТКРОВЕННЫЙ

взгляды на будущий строй земной жизни

 


Советский плакат

 

 

Мы продолжаем публикацию ранее не переиздававшегося труда святителя Серафима (Соболева) против социализма. Ценность работы, во-первых, состоит в том, что святой анализирует «материалистическое миросозерцание» в свете Божественного Откровения, с точки зрения православного учения о последних временах и кончине мира.

А во-вторых, хотя сегодня социализм в России уже не пользуется популярностью, это не значит, что он не заслуживает внимания. Размышляя о революции, историк М. Б. Смолин отмечает: «„Смиренные“ либералы и радикальные революционеры были как „начала и концы“ единого революционного миросозерцания, внутри которого либералы раскачивали традиционное общество, а революционеры довершили дело его разрушения самим актом революции. <…> Большинство исследователей либеральной и социальной демократии, да и сами либералы и социалисты, считают себя противоположностями. И, как пишет Л. А. Тихомиров, „до известных пределов они правы. Лягушка очень отлична от головастика. Но, тем не менее, это все-таки дети одной матери, это различные фазы одной и той же эволюции“».

Другой историк и общественный деятель, Л. П. Решетников, констатирует: «В 1991 году все рухнуло. Казалось, Русский народ, имеющий перед глазами страшный кровавый опыт XX века, уйдет от ложного выбора – западный капитализм или очередной социализм-коммунизм. Но Русские слишком долго были под гнетом чужих идей, чужебесия. У власти оказались „новые февралисты“…»

Итак, наследовавший либерализму социализм выродился на наших глазах в неолиберализм – идеологию глобализации, продвигающую эгоистические интересы международных монополий, дурача людей либеральной риторикой. Поэтому если в публикуемом сочинении святителя Серафима «социализм» понимать как «глобализм», то оно фактически отображает современную действительность.

 

ГЛАВА 1: СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА БУДУЩИЙ
СТРОЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

 

Социалистическое воспитание и образование будут непохожи на современные. Последние не в силах создать в человеке любви к людям, сделать их братьями. Не в силах потому, что в настоящее время, собственно говоря, и нет надлежащего воспитания, если не иметь в виду огромного большинства людей, которые стоят вне всякого воспитания, кроме плохого. Что же касается современного образования, то оно, не имея всеобщего характера, поставлено в такие условия, что не может служить к развитию добрых, нравственных начал. Огромное большинство людей живет в бедной обстановке и с утра до ночи занято тяжелым трудом. Все внимание их сосредоточено на заработке куска хлеба. У них совсем нет времени для воспитания детей своих. Последние брошены на произвол судьбы. Что могут дать эти родители своим детям? Подавленные нуждой, измученные трудом, заботами о завтрашнем дне, недовольные, мрачные, раздражительные, они могут только передать детям одну злобу, одно недовольство на всех, кто пользуется лучшими условиями жизни. И растут бедные дети, не видя перед собою нравственных, надлежащих руководителей. Все детство их проходит на улице. Там они уже всасывают в себя все задатки гнилой жизни. С раннего возраста знакомятся с нуждою и всеми ее последствиями: порочностью и преступлениями. Таково, по общему представлению социалистов, современное воспитание бедных (см.: Бебель А. Будущее общество. М., 1905. С. 90–96).

Но немногим лучше в настоящее время является воспитание и богатых. Правда, здесь отсутствует нищета, и родителям предоставляется возможность и лично, и через других (гувернеров) нравственно влиять на своих детей и внедрять в их детское сердце добрые начала. Но это только кажется так. На самом деле и здесь дело воспитания обстоит не совсем удовлетворительно. Причина этого опять кроется в частной собственности. Страсть к наживе, масса дел, связанных с собственностью богатого человека, опять далеко ставят от него его детей. С другой стороны, сами дети, привыкшие к роскоши и удовольствиям, видя рабское заискивание, которое оказывается бедными богатым, нравственно портятся. Они привыкают к лени, у них развиваются высокомерие, тщеславие и пренебрежение к бедным. А если так, то воспитание богатых, как и воспитание бедных, безсильно возвысить человека до идеалов братства, любви и равенства.

Вот в каких условиях находится в настоящее время воспитание. В таких же печальных условиях происходит и образование. Настоящая школа точно также не может возродить человека до проникновения его сердца нравственными идеалами. Частная собственность, разлагающая семью, портит и школу. Нравственные аномалии, которые приобретаются детьми в семье, не уничтожаются школою. Напротив, та злоба на богатых, с одной стороны, и высокомерие и пренебрежение, с другой, вынесенные из семьи, получают дальнейшее развитие в школе. Дети богатых родителей и здесь видят, какую важность имеет богатство. И здесь они пользуются привилегированным положением. Средства дают им полную возможность всячески облегчать свой труд чрез покупку книг, помощь репетиторов и пользование удовольствиями для отдыха. Они привыкают думать, что вся эта их богатая обстановка есть их личное достоинство. Отсюда – непонимание нужд своих бедных товарищей и высокомерное отношение к ним.

Понятно, с какою завистью должны относиться последние к своим богатым товарищам. Благодаря бедной, тяжелой семейной обстановке, большинство учащихся не находит ни необходимых удобств, ни порядка, ни покоя, чтобы выполнить свои школьные работы или найти соответствующую поддержку. Вот почему им остается только завидовать своим богатым товарищам, окруженным лучшими условиями жизни (см.: Там же. С. 90). Встречая же со стороны последних пренебрежительность и заносчивость, они отплачивают им ненавистью и злобою.

Если к этому прибавить, по словам Бебеля, ту сухость, тот формализм, который царит в низшей, средней и высшей школе, – ту отдаленность, какая существует между учителями и учениками, то станет очевидным, почему современное образование не достигает нравственной цели и не может оживотворить людей любовью и братскими чувствами.

Осуществить это и глубоко внедрить в человечество идеалы братской любви и равенства призвано-де будущее социалистическое общество. Социалистическое общество примет на себя дело всеобщего, равного воспитания и образования. Обладая большими богатствами, оно будет иметь полную возможность дать людям самое лучшее воспитание и образование. Оно заменит детям самых лучших родителей. С раннего возраста дети будут приниматься под любящую опеку общества в общественные учреждения, где на каждого будет простираться равная забота и любовь общества. Все воспитательные и образовательные средства на всех питомцев будут простираться в равной и одинаковой степени. Здесь питомцам будут безплатно предоставлены содержание, обучение и платье. Общество даст им идеальных педагогов, снабдит их самыми лучшими научными пособиями и приложит гигиенические (физические упражнения), эстетические и всякие другие меры (см.: Там же. С. 93–94) к тому, чтобы питомцы всегда были здоровы, бодры и счастливы.

Свои воспитательные и образовательные задачи общество выполнит тем более успешно, что тогда наступит эра науки и искусства, которой еще не видел мир и плоды которых, благодаря богатым средствам общества, легко будут применяемы к социалистической школе.

То обстоятельство, что социалистическая воспитательно-образовательная школа поставит питомцев в совершенно равные условия воспитания и образования и предоставит им все средства к здоровой и радостной жизни, навсегда уничтожит в учащихся всякий повод к взаимным ненависти, гордости и заносчивости и ту жажду грубых безнравственных удовольствий, чем отличается современная учащаяся молодежь. «Тогда исчезнут, – говорит Бебель, – постоянно возрастающие эксцессы нашей современной молодежи, которые являются естественным следствием общественного состояния с его гниением и разложением. Заносчивость, отсутствие дисциплины, безнравственность и жажда грубых наслаждений, чем в особенности заражена современная молодежь наших средних и высших учебных заведений – гимназий, университетов и т. д., – все это вызывается и усиливается разложением нашей домашней жизни и ядовитыми влияниями жизни социальной» (Там же. С. 94).

Убеждение, что питомцы будущей школы будут чужды нравственных недостатков, является для социалистов с характером несомненной истины. Но нисколько не сомневаются они и в том, что эти питомцы будут носителями высокой нравственности. Иначе и быть не может. Равные условия воспитания и образования заложат в питомцах братскую любовь друг к другу. С другой стороны, они будут иметь глубокую благодарность и любовь к обществу. Можно ли иметь что иное со стороны питомцев к тому обществу, которое каждый их шаг будет сопровождать своею любовью, своею заботою! Такое отношение общества к своим питомцам глубоко вкоренит в их сердце вообще любовь к людям.

Таким образом, из социалистической школы будут выходить нравственно развитые и идеально настроенные люди. Но и по выходе из школы эта идеальная настроенность не пропадет. Напротив, вышедший из этой школы человек встретит в жизни все условия, чтобы быть еще более нравственным и еще более счастливым.

Мы видели выше, какими счастливыми условиями будущее общество обставит человека. Благодаря этому и семейная, и общественная жизнь будет заключать в себе много радостей. Члены семьи не будут уже тратить почти все время на приобретение куска хлеба. Все необходимое к жизни: и питание, и помещение, и медицинская помощь, и костюмы с обувью, и проч. в самых лучших изобретениях науки и искусства будет предоставлено даром каждому в равной степени. Членам семьи будет предоставлена полная возможность наслаждаться только семейными радостями и легко и свободно удовлетворять все свои духовные потребности (см.: Беллами Э. Через сто лет. СПб., 1891. С. 98–110).

Хорошо и счастливо будет обставлена жизнь семьянина. Но также хорошо будет обставлена его жизнь и как члена общества. Последнее, прежде всего, позаботится дать ему работу и должность, соответствующую его призванию, которое будет обнаружено еще в школе. В силу этого работа будущего общественного деятеля будет приятная и легкая. Кроме того, общество будет всячески облегчать труд и оказывать поддержку всякому полезному делу и начинанию. Приятно работать тому обществу, которое первым будет идти навстречу всему доброму и прекрасному, внося в человеческую жизнь одну любовь, братское равенство, отеческую поддержку и помощь. И эта любовь общества, эта трогательная забота будет каждого сопровождать во всю его жизнь: в его детстве, молодости, в его трудах, болезнях, в старости и т. д. до самого гроба.

Вот когда настанет для человечества счастливая и райская пора жизни! Беллами называет эту жизнь жизнью рая, порядка, справедливости и счастья (см.: Там же. С. 212). Вполне согласен с ним и Бебель, когда смотрит на будущее социалистическое общество как на золотой век (см.: Бебель А. Будущее... С. 29). То время будет периодом полного раскрытая назначения человека, когда человечество станет олицетворением всех высших, какие только возможны для него, идеалов (см.: Там же. С. 101). Человечество выйдет из скорлупы, и перед ним откроются небеса. Тогда навсегда кончится унылая, длинная зима, и наступит на земле вечное лето (см.: Беллами Э. Через... С. 274). И ничто тогда не нарушит счастливого, райского существования человечества.

 

Продолжение см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник