ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
«КРОВЬМИ ИСТИНУ СОБЛЮДШИЯ...» НОВОМУЧЕНИКИ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Эта власть послана за грехи»

28 мая / 10 июня – память священномученика Николая Аристова, преподобномученика Дионисия (Петушкова)
и мученика Петра Юдина

 


Сщмч. Николай Аристов

 

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК
НИКОЛАЙ АРИСТОВ

 

Священномученик Николай родился в 1872 году в селе Страхово Климовской волости Каширского уезда Тульской губернии, в дворянской семье. Его отец, Степан Аристов, был владельцем имения при селе Страхово, а при селе Овечкино имел более пятисот десятин земли. Николай получил образование в гимназии и в течение двух лет, в 1895–1896-м годах, управлял имением у помещика Алябьева в Тульском уезде. Более всего его влекла тогда художественная фотография, получившая в это время большое распространение, и Николай поступил учеником фотографа в фотографическую мастерскую в Сергиевом Посаде. В 1900 году он завел свою фотомастерскую в городе Александрове.

У Николая и его супруги Лидии было две дочери, при рождении третьего ребенка супруга при родах скончалась, а через полгода умер младенец, и впоследствии Николай Степанович жил вдовцом, сам воспитывая дочерей. Будучи благочестивым церковным человеком, он и детей воспитал в благочестии и любви к Церкви. И воистину, кого Господь любит, того наказывает: одна из дочерей заболела менингитом и, хотя она выжила, последствия перенесенного недуга остались у нее до конца жизни.

В 1917 году Николай Степанович переехал с детьми в Сергиев Посад и открыл здесь фотомастерскую, но отказался от нее в 1929 году, когда окончательно определились масштабы экономического разрушения страны, уничтожения любой человеческой инициативы и разграбления народа большевиками. Кроме того, остаток своей жизни он желал целиком посвятить служению Церкви. И Господь принял его намерение и уготовал ему мученический венец.

В июле 1930 года Николай Степанович был рукоположен во диакона к церкви святых апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде, переименованном к тому времени в Загорск, а 5 апреля следующего года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Диакона Николая обвинили в том, что он состоял членом загорского филиала контрреволюционной организации и занимался антисоветской монархической агитацией. Власти подразумевали под этим поминание в храме за упокой Российских Императоров. Этого для сотрудников ОГПУ оказалось достаточно, чтобы вынести суровое решение. 6 июня 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила отца Николая Аристова к расстрелу; он был убит 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.


ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК
ДИОНИСИЙ (ПЕТУШКОВ)

 

Преподобномученик Дионисий родился 26 сентября 1866 года в деревне Сумино Савцинской волости Кашинского уезда Тверской губернии, в семье крестьян Иосифа Иоакимовича и Матроны Ивановны Петушковых. 24 сентября 1905 года Дионисий Иосифович поступил послушником в Нило-Столобенскую пустынь в Осташковском уезде Тверской губернии и исполнял здесь послушание свечника. 10 января 1910 года он был пострижен в монашество с именем Евфимий. Впоследствии принял постриг в схиму с именем Дионисий и подвизался в обители до ее закрытия безбожниками в 1927 году.

На следующий день после закрытия пустыни сюда приехал благочестивый богатый крестьянин Сергей Федорович Комаров; он был давним благотворителем Нило-Столобенской обители. В 1910 году Комаров к своей земле прикупил землю вышневолоцкого купца, построил там хутор и успешно занимался хлебопашеством, применяя передовые технологии и машины; регулярно жертвовал в монастырь сельскохозяйственные продукты, выращенные на своей земле. В 1920-х годах прихожане избрали его председателем церковной двадцатки.

Сергей Федорович давно мечтал пригласить жить на хутор кого-нибудь из монахов и, когда оказался в закрытом монастыре, видя бедственное положение братии при советской власти, тут же позвал к себе отца Дионисия, которого знал в течение многих лет и почитал как благодатного старца. Он выделил ему на своем хуторе Черенчиха пустовавшую избу из двух комнат. В одной комнате старец ночевал, а другая была отведена под моленную.

Местному населению скоро стало известно, что на хуторе поселился схимонах из Нило-Столобенской обители, и люди потянулись к нему – кто за благословением на то или иное дело; кто испросить совета, как поступить в трудном случае; кто приходил узнать, стоит ли вступать в колхоз; а иные просили помолиться об исцелении от какого-нибудь недуга. Отец Дионисий всех принимал и, помолившись, больных помазывал маслом из лампады. Со временем к подвижнику стало стекаться все больше народа, и это стало известно властям.

В начале 1930 года в доме, где жил схимник, при участии сельских властей и колхозников был произведен обыск; пришедшие забрали для своих нужд некоторые вещи, необходимые в хозяйстве, но не тронули старца; вскоре после этого отец Дионисий покинул дом и так поначалу избежал ареста. Схимника приютили верующие на другом хуторе, и, поскольку таких людей было немало, отец Дионисий мог перемещаться с места на место.

В полночь 6 февраля 1931 года на хутор Черенчиха прибыли сотрудники ОГПУ с намерением арестовать подвижника. Не обнаружив его здесь, они приступили к хозяйке, чтобы она немедленно сообщила о его местонахождении. В это время вернулся ее муж, Сергей Федорович, от которого они также стали требовать, чтобы он выдал старца, но он на это ответил: «Не знаю, где он. А какое вам до него дело? Лучше берите вместо него меня, я хочу пострадать за старца». Однако отца Дионисия все же вскоре арестовали и привезли в Черенчиху, а оттуда –в тюрьму.

Сотрудники ОГПУ, допросив местных жителей и убедившись, что схимонах пользовался большой любовью и уважением среди крестьян, решили его из заключения не выпускать. Сначала его отправили в Тверское отделение ОГПУ, а затем 18 февраля перевезли в Бутырскую тюрьму в Москве, и материалы его дела присоединили к общему делу арестованных тогда священнослужителей, монахов и мирян.

Отвечая на вопросы следователя, отец Дионисий подтвердил, что к нему приходило много женщин «за получением благословения и совета по... многим вопросам, на что я им всегда давал ответ. Лично я считаю, что настало последнее время перед Страшным Судом, т. е. время антихристово, и существующая советская власть – есть власть антихриста, а поскольку ее организатором является Ленин, то последнего считаю антихристом. Советскую власть признаю лишь постольку, поскольку эта власть послана Богом, и считаю, что она послана нам за наши грехи в наказание. Колхозы я считаю богопротивными, антихристовыми организациями, и, как верующий человек, сам в них не пойду и обязан удерживать других, т. к. в колхозах верующему нельзя быть, потому что там молиться нельзя, следовательно, должны отрешиться от Бога. Приходившим ко мне я говорил вышеуказанные свои мнения, но не навязывал им, а кто хочет, слушает и как хочет, так и поступает».

На этом допросы были закончены, и 6 июня 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила схимонаха Дионисия к расстрелу. Схимонах Дионисий (Петушков) был расстрелян 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.



МУЧЕНИК ПЕТР ЮДИН

 


Прмч. Дионисий (Петушков)

 

Мученик Петр родился в 1877 году в деревне Сиблово Горицкой волости Корчевского уезда Тверской губернии, в семье крестьянина Лаврентия Юдина. По профессии Петр был плотником, и в поисках работы ему приходилось ходить по Тверской и Московской губерниям. Ближайшим приходом к его дому был храм в селе Бокланово, в котором он в течение многих лет во время гонений от безбожников трудился помощником старосты; на нем лежала обязанность закупать все необходимое для храма.

25 марта 1931 года на собрании церковной двадцатки решили отправить Петра Лаврентьевича, как человека, знающего, где что можно приобрести, в Москву для закупки свечей. Не откладывая исполнение поручения, Петр сразу же поехал в город, но ничего купить не смог, и ему посоветовали добраться до Хотьково и там узнать у монахинь, где можно достать свечей.

Сойдя с поезда, он вдоль путей направился к храму. Навстречу ему попался железнодорожный рабочий. Завязался разговор. Петр Лаврентьевич стал расспрашивать о его работе. Тот в свою очередь, узнав, что Петр Лаврентьевич из Кимр, поинтересовался, задорого ли там продаются сапоги, т. к. кимряки издавна славились пошивом сапог, да и сколько стоит у них хлеб. Петр Лаврентьевич ответил, что и то, и другое дорого. Затем зашла речь о колхозах, и новый знакомый стал расспрашивать, насколько успешно это дело у них развивается. Петр Лаврентьевич ответил, что в колхозы у них некоторые записываются, а некоторые бегут. На вопрос о властях Петр Лаврентьевич со свойственной ему простотой рассказал, что правительство ездит на автомобилях, ест жареное, а народу вредит, в колхозы загоняет насильно, и все там голодают, в этих колхозах. После этих слов собеседник вдруг резко заявил Петру Лаврентьевичу, что негоже ему ходить здесь и агитировать трудящихся. Тот удивленно возразил, что его не так поняли и, повернувшись, пошел в сторону станции. А железнодорожник, подхватив инструмент, поспешил домой, взял служебный пистолет и тоже направился к станции; по пути он встретил знакомого комсомольца, которому предложил идти вместе с ним. Догнав Петра Лаврентьевича, они потребовали, чтобы он проследовал с ними в сельсовет села Хотьково. Туда же пришел дежурный милиционер с железнодорожной станции, и в тот же вечер Петра Лаврентьевича заключили в загорскую тюрьму.

После допросов сотрудники загорского ОГПУ перевели Петра Лаврентьевича в Бутырскую тюрьму в Москве, и здесь материалы его дела включили в общее дело, по которому уже было арестовано более полусотни человек, в основном монашествующих. Отвечая на вопросы следователя в Москве, Петр Лаврентьевич сказал: «Сейчас всех священнослужителей высылают, а скоро их будут расстреливать; сейчас наступили тяжелые времена, и существующая власть с ее скорбями послана Богом в наказание нам за наши грехи...»

6 июня 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила Петра Лаврентьевича Юдина к расстрелу; он был расстрелян 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

 

Подготовила
Ксения МИРОНОВА

По книге игумена
Дамаскина (ОРЛОВСКОГО)
«Жития новомучеников
и исповедников Российских
ХХ века. Май» (Тверь, 2007.

С. 255–257)

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник