ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Родник утешений

 

 

Отчизна и род праведницы были в провинции оптиматов, где были города: Никомидия, Еленополь, Пренет, Парфенополь. Родители ее были Константин и Анастасия, христиане искренние; с нежного возраста дочь воспитана была ими в благочестии. Сочетавшись с супругом 3ахариею, она уговорила его жить с нею как с сестрою. Так она никогда не знала удовольствий брачного ложа и осталась девственницею. Люди Периклова века были образованны, очень образованны в искусствах и в философии, а гнусная гетера отнимала супруга у супруги и заражала болезнями дорогую юность. Лишь вера Христова не только защищает супружескую верность, но и обращает супругов в девственников чистых.

Феоклета усердно занималась чтением душеполезных сочинений и особенно священных наставлений о жизни, приличной женам. Она твердо заучила желание Апостола, предъявленное женам. Желаю, – писал он, – чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим. 2, 8–10). Деньги, которые тратились другими на наряды, она назначала для лучшего употребления. Средства свои, труды, силы посвящала она преимущественно на пользу ближних: всякий день так или иначе помогала она бедным. Родина ее доставляла ей много случаев к тому. Провинция оптиматов (вельможей) называлась так в насмешку. Это была страна самая бедная; жители ее, говорит Император Константин, – денщики офицеров и высших придворных чиновников; они же погонщики при походах войска; при бедности они грубы. В такой-то стране совершала подвиги милосердия святая Феоклета.

«Стыдись, – говорил Квинтилиан, – склоняться пред бедным, а скорее отвращайся от него с презрением». Плавт писал: «Для чего ты даешь подаяние бедному? Твоя помощь только удлиняет страдания его. Он беден? Ну, пусть и пропадает с голоду». Вот как рассуждала философия языческая! Она то от гордости не уделяла бедняку и ласкового взгляда, то при недостатке самоотверженной любви отчаивалась в возможности успешно лечить раны бедного. Как неизмеримо высока пред тем любовь христианская! Оптиматы с их разнородными нуждами находят в ней неисчерпаемый родник утешений!

Что нужно для того, чтобы подвиг сострадательной любви был вполне христианским, вполне угодным Господу и потому сильным благодатию? Нужно, чтобы совершался он в духе смирения, без поисков за славою человеческою и без самоуслаждения самолюбивого; нужно, чтобы совершался он веселою душою, с радостью; нужно, чтобы не ослабляли его ни неблагодарность человеческая, подчас и грубая, ни собственное желание покоя.

Так подвизалась Феоклета. Она не утомлялась трудами служения другим, не оскорблялась непризнательностью людскою; каждому помогала с любовью и радостью; не дозволяла себе и тешиться своими делами, славя за все Господа и твердо помня о своей греховности. И вот она была неистощимым родником живительных утешений для несчастных оптиматов. Подвигами самоотверженной любви она столько возвысилась в жизни духовной, что, когда приблизилось время кончины ее, пригласив знакомых, объявила о дне смерти своей и частных обстоятельствах ее будущих. По смерти ее мощи прославились множеством чудес, к утешению страждущих. Подвиги догробного милосердия ее совершались при Императоре Феофиле, и потому кончину ее надобно отнести к 840 году.

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 2. М., 2011.

 

Любовь к ближнему должна основываться на твердом исповедании, что все человечество есть единая семья, имеющая Отцом Самого Господа Бога и прародителями Адама и Еву.

Отсюда выводы: а) на земле нет чужих, все родные; б) на земле нет злых и зла, а есть больные братья и сестры и есть великая болезнь духа всего человечества, выражающаяся или в отчуждении от Бога и Его Святого Закона, или в теплохладии. Нужно заметить, что в очах правды Божией отчуждение от Бога (неверие) и теплохладие равноценны, и уже Господом объявлено, что холодный и теплохладный извергнутся из уст Божиих, т. е. из Царства Небесного, если не покаются. Таким образом, земля есть больница, все люди, больные душою и телом, – братья и сестры и по отношению друг к другу есть духовные братья и сестры милосердия. Отличительное же свойство истинных братьев и сестер милосердия – до самоотвержения любить всех людей и служить им к временному и вечному их спасению. Вообще нужно жить так, чтобы от каждого человека изливались радость, мир, утешение, кротость (ровность) на всех окружающих.

Преподобноисповедник Сергий (СРЕБРЯНСКИЙ)

 

 

 

19 августа / 1 сентября. Суббота.

Мч. Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников (284–305). Свт. Питирима, еп. Великопермского (1455). Мчч. Тимофея, Агапия и Феклы (ок. 304). Св. Николая Лебедева исп., пресвитера (1933). Донской иконы Божией Матери (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.).

 

20 августа / 2 сентября. Неделя 14-я по Пятидесятнице.

Прор. Самуила (XI в. до Р. Х.). Мчч. Севира и Мемнона и с ними 37-ми мучеников (304). Собор Московских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 26 августа). Сщмчч. Александра Малиновского, Льва Ершова, Владимира Четверина пресвитеров (1918); сщмч. Николая Бирюкова пресвитера (1919). Обретение мощей сщмч. Гермогена, еп. Тобольского (2005). Иконы Божией Матери, именуемой «Прибавление ума» (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 15 августа).

 

21 августа / 3 сентября. Понедельник.

Ап. от 70-ти Фаддея (ок. 44). Мц. Вассы и чад ее, мчч. Феогния, Агапия и Писта (305–311). Преп. Аврамия Смоленского (XIII). Преп. Марфы Дивеевской (1829). Преп. Аврамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII–XIII). Прмч. Рафаила (1941) (Серб.). Сщмч. Александра Елоховского пресвитера (1918); сщмч. Павла Ягодинского пресвитера (1937); прмч. Игнатия Даланова (1942). Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре (1903).

 

22 августа / 4 сентября. Вторник.

Мчч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана и прочих (305–311). Сщмч. Горазда, еп. Чешского и Моравско-Силезского (1942). Преп. Исаакия Оптинского (1894). Сщмч. Афанасия еп. (270–275), преп. Анфусы (ок. 298) и слуг ее, мчч. Харисима и Неофита (270–275). Мц. Евлалии девы (ок. 303). Сщмчч. Макария, еп. Орловского, Иоанна Бояршинова и Алексия Наумова пресвитеров (1918); сщмчч. Феодора, еп. Пензенского, и с ним Василия Смирнова и Гавриила Архангельского пресвитеров (1937); сщмчч. Иоанна, еп. Великолукского, Алексия, архиеп. Омского, Александра Ратьковского, Михаила Люберцева и Феодора Маляровского пресвитеров, прмчч. Илариона Цурикова, Иоанна Лабы и Иерофея Глазкова (1937). Грузинской иконы Божией Матери (1650).

 

23 августа / 5 сентября. Среда.

Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Луппа (ок. 306). Сщмч. Иринея, еп. Лионского (202). Препп. Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Свт. Каллиника, Патриарха Константинопольского (705). Сщмчч. Ефрема, еп. Селенгинского, Иоанна Восторгова пресвитера и мч. Николая Варжанского (1918); сщмчч. Павла Гайдая и Иоанна Карабанова пресвитеров (1937)

 

24 августа / 6 сентября. Четверг.

Сщмч. Евтихия, ученика ап. Иоанна Богослова (I). Перенесение мощей свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1479). Преп. Арсения Комельского (1550). Преп. Аристоклия, старца Московского (1918). Мч. Татиона (305). Мц. Сиры, девы Персидской (558). Преп. Георгия Лимниота (ок. 716). Равноап. Космы Этолийского (1779). Сщмч. Максима Горлицкого пресвитера (1914). Прмч. Серафима Шахмутя (1946). Петровской иконы Божией Матери (ок. 1306).

 

25 августа / 7 сентября. Пятница.

Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского (I). Свтт. Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена исп., еп. Каррийского (IV). Свт. Мины, Патриарха Цареградского (536–552). Прмч. Моисея Кожина (1931); сщмч. Владимира Мощанского пресвитера (1938).

 

26 августа / 8 сентября. Суббота.

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году). Мчч. Адриана и Наталии (305–311). Преп. Адриана Ондрусовского (1549). Блж. Марии Дивеевской (1931). Сщмч. Петра Иевлева пресвитера (1918); св. Георгия Коссова исп., пресвитера (1928); сщмч. Виктора Элланского пресвитера, мчч. Димитрия Морозова, Петра Бордана и св. Романа Медведя исп., пресвитера (1937). Обретение мощей свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского (2000). Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).

 

27 августа / 9 сентября. Неделя 15-я по Пятидесятнице.

Преп. Пимена Великого (ок. 450). Препп. сщмч. Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (после 1114). Свт. Осии исп., еп. Кордувийского (359). Свт. Ливерия исп., папы Римского (366). Прп. Пимена Палестинского (ок. 602). Мц. Анфисы. Прп. Саввы. Собор Нижегородских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 26 августа). Сщмч. Михаила Воскресенского пресвитера и с ним 28-ми мучеников (1918); сщмч. Стефана Немкова пресвитера и с ним 18-ти мучеников (1918); сщмч. Павла Фокина пресвитера (1918); сщмчч. Иоанна Лебедева, Иоанна Смирнова пресвитеров и прмч. Мефодия Иванова (1937); сщмч. Александра Цицерова пресвитера (1939); сщмч. Владимира Соколова пресвитера (1940); св. Димитрия Крючкова исп., пресвитера (1952).

 

28 августа / 10 сентября. Понедельник.

Преп. Моисея Мурина (ок. 400). Обретение мощей преп. Иова Почаевского (1659). Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преп. Феодосия) почивающих. Преп. Саввы Крыпецкого, Псковского (1495). Прав. Анны пророчицы, дщери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I). Вмц. Шушаники (Шушаник), Царицы Ранской (475) (Груз.). Сщмч. Алексия Будрина (1918); прмчч. Казанских: Сергия Зайцева, Лаврентия Никитина, Серафима Кузьмина, Феодосия Александрова, Леонтия Карягина, Стефана, Георгия Тимофеева, Илариона Правдина, Иоанна Сретенского и Сергия Галина (1918); сщмч. Александра Медведева диакона (1918); сщмч. Николая Георгиевского пресвитера (1931); сщмч. Василия Сокольского пресвитера (1937).

 

29 августа / 11 сентября. Вторник.

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День постный.

 

30 августа / 12 сентября. Среда.

Свтт. Александра (340), Иоанна (595) и Павла Нового (784), Патриархов Константинопольских. Преп. Александра Свирского (1533). Обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского (1652). Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского (1724). Преп. Христофора Римлянина (VI). Преп. Фантина чудотворца, в Солуни (IX–X). Святителей Сербских: Саввы I (1237), Арсения I (1266), Саввы II (1269), Евстафия I (ок. 1285), Иакова (1292), Никодима (1325), Даниила (1338), архиепископов; Иоанникия II (1354), Ефрема II (после 1395), Спиридона (1388), Макария (1574), Гавриила I (1659), Патриархов, и Григория епископа. Сщмч. Петра Решетникова пресвитера (1918); прмч. Аполлинария Мосалитинова (1918); сщмч. Павла Малиновского пресвитера, прмц. Елисаветы Ярыгиной и мч. Феодора Иванова (1937); прмч. Игнатия Лебедева (1938); св. Петра Чельцова исп., пресвитера (1972).

 

31 августа / 13 сентября. Четверг.

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395–408). Сщмч. Киприана, еп. Карфагенского (258). Свт. Геннадия, Патриарха Цареградского (471). Собор новомучеников Ясеновацких (1941–1944) (Серб.). Сщмчч. Александра Любимова пресвитера и Владимира Двинского диакона (1918); сщмчч. Михаила Косухина и Мирона Ржепика пресвитеров (1937); сщмч. Димитрия Смирнова пресвитера (1938).

 

1/14 сентября. Пятница.

Начало индикта – церковное новолетие. Преп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428). Мч. Аифала диакона (380). Мцц. 40 дев постниц и мч. Аммуна диакона, учителя их (IV). Мц. Каллисты и братий ее мчч. Евода и Ермогена (309). Прав. Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.). Прмц. Татианы Грибковой, мц. Наталии Козловой (1937). Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения Ее иконы) (864). Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской, Августовской (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник