ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ – АПОСТОЛ
НАШИХ ДНЕЙ

 


Отец Варлаам

 

 

Читатели знают, что святитель Игнатий (Брянчанинов) – один из самых цитируемых в «ПК» Святых Отцов. Недавно мы побывали в монастыре, настоятелем которого святой Игнатий был более 20 лет – Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни (ныне формально находится на территории пос. Стрельна, в черте Санкт-Петербурга). Настоящим утешением стала беседа с благочинным обители игуменом Варлаамом (Переверзевым).

 

– Батюшка, хотелось бы поговорить о святителе Игнатии. Биографические данные многим известны, а расскажите, пожалуйста, о его характере, особенностях его трудов?

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) является, безусловно, Апостолом нашего времени. Его творения созданы прямо для нас, сегодняшних, будто писались только что. И даже, думается, они возымели актуальность в наше время большую, чем при его жизни и сразу после смерти.

Часто советую людям читать его прямо с первого тома – «О последовании Господу нашему Иисусу Христу». И порой слышу в ответ: «Пробовал – непонятно». Действительно, с одной стороны писания святителя крайне злободневны, с другой – враг спасения сделал все, чтобы для современного человека они были неудобопонимаемы, потому что люди привыкли к некой художественности, литературности... А святитель писал в духе исповедничества, очень глубоко, твердо, даже жестко, и в то же время – утешительно. Он переработал много трудов Святых Отцов древности и нам после себя оставил настолько важный материал, что если бы современный православный человек имел только одни творения святителя Игнатия, то путь спасения был бы ясен! Все там есть – это такой концентрат святоотеческого опыта для нашего времени.

Причем сам святитель пишет: когда я стал читать Святых Отцов, то поразился, в каком единстве Духа они между собой находятся. А то сейчас учат, что между многими Святыми Отцами были противоречия – один так считал, другой иначе, все это якобы были их частные мнения, а не учение Церкви. Это вовсе не так. Просто у каждого из Отцов был свой путь, свои методы, обстоятельства духовной жизни, что по сути составляет церковную полноту во всем ее многообразии. Житие затворника – одно, монаха в монастыре – другое и т. д., но направление, дух – одни и те же.

Да, слышал такую еще мысль о характере святителя Игнатия и его творений, можно с ней согласиться, – что по своему настрою они более подходят для человека твердого в вере, не склонного к унынию, потому что раскрывают глубину нашего грехопадения. В отличие, например, от святителя Феофана, который тоже очень глубок и выразителен, но в духе своем более радостотворен, легок. Хотя советую читать всем и того, и другого!

Святитель Игнатий по характеру был строгим, взыскующим с братии попечение о спасении души. Но в то же время любой насельник обители мог к нему прийти и днем, и ночью и получить духовное утешение. Например, своего ученика и последователя отца Игнатия (Малышева) святитель поначалу долгое время смирял – с места на место гонял, келии менял, как и его прежде воспитывал в Оптиной пустыни старец Лев. Но при этом наставник являлся именно любящим отцом.

Строгость святителя Игнатия была воспитана в нем еще в детстве. В семье дети боялись обидеть родителей, чтили их. Оказывается, простуда, подорвавшая здоровье святого, возникла у него после случая, когда юноша, купаясь в речке вместе с отцом, побоялся огорчить его и не признался, что переохладился…

 

– По творениям святителя Игнатия мы учимся в том числе внешним правилам благочестия: как должен выглядеть, вести себя христианин, когда и почему делать поклоны в храме, креститься, как прикладываться к святыням и т. д. Насколько эти наставления сейчас актуальны? Иногда приходится слышать, что ревность о соблюдении всех таких установлений – некое фарисейство, следование устаревшей букве, а не духу…

– Внешнее должно быть выражением внутреннего. Но чтобы выковать внутреннее, нужны внешние условия, правила. Конечно, человек может сделать земной поклон в любое время, но ведь он должен для начала понимать службу – когда это более уместно, не будет ли это соблазнительным для окружающих, безчинством под благовидным предлогом. Для этого Отцы и прописали общеупотребительные правила: в будни – одно, в выходные – другое, в Пасхальные дни – третье; в храме и в келии – тоже по-разному; в разные Литургии (свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова) – все по-своему. Опять же, Отцы в Духе Святом утверждали эти правила, что же нам пытаться угодить Богу, выдумывая новое или искажая открытое Им? Но надо и знать, как исполнять все это с рассуждением, сообразовываясь с обстоятельствами.

Чаще, конечно, сегодня можно встретить мнение, что внешнее не важно, что правила и каноны устарели, «Бог должен быть в душе». Но мы должны следовать Церкви – Церковному Преданию, описанному Святыми Отцами. Если человеку не говорить о правилах, он не поймет и Бога, Того Духа, Которого наша цель стяжать. Когда к отцу Николаю Гурьянову приехал один мужчина, старец его спросил: «Чего пришел?», – и мужчина растерялся и задумался. Вот, приходится людям объяснять, как это делал и святитель Игнатий – прямо, без виляния.

Говорят: «Зачем эти правила, каноны вычитывать ежедневно?» Но если христианин не будет исполнять своего келейного правила, то в такой «головешке» духовная жизнь прекратится. Это – самая малость, но именно основа, без которой невозможно дальнейшее возрастание в вере.

А когда и это неважно, и то не так важно, начинается, помните: «Что такое Макарий? Нет никого достойного, кроме Василия и Григория»; через какое-то время: «Что такое Василий? И что такое Григорий? Нет никого достойного, кроме Петра и Павла»; потом: «Что такое Петр? И что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы». А потом следует отрицание и Бога, и всего духовного.

Верный в малом верен и в большом. Поэтому важно и внешнее, но чтобы это было не просто обрядовостью, а отражением внутреннего, – стараться его «подтягивать», без перекосов.

 

– Как раз хочу дальше спросить о «перекосах». У святителя Игнатия есть сочинения «О прелести», «О ревности душевной и духовной» и другие, где очень глубоко и точно описываются нездоровые духовные состояния людей. А как Вы считаете, какие уклонения характерны именно для нашего времени и почему они происходят?

– С одной стороны, у нас сегодня наблюдается уклонение в обновленчество, некий либерализм церковный, с другой – в формальность и гордыню. А потому что и то, и то – без любви. В первом случае надо напомнить: «Кто любит Меня, тот заповеди Моя соблюдет» (ср.: Ин. 14, 21), а во втором: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Петр. 5, 5). Наше спасение – царский, средний путь – между страхом и надеждой. Спасение – от Бога, дается смиренным – кто и правила исполняет, и в этом благочинии своем надежду не полагает.
Часто человек в прелести духовной думает только о себе – мол, заповедано же: «Спасись сам…» Но тут действует враг, и получается у такого человека не души спасение, а быта улучшение, устраивание своей жизни в комфорте и удобствах. Также встречаются искажения, когда человек выхватит что-то отдельное, возведет в абсолют, а с прочим не соизмеряет. Где потом эти люди? Обычно любой соблазн или незначительное несоответствие происходящего их пониманию настолько приводит их в смущение, в ревность не по разуму, что они срываются или в пропасть раскола, или в ересь, или в другие тяжкие. Здесь, к сожалению, не приходится говорить ни о живой вере, ни о рассудительности, ни о смирении с послушанием – у людей в прелести нет авторитета, они слушаются своих помыслов.

 


Троице-Сергиева пустынь

 

– Переходя к теме послушания, духовного окормления: святитель Игнатий писал, что старцев истинных сейчас нет – не было уже в его время! Как это понимать и что в таком случае делать?

– Тут надо иметь в виду, что сам святитель проходил, как я уже сказал, послушание, искус под духовным руководством старца Льва, за которым последовала целая плеяда Оптинских старцев. Были и Глинские старцы, и подвижники XX века, и нашего времени – только недавно ушли от нас отцы Кирилл, Наум, Адриан, Гермоген… И сейчас живут духовно опытные отцы. Слова святителя Игнатия нужно понимать как опять же тенденцию времени – в сравнении с древними отцами такого старчества и послушничества, как прежде, уже нет, да. Но при этом добродетель послушания – Церкви, ее канонам, Преданию, современным духовникам – необходима!

В свое время, заочно учась в Троице-Сергиевой лавре, я ходил к отцу Кириллу за духовным советом, благословением – до его болезни. Считаю это милостью Божией – от многого он меня предостерег, остановил, вразумил. До сегодняшнего дня вспоминаю его слова, молюсь ему, думаю, как он бы поступил на моем месте…

Так что благодать духовного окормления, послушания дана нашему времени, но в уже гораздо меньших размерах, чем было даже при святителе Игнатии. В любом случае, всегда есть духовный человек, с кем можно посоветоваться. Суть же послушания, заповеданного всем христианам, – в отсечении своей воли, в руководстве по жизни Евангелием. Нужно и рассуждение, и чтение душеспасительных поучений Святых Отцов, – а то, действительно, вместо кормчего можно попасть на простого гребца, как писал святитель.

 

– Следующие известные слова святого – об апостасии: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею… Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его». Какие еще характерные нашему дню тенденции Вы бы выделили, и как им можно противостоять?

– Во-первых, видя сегодняшнюю апостасию, необходимо всеми силами хранить церковное единство. При этом «ухо держать востро». Где надо – не соглашаться, обличать, но в разумных пределах, чтобы не стать причиной раскола, смуты, не соблазнить никого к таким отступлениям. А как же не обличать все это либеральное лобби в Православной Церкви; модернизм, например, в богослужении, в духовном образовании, в радиопередачах и публикациях СМИ?! Иначе столько можно набраться ереси, соблазна, уйти от чистоты веры Христовой!

 

Окончание см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник