СЛОВО ПАСТЫРЯ | ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ | СТРАНИЦА 13 |
Позвольте напомнить почтенному собранию, вероятно, многими теперь уже забытое слово, обращенное Государем Императором 28 октября 1894 года, в первые дни Его царствования, к министру народного просвещения: «В Бозе почивший Родитель Мой с особой заботливостью следил за подрастающим учащимся поколением и до последних дней горел желанием воспитать его на радость России. Передайте детям и юношам Мое сердечное пожелание, чтобы величавый образ великого душой Монарха служил им руководящим светочем к нравственному совершенствованию».
Нравственное совершенствование юношей, с одной стороны, и воспитание их на радость России, с другой, – вот те основы, которые, по воле Монарха, должны быть положены в основу Русской школы, как ее идеал. Но если самый нравственный мир и сознание долга есть в человеке нечто свыше данное, не навеянное и не обусловленное ни природой, ни искусственными влияниями среды, – то мы имеем полное право рассматривать и признавать нравственное совершенствование именно как религиозно-нравственное. Только при таком воззрении на него оно получает смысл, содержание, оправдание и силу внутренней обязательности; только при таком воззрении оно действительно резко и решительно отделяет и отличает человека от мира животных и превозносит над ним. Только при таком воззрении мы с истинным сознанием истинного человеческого достоинства поднимаем к небу разумный наш взор и разумное человеческое чело...
<…> Настоящий, крепкий ум, здравый, трезвый и уравновешенный дух, настоящая мудрость, глубокая и устойчивая, познаются всего лучше и вернее в дни какого-либо повального стадного помешательства. Ему подвержена всегда масса, толпа, обладающая умом животным; но, слава Богу, никогда не бывало и не может быть так, чтоб эта стадность совершенно подавила и уничтожила человеческий разум.
В немногих единицах разум истинный, отблеск Божества в человеке, сохранит свои права; в немногих сердцах он претворится в пламень убеждения; в немногих душах он подвинет волю на твердую решимость дать отпор стадному неразумному увлечению, сказать открыто трезвое слово и стать на путь соответственных действий среди безконечных насмешек и даже насилий со стороны людей, одурманенных стадностью и гипнозом толпы. Humanum paucis vivit genus! («Человечество живет благодаря немногим!» (лат.), – примеч. ред.). Однако тяжел первый шаг, а далее – смелым в удел вечное Божественное слово: Свет во тме светится, и тма его не объят (Ин. 1, 5), им в удел и слово поэта: «Чем гуще тьма, тем звезды ярче»...
<…> Мы открыто заявляем, что не разделяем того идолопоклонства пред одним знанием и развитием рассудка, которым ныне заражено наше общество, желающее видеть одно обучение юношества, а не воспитание. Мы открыто указываем, как на печальное следствие этого идолопоклонства, – на нынешнее беснование, озверение и сумасшествие молодежи в учебных заведениях; полное падение семейного покоя, разрушенного вконец нынешними детьми, этими, в буквальном смысле слова, тиранами семьи; и на духовное опустошение Родины, совершенно лишаемой образованных работников на всех поприщах жизни, вследствие обуявшего юношество политиканства, заменившего доброе воспитание и учение.
Мы открыто исповедуем, что религиозность и патриотизм – это две ноги, на которых стоит великан святорусский, что он упадет неминуемо, этот великан, если мы подрубим ему один или другой из этих устоев.
И мы рады засвидетельствовать, что огромная часть Русского народа, народа трезвого по уму и сердцу, не поддалась на беснования развинченных нервами и лишенных разума Русских немногих «интеллигентов», сбитых с толку сознательно действующими врагами Русского народа, желающими видеть наш народ духовно-бездомным бродягой, лишенным религии и патриотизма. И мы рады заявить, что немногие пока школы, уже открытые здесь с целями религиозно-нравственного воспитания, положительно подавлены заявлениями многочисленных родителей, которые охотно готовы помещать детей в наши школы, готовы для этого брать своих детей из других учебных заведений, недовольные их водянистым, бездушным и безцветным направлением, трусливо умалчивающим о религии и патриотизме.
О, только прекратите это страшное насилие над Русским народом; только подавите этот наглый захват школы грязными руками инородцев и их приспешников; только поимейте мужество всей этой неучащейся и бунтующей молодежи показать свободный выход из школы, где она не хочет учиться, а желает диктовать законы Царю и Царству; только обратите школу в место святое, в «храм» науки, над которым не напрасно сияет православный крест, которое не в насмешку осеняет государственный орел; только прекратите эту непрестающую ложь и фальшь в нашей школе, – и свято место пусто не будет!
Явятся и добрые учители, найдутся религиозно-патриотически настроенные воспитатели, – и школа станет на свое место и займется подобающим делом, святым и великим.
Ведь мы истосковались по такой школе; ведь мы измучились при виде нескончаемой неурядицы школьной и этого непостижимого долготерпения к развратителям юношества, к насильникам школы, к врагам обучения и воспитания, которые обратили школьную кафедру в место политики и революционирования народа. Пусть они будут устранены властной рукой, – и завтра же явятся учители, может быть, по внешнему праву на ученость (по праву дутому, в которое уже никто не верит) не равные нынешним полноправным духовным растлителям учащихся поколений, но по внутреннему праву и по внутренней ценности – безмерно выше их стоящие. Пусть откроют выход из школы тем уже прогнившим юношам, которые все равно негодны для учения, пусть из ложной и неразумной гуманности не зазывают их занять оставленные ими школьные скамьи. Все равно они, как глухой аспид музыку, слушать науку и усвоять ее уже не в состоянии. И школа наполнится, может быть, меньшим количеством учащихся, но зато такими истинно учащимися, которые будут давать истинно образованных и знающих людей для Родины, а не жалких полуумных, полуобразованных недоучек, о которых апостол говорит, что они всегда учатся и ничему никогда научиться не могут, которые составляют песок в государственной машине, сор в народной жизни, гниющий микроб в народном теле!
<…> Да будет Русский народ вовеки одушевленным храмом, и чрез святую Церковь, ее влиянием на семью, школу, общество и государство, на наш народный и государственный патриотизм, да уготовляется и да возрастает непрестанно в Божественное жилище! Аминь.
Священномученик
Иоанн ВОСТОРГОВ
Из речи при открытии в г. Москве
«Общества содействия религиозно-
нравственному и патриотическому
воспитанию детей» 1 октября 1908 года
Полное собрание сочинений
протоиерея Иоанна Восторгова:
в 5 т. СПб., 1995. Т. 3. С. 677–681.
ОПРОС | || | Читая святителя Игнатия... |
1. Читали Вы творения святителя Игнатия (Брянчанинова)?
2. Согласны ли Вы, что Святые Отцы Церкви, выразители единого православного учения, не противоречат друг другу?
3. Согласны ли Вы, что для противостояния многоразличному злу нужно быть в курсе происходящего в мире?
4. Согласны ли Вы, что слова святых о крайнем умалении числа опытных духовных руководителей в последние времена не служат оправданием жизни в самоволии?
|