ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ ИМПЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Вечный ориентир для России

 


С. С. Уваров.
Худ. А. В. ТЫРАНОВ

 

Эту публикацию о великом отечественном мыслителе и государственном деятеле, министре народного просвещения Сергее Семеновиче Уварове, творце Русской триады, мы приурочиваем не только к дате его рождения, но и к началу учебного года, – желая таким образом особенно отметить его труды по формированию в России национальной системы образования.

 

Собственными началами
России являются Православие,
Самодержавие и Народность,
без коих она не может благоденствовать,
усиливаться и жить.

Граф С. С. Уваров

 

Граф Сергей Семенович Уваров (1786–1855) происходил из старинного Русского дворянского рода, восходящего к XV веку. Его отец был адъютантом Г. А. Потемкина; Императрица Екатерина II восприняла его от купели и стала крестной матерью младенца, нареченного Сергием в память величайшего Русского подвижника Сергия Радонежского. Отец умер, когда мальчику исполнилось два года. Мать не сумела сохранить небольшое наследство и, не имея средств, отдала на воспитание обоих сыновей сестре, бывшей замужем за князем Куракиным.

Уже с раннего детства С. С. Уваров осознанно стремился к знаниям и страсть к наукам сохранил до конца жизни. Получил домашнее образование, слушал лекции в Геттингенском университете в Германии. Благодаря настойчивому самообучению, обладал глубокими познаниями (особенно в греческой истории), знал семь языков (новые и древние, греческий изучал 15 лет), на четырех языках писал сочинения.

Опубликовал свыше 20 работ по истории, литературе, филологии и изящным искусствам Древней Греции, Рима и Востока (преимущественно на французском языке). После выхода в отставку в 1853 году публично защитил в Дерптском университете магистерскую диссертацию о происхождении болгар; до последних дней трудился над докторской диссертацией.

Сергей Семенович признан одним из образованнейших людей своего времени. Был почетным членом Императорской академии наук (1811), Российской академии наук (1828), многих ученых обществ России (Московского Императорского общества сельского хозяйства (1818), Общества любителей российской словесности при Московском Императорском университете (1818), Общества истории и древностей российских (1823), Одесского общества истории и древностей (1839), Императорского университета святого Владимира (1844), Императорского Русского географического общества (1845)); состоял почетным членом ученых обществ практически всех европейских стран (в т. ч. Национального института Франции, Королевского общества наук в Геттингене и Копенгагене, Королевского исторического общества в Мадриде, Французской Академии надписей и словесности), также был избран членом Историко-географического общества Бразилии.

Службу С. С. Уваров начал в 15 лет юнкером в Коллегии иностранных дел (1801), затем был назначен к посольству в Вене (1806), секретарем посольства в Париже (1809), попечителем Петербургского учебного округа и членом Главного правления училищ (1810–1821), президентом Императорской академии наук (1818–1855), директором Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов и членом Совета министров финансов (1822–1824), сенатором (1826; участвовал в разработке Цензурного устава 1828 г.), товарищем министра народного просвещения (1832), и. д. министра народного просвещения (1833), утвержден министром народного просвещения (1834–1849).

Особенно значительна его роль как президента Академии наук, которую он возглавлял 37 лет и коренным образом преобразовал (разработанная им структура сохраняется и поныне). Уваров стоял во главе Министерства народного просвещения 15 лет, создав фундамент образования, в т. ч. высшего университетского.

Воспитанный аббатом-французом Мангеном на европейской (преимущественно французской) культуре, 20-летним юношей оказавшись в Западной Европе на дипломатической службе, прожив за границей несколько лет, достаточно глубоко познав западный мир, Уваров возвращается в Россию страстным патриотом своего Отечества. Критически восприняв западноевропейскую цивилизацию, он считал, что в странах Западной Европы «порядок вещей искоренил мало-помалу почти в каждом государстве народный дух», и следствием этого явились революционные потрясения; пришел к убеждению, что Россия под руководством Монарха может развиваться без революций, сохраняя свои национальные и духовные традиции.
Уваров был предан интересам России, достойно трудился для ее блага. Дважды добровольно уходил в отставку (в 1821 и 1849 гг.) в знак протеста против политики, направленной на ослабление государства. Сочетание глубоких познаний с системностью мышления и обостренным чувством современности позволили ему выработать оригинальное мировоззрение и провести фундаментальные преобразования, особенно в народном просвещении.

Основу мировоззрения Уварова составляли два коренных принципа. Первый заключался в том, что Россия не должна повторять западный путь развития, основанный на революционных потрясениях и деспотических режимах, что необходимо искать свой путь, исходя из собственного исторического прошлого и особенностей современного состояния России. Руководствуясь этим принципом, в государственной преобразовательной деятельности Уваров выступал как убежденный сторонник самобытного эволюционного пути развития России в общем русле мировой цивилизации: «Пора отказаться от попыток сделать Россию английскую, Россию французскую, Россию немецкую. Пора понять, что с того момента, когда Россия перестанет быть Русской, она перестанет существовать».

 

Окончание см. на стр. 11

 

 


 

Непрославленный заступник

 

 

Первого августа с.г. в притворе церкви Александра Невского на территории музея-усадьбы А. В. Суворова в селе Кончанское, филиале Новгородского музея-заповедника, открылась выставка «А. В. Суворов и Православие», сообщает сайт «Музеи России».

В небольшой, из четырнадцати предметов, экспозиции собраны свидетельства духовных устремлений великого полководца. Посетители увидели книги XVIII – начала XIX века религиозного содержания, наперсный и четырехконечный офицерский «За отменную храбрость» кресты, фотографии и акварель В. В. Тамбовцева «Церковь в селе Сопины», деревянную скульптуру преподобного Нила Столбенского.

Александр Васильевич Суворов всегда отличался высокой нравственностью: его личность украшали добродетели милосердия, благотворительности, правдолюбия и целомудрия. Ни одно из сражений он не начинал без молитвы, а празднования побед никогда не проходили без благодарственного молебна. Суворов строго соблюдал установленные Церковью посты, хорошо знал чин церковной службы, читал и пел на клиросе за богослужением, занимался строительством храмов.

Полководец обладал живой верой. Известен, например, следующий случай при обороне Кинбурнской косы в ходе Русско-турецкой войны 1787–1791 годов. Битва при Кинбурне произошла 1 октября 1787 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Уже с утра турки начали обстрел крепости, что обычно предваряло высадку десанта. Тем не менее, поскольку был праздник и совершалась Литургия, генерал пошел не на боевые позиции, а в храм. Вскоре, действительно, турки начали высаживаться на косу, и с передовой пришло донесение о наступлении. Александр Васильевич приказал не стрелять ни из пушек, ни из ружей и никак не препятствовать высадке турок.

Через некоторое время адъютант шепотом опять доложил: «Их уже много повылезло». «Ничего, путь все повылезут», – ответил Суворов и достоял обедню до конца. А по ее окончании вступил в сражение и в упорной борьбе одержал блестящую победу.

Храмы всегда были особой заботой полководца. Приехав в имение Кончанское в 1784 году, Александр Васильевич велел часть оброчных денег выделить на возведение Кончанской и Сопинской церквей.

Во время кончанской ссылки на столе в кабинете полководца лежал раскрытым томик нот Д. С. Бортнянского – по утрам Суворов «час-другой отводил духовным песнопениям». Библия, акафист великомученице Варваре, «Толкование на Псалтирь», «Собрание разных поучений на воскресные и праздничные дни» – эти книги сохранились в числе реликвий Кончанской церкви.

В селе Сопины, в четырех километрах от Кончанского, по распоряжению А. В. Суворова был построен большой живописный каменный храм, освященный в честь Живоначальной Троицы уже после смерти полководца. Иконостас его был копией иконостаса церкви Зимнего дворца. Сохранившийся до наших дней храм в настоящее время восстанавливается.

В декабре 1798 года А. В. Суворов принял решение стать монахом. В прошении Государю Павлу Петровичу он писал из Кончанского: «Державнейший Великий Монарх! Вашего Императорского Величества всеподданнейше прошу позволить мне отбыть в Нилову Новгородскую пустынь, где я намерен окончить мои краткие дни в службе Богу. Спаситель наш Один безгрешен. Неумышленности моей прости, милосердный Государь. Всеподданнейший богомолец Божий раб Граф Александр Суворов-Рымникский». Но ответа благочестивый воин-подвижник не получил. Зато через несколько месяцев ему вручили императорский рескрипт, назначавший его в поход в Европу против французов. Фельдмаршал без возражений отслужил молебен в церкви и отправился в свой последний военный поход в Италию и Альпы, навстречу всемирной славе.

Великий Одесский старец схиархимандрит Иона (Игнатенко) († 2012), предсказавший вооруженный конфликт на востоке Украины с точностью до нескольких месяцев, почитал Александра Васильевича как угодника Божия. В его келье висел портрет генералиссимуса наряду с изображениями прочих святых и подвижников благочестия.

Другой современник Суворова – непобедимый флотоводец адмирал Феодор Ушаков – в 2001 году был причислен к лику святых как праведный воин. Верится, что со временем наши святцы пополнятся и именем святого праведного воеводы Александра.

 

Михаил МОЛЧАНОВ

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник