ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ ИМПЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Вечный ориентир для России

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 8

 

Второй принцип заключался в том, что основа продвижения вперед в сильнейшей степени зависит от образованности общества. Сергей Семенович принадлежал к числу первых не только российских, но даже и европейских государственных деятелей, осознавших, что прогресс страны, ее благосостояние связаны с уровнем образования. Поэтому просвещение он сделал ядром выработанной им широкомасштабной общенациональной стратегии.

Самобытная программа Уварова в области народного образования была построена на «исторических принципах Русской государственности и культуры»; она ставила задачу просветить все слои общества: «Министерство желает просвещения для всех в мере способности каждого для вящего утверждения народного духа в верности к религии предков и преданности трону и Царю».

Основные ее положения впервые были высказаны в 1832 году в отчете о состоянии Московского университета: «Православие, Самодержавие и Народность составляют последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего общества»; окончательно сформулированы в 1833 году в докладе Николаю I: «По вступлению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества повеления в должность Министра Народного Просвещения, употребил я, так сказать, заглавным местом, лозунгом моего управления следующие выражения: „Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности“» (опубликованы в 1834 г. в «Журнале Министерства народного просвещения»).

Широко известная уваровская формула была взята им и преобразована из старинного военного девиза «За Веру, Царя и Отечество»; стала девизом графского рода Уваровых (возведен в графское достоинство в 1846 г.). Знаменитая уваровская триада легла в основу не только народного образования, но и всей государственной деятельности Уварова. Она заключает в себе глубокую «державносозидающую философию».

По убеждению Уварова, эта краткая и внешне простая формула могла и должна была стать национальной идеей, вокруг которой сумели бы сплотиться все слои общества на пути эволюционного (а не западного, революционного) преобразования России. Уваров считал, что в национальной идее особенно нуждался образованный слой Русского общества, который в силу особенностей развития отошел от Русской культуры, от Православия и которому вследствие этого недоставало национального самосознания.

Прогресс человеческого общества С. С. Уваров связывал прежде всего с прогрессом человеческого духа (материальный прогресс низводит человека до уровня вещей), поэтому Православие занимало первую позицию в его формуле. Вера ограждает человека и общество в целом от крайнего цинизма, скептицизма, материализма, безнравственности («Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть; ослабить в них веру, то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце»); обезпечивает единство Русского народа, утверждает начала внутренней общности (определяет нормы поведения и убеждения и отдельного человека, и народа, и державного правителя). Православие сумело сохранить чистоту и крепость своих основ (в отличие от т. н. христианских религий Запада) и способно объединять Русское общество. Вера незыблема. Творческая духовная сила лежит в основании Русской государственности и Русской культуры.

 

 

В Самодержавии и самодержавном правлении Уваров видел главное условие политического существования России. Самодержавие как определяющая форма державного бытия Русского народа была выстрадана и принята народом. Уваров считал, что обширная и разнообразная Империя требует сильной центральной власти, что только сильная власть способна успешно претворять реформы, что самодержавное правление позволит России избежать экономических проблем, сопровождавших индустриализацию в Европе, и что промышленность может и должна развиваться не стихийно, а на основе государственного руководства, и тогда разумный экономический рост принесет благо народу, приведет к безболезненной ликвидации крепостного права.

Любая попытка ослабить Самодержавие неминуемо послужит гибели России: «Русский колосс упирается на Самодержавии как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав государственный. <…> Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании».

Народность – это прежде всего историческая самобытность: идея народности в понятии Уварова подразумевала бережное отношение к отечественной истории, литературе, родному языку, обычаям. Уваров считал, что «народность состоит не в том, чтобы идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия меняться не должна». Иноземные веяния следовало воспринимать осмысленно, чтобы не «удушить» национальную культуру и национальное самосознание и тем самым не изменить насильно «физиономию» народа. Уваров всегда выступал против слепого подражания западной культуре.

Познать самобытность можно только путем изучения отечественной истории и культуры; зная во всей полноте «драгоценное наследие», Россия сможет сбросить оковы «интеллектуальной» колонии: «Внимайте гласу истории! Она вам ответствовать будет, она объяснит все ваши сомнения, решит все ваши вопросы».

В глубоком историческом образовании C. С. Уваров видел действенное средство от революционных потрясений, от разлагающих общество атеистических идей, поэтому особое место отводил преподаванию истории на всех уровнях образования для полноценной подготовки российского гражданина; история, по определению Уварова, является главным предметом в воспитании гражданственности и патриотизма: «История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои; судей, знающих цену правосудия; воинов, умирающих за Отечество; опытных вельмож; добрых и твердых Царей».

Также важным элементом сохранения и развития национальной культуры Сергей Семенович считал заботу о сохранении и развитии Русского языка. По уваровской реформе образования в гимназический курс на протяжении всех семи лет образования было введено преподавание Русской грамматики, истории и литературы.

 

Формула графа Уварова универсальна для всех времен существования Русского народа. Она отражает все стороны его жизни как единого целого в веках. В этой формуле заложены и смысл, и цель, и средства бытия Русского народа на бренной земле.

 

Исходя из концепции «Православие, Самодержавие, Народность», С. С. Уваров сумел за годы своего правления в Министерстве создать фундамент системы народного образования в России действительно на Русских национальных началах и в интересах общественного развития Отечества. Реформировал учебные программы на основе классического образования, положил начало реальному образованию; создал два университета: Санкт-Петербургский (преобразовал в 1819 г. из Главного педагогического института) и святого Владимира в Киеве (1833). Один из воспитанников Петербургского университета (выпускник 1849 г.) писал: «Университет графа Уварова был университетом не немецким, не французским, не английским, но свой оригинальный Русский, такой, каким его создали потребности общества».

Во всех университетах (в соответствии с разработанным Уваровым университетским уставом 1835 г.) были открыты специальные кафедры по Русской истории, всемирной истории, истории и литературе славянских наречий; укреплены кафедры по истории и словесности древней Греции и древнего Рима. Введены заграничные стажировки для молодых кадров преподавателей высших учебных заведений.

«Ученые записки», которые стали издавать университеты по инициативе Уварова, не печатали политических новостей и «литературных ругательств», они выступали «как чистейший источник познаний и сведений». Одна из главнейших задач «Записок» заключалась в том, чтобы «внушить молодым людям охоту ближе заниматься историей отечественной, обратив большее внимание на узнавание нашей народности». Приоритетное значение в изучении отечественной истории в российских университетах должно было «показать место Русского народа в системе народов» юношеству.

Сергей Семенович первым из министров стал публично отчитываться о своей работе: отчеты по управлению Министерством ежегодно публиковались в основанном при нем в 1834 году «Журнале Министерства народного просвещения».

При нем была создана централизованная система управления учебными округами. Учебные заведения всех ступеней (приходские, уездные, гимназии, университеты) были включены в единую государственную систему. Частное воспитание и иноземные воспитатели искоренялись как не соответствующие общественному характеру и национальному направлению в обучении и воспитании юношества: «…положить конец превратному домашнему воспитанию их иностранцами и водворить как между молодыми людьми высшего сословия, так и вообще в университетском юношестве стремление к образованию народному, самостоятельному». Защищая российское просвещение от европейских революционных и атеистических идей, Уваров считал необходимым «сохранить все выгоды европейского просвещения, подвинуть умственную жизнь России вровень с прочими нациями» и быть на высоте новейших научных достижений Западной Европы.

Уваров фактически поднял из руин Академию наук. Коренным образом преобразовал ее: при нем увеличилось количество академиков, он способствовал избранию в нее крупнейших Русских и европейских ученых; при нем основана Пулковская обсерватория, осуществлена масштабная исследовательская программа в области Русской истории и языкознания, в т. ч. создана в 1829 году и существующая поныне Археографическая экспедиция, которая целенаправленно собирала по всей России источники по истории допетровской Руси, обследовав с этой целью около 200 библиотек, архивов, монастырей; Сергей Семенович также укрепил связь Академии наук с университетами.

Почил граф 4 сентября 1855 года и был похоронен в родовой усыпальнице в селе Холм Гжатского уезда Смоленской губернии.

В начале ХХ века уваровская Русская триада «Православие, Самодержавие, Народность» легла в основу идеологии черносотенных организаций, радеющих о спасении России и сохранении Монархии («Союза Русского народа» и др.). Будучи формулой Великой Руси, она сохраняет непреходящий смысл и в наши дни.

 

Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

Источник: Полунина Н.
Уваров С. С. // Святая Русь. Большая
энциклопедия Русского народа.

Русский патриотизм.
М., 2003. С. 811–814.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник