ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 22:

ПРИМЕЧАНИЯ ОБЩИЕ
ДЛЯ ВСЕХ ПОГРЕБЕНИЙ

 

§ 2

ТРЕТИНЫ, ДЕВЯТИНЫ,
СОРОКОУСТЫ И ГОДОВИНЫ

 

«О третинах, девятинах, сорокоустах и годовинах». Если кто спросит, для чего творим по умершим третины – в третий, девятины – в девятый и сорокоусты – в сороковой день, – отвечаем, что как другие действия Святой Церкви Божией, так и эти дни, установленные для памяти усопших, имеют свои многие причины и тайны, из которых мы приведем здесь некоторые.

Иные говорят, что третины Церковь совершает потому, что в третий день по смерти человек изменяет свой вид; девятины – потому, что тело не прежде как в девятый день превращается в тление и остается неистленным одно только сердце, и сорокоусты – потому, что к сороковому дню расседается и истлевает самое сердце. Но эти причины не всегда согласны с опытами. Неофит Родийский в своем сокращении апостольских постановлений, преданных Климентом (кн. 8, гл. 42), где упоминаются третины, сорокоусты и годины об усопших, предлагает другие причины, согласнейшие с разумом, и говорит: «Третины, совершаемые в третий день по смерти, означают тридневное Воскресение Христово; девятины умоляют Господа о причислении умершего к девяти чинам ангелов; сорокоусты приносимыми к Богу молитвами изображают плач израильского народа о смерти Моисея, продолжавшийся до четыредесятого дня».

Другие рассуждают обо всем этом еще иначе и присоединяют в изъяснение сего другие причины. Третины, говорят они, мы творим, во-первых, потому, что преставльшийся крещен во имя Отца и Сына и Святаго Духа, – и что иереи и ближние умоляют единого Бога в Троице за преставльшегося.

Во-вторых, поминовением в третий день показываем, что отшедший из сего мира хранил три богословские добродетели, от которых зависит все спасение, т. е. веру, когда он благообразно и терпеливо пребывал до конца своей жизни во Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви; надежду, когда он в жизни и в молитвах своих полагал все упование свое на Бога; любовь, когда он любил ближнего своего как самого себя, ради единого Бога. В сем намерении и мы в третины умоляем Бога, да воздаст мзду преставльшемуся в вере, да удостоит его тех благ, на которые он возлагал свое упование, и да будет возлюблена Богом душа его.

Третья причина совершаемого в третий день поминовения состоит в том, чтобы ради сих молитв живущих Господь очистил троякое действие человека отшедшего – т. е. телесное, душевное и духовное. Поелику тело, душа и дух согрешали вместе, то все сии три части после исхода своего из настоящей жизни требуют и очищения от грехов, которого сам человек, конечно, не мог сотворить в мире сем по обычной немощи; посему необходимо после исшествия его души, когда сами собою отстают от ней все страсти душевные (т. е. три сии: яростное, похотное и словесное), – нам, оставшимся в живых, просить и умолять за него Всемилостивого Бога, дабы Он ради щедрот и милосердия Своего простил все грехи его.

Совершая девятины, мы сохраняем таинственный смысл в этом с известным и разумным вниманием; т. е. просим Господа Бога, дабы Он молитвами и ходатайством девяти ангельских чинов вселил и упокоил душу преставльшегося в лике святых Божиих, а по воскресении сподобил его и блаженного сожительства вместе с ангелами.

Что касается до сорокоуста или четыредесятного числа, то в Священном Писании это число имеет великий почет и обширное употребление. Так, израильтяне насыщались небесною манною в продолжении четыредесяти лет в пустыне. Моисей постился четыредесять дней и нощей и, приемля закон два раза, пребыл на горе пред Господом Богом. Народ израильский по кончине Моисея четыредесять дней совершал по нем плач свой, как выше сказано. Илия, путешествуя к горе Божией Хориву, четыредесять дней и ночей провел в пути. Господь наш Иисус Христос четыредесять дней и ночей постился в пустыне, и опять – по Воскресении пребыл четыредесять дней с апостолами, уверяя их в истине Своего Воскресения.

Вот сколько раз освящено четыредесятное число в Божественном Писании! Посему справедливо и благочестиво Восточная Церковь с древних времен постановила правилом творить память по усопшим в сорокоусты, т. е. как в четыредесять дней, так и особенно в сороковой день, – во свидетельство того, что каждодневно в продолжении четыредесяти дней совершаемые молитвы и Божественные Литургии о упокоении преставльшегося напоминают знаменательное четыредесятное число, освященное в слове Божием. Эти молитвы и милостыни весьма во многом вспомоществуют душе преставльшегося. Само милосердие Божие дарует прощение и прохладу душе усопшего ради молитв Церкви.

 

 

Некоторые из этих причин объясняет, а другие приводит святитель Симеон Солунский (в гл. 372): «Третины совершаются потому, что Святая Троица даровала воспоминаемое бытие умершего, которое и после преставления явится в лучшем виде, изменившись в состояние лучшее того, какое было в начале. Девятины совершаются для того, чтобы дух умершего, будучи невеществен по естеству и подобен девятичисленным чинам, соединился со святыми духами ангельскими, дабы ходатайством сих духов, соединенных в три лика, умилостивлен был Триипостасный Бог и умолен о соединении души человеческой с духами всех святых. Сорокоусты совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в четыредесятый день после Воскресения, – и с этою целию, дабы и он [умерший], восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом. Потом память скончавшегося сродники совершают каждый год, показуя тем, что он живет с ними душою, что он безсмертен, что он обновится, когда восхощет Создатель и воздвигнет его тело. Приносимые сродниками к поминовению семена представляют и самый образ воскресения во свидетельство веры и упования молящихся.

 

 

Cтарец Николай (Гурьянов) учил: «Когда служится сорокоуст, великий грешник выпускается из ада». Он повторял, что многое зависит от молитвы сродников, только хула на Господа не прощается.

 

Отец Павел (Груздев) всегда молился о тех, за кого молиться некому, т.е. у кого не осталось родной души на земле. Была у него своя, особая молитва: «Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому нужды ради». И вот когда батюшке делали сложнейшую операцию на желчном пузыре, в этот момент фактически наступила его смерть. Он очнулся на том свете и увидел огромное множество людей, которые пришли за него молиться, в том числе и друзей своих, священников, уже умерших, но еще больше незнакомых. «А это кто?» – спросил отец Павел. И один из священников ответил ему: «Это те, за кого ты молишься: „Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому нужды ради“. Это они за тебя пришли просить».

 

Преподобный Паисий Святогорец говорил, что самое большое, что мы можем сделать для усопших, – это заказать сорокоуст: «Если человек оправдался перед Богом, то во время сорокоуста он должен будет помолиться за нас, таков духовный закон. А если человек застрял на мытарствах, то поминание будет ему как чаша холодной воды, которую дают умирающему от жажды».

По материалам интернет-СМИ

 

 

 

Посему во все сии дни совершать поминовения потребно всем и со всяким тщанием, в особенности же должно соединять сии поминовения с приношением страшнейшей и животворящей жертвы, которая для сего и дарована: потому что посредством совершаемых прошений, молитв, священных жертв и благотворительности к убогим, не только согрешившим, но отшедшим в покаянии, даруется оставление грехов, ослаба и изменение муки, но и пожившим праведно и достигшим доброй и боголюбезной кончины, как думает Златоуст в толковании Деяний, подается большее очищение, высшие степени приближения к Богу, особенное дерзновение на Суде Христовом и преимущественно светлые области святых Божиих.

Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, коими благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшемуся. В особенности должно стараться совершать о нем безкровную жертву: потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с кровию сей жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной Крови Искупителя и делает его общником Христовым. Посему не только пользующиеся сею жертвою, т. е. братия, скончавшиеся в вере и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные божественные души святых обретают в них и за них новую величайшую радость; соединяясь и сообщаясь со Христом чрез сию священнейшую жертву, они снова торжествуют Его победу над грехом и чище и светлее и искреннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за них. Для того Христос и установил сию жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да вси едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился. Посему святые присно молятся как о тех, кои поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную жертву в честь и память святых,– и таким образом для всех и о всех нас бывают ходатаями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом.

Отсюда же понятно, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподобились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись молитвами святых Его».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник