ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ВЕРНОПОДДАННЫЕ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Царский гусляр»-пророк

 


Сергей Бехтеев

 

 

Род Сергея Сергеевича Бехтеева (1879–1954) имеет длинную и славную историю, восходящую к XV веку. Среди его предков – учитель будущего Императора Павла I. Прадед поэта был в дружбе со святителем Тихоном Задонским, дед и отец его по окончании Петербургского Морского корпуса служили во флоте.

Сергей был старшим сыном в семье: все старшие сыновья в роду Бехтеевых при рождении получали имя Сергей – в честь преподобного Сергия Радонежского, небесного покровителя семьи.  В детстве поэт был исцелен от тяжелого недуга святым праведным Иоанном Кронштадтским. Три старших сестры его – Екатерина, Наталья и Зинаида – были фрейлинами Императриц Марии Феодоровны и Александры Феодоровны. Стихи Сергей Бехтеев начал писать в Царскосельском лицее, и в 1903 году вышел его первый сборник.

В том же году он поступил служить в элитный Кавалергардский полк. После тяжелого ранения, полученного на ученьях, был вынужден уйти в отставку (из-за неправильно сросшихся костей одна нога стала короче другой). Несмотря на увечье, в 1914 году добровольцем пошел на фронт, воевал в составе Кавалергардского полка, был ранен в голову и в грудь.

Попал в Царскосельский лазарет, где сестрами милосердия служили Императрица Александра Феодоровна и Великие Княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна. Переворот 1917 года вызвал у Сергея Бехтеева огромное потрясение, и после 14-летнего поэтического молчания он вновь берется за перо. По всей России из уст в уста передавались его стихи. Самым известным из них стала «Молитва» («Пошли нам, Господи, терпенье...»), отправленная через графиню Анастасию Гендрикову Царской Семье в Тобольск. Его собственноручно переписала Великая Княжна Ольга, почему автором нередко ошибочно считают ее.

В 1920 году Бехтеев покинул Россию и поселился в Югославии. В 1929 году он переехал во Францию, где до последних дней являлся ктитором домового храма во имя Державной иконы Божией Матери в Ницце. Умер поэт 4 мая 1954 года; похоронен там же, на Русском православном кладбище Кокад.

Основная тематика произведений С. С. Бехтеева – драматичная судьба России и Русского народа, предательство Царя ближайшим окружением, Гражданская война, обличение врагов Отечества, надежда на воскресение Святой Руси.

 

За последние годы имя поэта Сергея Бехтеева стало не только известным, но и любимым в России, особенно в православно-патриотической среде. Стихи Бехтеева, полные горькой правды, высочайшего пафосного накала и пророческого прозрения, Русский народ воспринял и оценил по достоинству. Об этом свидетельствует неуклонный рост всеобщего интереса к его творчеству.

На многие бехтеевские поэтические тексты «Русской скорби и слез» написана музыка. Песни на стихи Сергея Бехтеева исполняют москвички Жанна Бичевская, Светлана Копылова, орловчанин Вячеслав Капорин, Санкт-Петербургский детский хор под управлением Ирины Болдышевой при соборе во имя Владимирской иконы Божией Матери, целый ряд музыкальных коллективов... Именем Сергея Бехтеева названа одна из улиц города Липецка (в проекте также улица г. Задонска). Портрет поэта увековечили в своих работах художники Ксения Вышпольская (Санкт-Петербург) и Александр Фролов (Воронеж). Первое скульптурное изображение поэта-изгнанника создано в Калининграде скульптором Людмилой Богатовой.

О Сергее Бехтееве сняты несколько документальных фильмов, написаны книги, очерки, многочисленные статьи. Его стихи можно встретить почти во всех православно-патриотических и монархических изданиях, включая ежегодные календари. Стало традицией проводить ежегодные научно-практические конференции, посвященные памяти поэта в Ельце – городе, в котором поэт написал свою знаменитую «Молитву». Несколько памятных мероприятий, посвященных поэту, удалось посетить мне лично в Москве. Словом, территория любителей и ценителей таланта поэта неуклонно расширяется.

Сергей Бехтеев – уроженец Орловской губернии, именно в Орле в конце февраля 1917 года, на третий день «безкровной» Русской революции, был создан поэтом такой поэтический шедевр, как стихотворение «Николай II»:

 

В те дни, когда мы все так низко пали,

Везде мне грезится священный Образ Твой,

С глазами, полными божественной печали,

С лицом, исполненным небесной добротой.

 

Вот начало этого прекрасного стихотворения. А это конечные пророческие строки произведения:

 

Предатели, рожденные рабами,

Свобода лживая не даст покоя вам.

Зальете вы страну кровавыми ручьями,

И пламя пробежит по вашим городам…

 

В Орле Бехтеевым были написаны также стихотворения: «Россия» («Была Державная Россия…»), «Свобода» (апрель 1917 г.), «Великий Хам» (март 1917 г.), «Конь красный» (весна 1917 г.), «Земля и воля» (декабрь 1917 г.), несомненный шедевр, переправленный в Тобольск плененной Царской Семье, «Святая Ночь» (24 декабря, гост. «Белград»), «Погром» и ряд других.

 

Окончание см. на стр. 15

 

 

Верные Патриаршей Церкви

 

 

В начале 1930-х годов на юге Франции, в Ницце, несмотря на осуждение и непонимание значительной части Русской эмиграции, разделившейся в церковной принадлежности на «карловчан» и «евлогиан», стараниями благочестивых людей был устроен домовый храм в честь иконы Божией Матери «Державная», принятый под окормление Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Случай уникальный: храм, посвященный явленной в день отрешения Царя-Страстотерпца от престола иконе, на которой Пресвятая Богородица изображена держащей в руках Царские регалии – скипетр и державу, оказался принадлежащим той Церкви, которая пребывала под «советским ярмом»!

Устроителями храма стали отставной кавалергардский полковник Федор Николаевич Безак, его супруга Елена Николаевна Безак (урожденная Шипова), их дочь, фрейлина Императрицы Марии Федоровны, и поэт Сергей Сергеевич Бехтеев. Последний был ктитором церкви и на собственные средства своими руками соорудил в ней иконостас.
«Община открылась в Ницце усилиями двух благочестивых семей – Безак и Бехтеевых, – писал в марте 1932 года в докладе патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому) секретарь епископа Вениамина (Федченкова) С. А. Отман. – Е. Н. Безак предоставила свою квартиру для совершения богослужений; у нее и проживает уже с июля месяца прикомандированный туда отец иеромонах Феодор, свободное время уделяющий заработку для существования; там группируются человек около 25».

Как же могло получиться, что убежденные монархисты, представители правой Русской эмиграции, противостоявшие революции и сопротивлявшиеся в годы Гражданской войны большевизму, не порвали с Церковью в Отечестве, когда ее возглавил митрополит Сергий, пошедший на соглашение с властью?

По рассказам дочери Безаков, Ксении Федоровны, ее родители, когда переехали в Ниццу, первоначально являлись прихожанами кафедрального собора во имя святителя Николая Чудотворца, клир которого подчинялся митрополиту Евлогию (Георгиевскому), не порвавшему на тот момент связи с Московским Патриархатом. Федор Николаевич Безак состоял в приходском совете и активно противился попыткам советских властей получить право собственности на собор. Но после того как владыка Евлогий ушел под омофор Константинопольского Патриарха, образовав таким образом не подчинявшийся ни Московскому Патриархату, ни РПЦЗ («карловчанам») Парижский Экзархат Вселенского престола, Безаки не поддержали его поступок. Они, как и митрополит Вениамин (Федченков), заявили о своей верности местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Сергию.

Вот рассказ об этом самого Ф. Н. Безака: «Я тогда состоял членом совета ниццкого собора. Однако, узнав о решении митрополита Евлогия, сразу отправился к настоятелю собора архиепископу Владимиру, передал мое заявление о выходе из состава совета и вернул мой членский билет, так как считал для себя невозможным порвать единственную нашу связь с Россией и перейти из Русской Патриаршей Церкви в Греческую. Вместе со мной покинули приход собора моя жена и дочь…»

А вскоре супруги Безак вместе с другом семьи поэтом С. С. Бехтеевым устроили в подвальном помещении дома, который они снимали, церковь во имя иконы Божией Матери «Державная». Об этой иконе у Бехтеева есть следующие строки:

 

Перед Твоей Державною иконой

Стою я, трепетом молитвенным объят,

И Лик Твой царственный, увенчанный короной,

Влечет к Себе мой умиленный взгляд.

 

В годину смут и трусости безславной,

Измены, лжи, неверия и зла

Ты нам явила образ Твой Державный,

Ты к нам пришла и кротко прорекла:

 

«Сама взяла Я скипетр и державу,

Сама Я их вручу опять Царю,

Дам Царству Русскому величие и славу,

Всех окормлю, утешу, примирю!»

Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

По материалам интернет-СМИ

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник