ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БИСЕР ДУХОВНЫЙ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О распятой России

 

 

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 4

 

Вместе с тем духовно зрячие люди во всем мире увидели наглядно на примере России, к каким страданиям и скорбям может привести отказ общества от Христа. Многие увидели в большевистском режиме образ сатаны. Соответственно, советская Россия дала толчок оживлению и возрождению в других странах духа христианства, который там стал остывать: «С другой стороны, опять-таки страх перед московским духом отрицания и нигилизма повлиял на разумных людей и на целые народы, поощрив их еще теснее сплотиться под знаменем Христа Спасителя и с еще более неутолимой жаждой поспешить на источники Его животворных вод. Западническо-семитские насильники в России явили сатану на деле, на практике, в полной власти – яснее, чем когда, где и кто-либо в памяти человеческого рода. И люди – даже те, которые до страха московского были равнодушны ко Христу, – напуганные ужасным и отвратительным ликом сатаны, начали стремиться ко Христу и во Христе искать спасения».

Но и сама Россия стала приходить в себя, она прошла через полосу испытаний, которые ей нужны были как горькое лекарство. Святитель уверен, что Россия советская опять преобразится в Святую Русь: «Эксперимент тем самым завершен, и Россия, исполнив чужую работу, волей-неволей должна возвращаться к своим делам и к собственной миссии. Двадцатилетний мороз взрыхлил и возделал Русскую землю, так что весна новой России, Христовой Руси, начинает заявлять о себе первой зеленью и цветами. Россия вступает в свою миссию. Россия, без которой нельзя существовать ни Востоку, ни Западу, постепенно выходит на свет. Происходит смена действующих лиц: Россия-зверь уступает место Агнцу Божию. Россия-грешница поднимается из грязи и крови, как покаявшаяся душа, очищенная страданиями и слезами. Россия вульгарная вытесняется Святой Русью. Россия западническая затмевается Россией Русской, святой и православной Россией, которая, подобно „красному солнышку“, согреет застывшее сердце мира милостью и добротой. Непостижимая и недомыслимая вселенная в одно мгновение обращает розы и лилии в брение, а в другой раз – производит из того же брения опять-таки розы и лилии. Нива современной России не показывает пока никаких всходов, но лишь черную унавоженную почву, раскорчеванную и вспаханную лемехами эксперимента, неслыханного по своей свирепой жестокости от Ноева потопа и вплоть до сего дня. Новая Россия ознаменует собой благородное и обильное Христово сеяние и Христову жатву».

В конце своей жизни святитель написал книгу «Жатвы Господни» (1952 г.). В ней говорится о том, что главный смысл любых исторических событий следует искать в замысле Бога о построении Царства Небесного. Его он сравнивает с житницами, которые Господь пополняет пшеницей, собираемой в ходе жатв. И с высоты своего жизненного и духовного опыта святитель говорит, что и те два десятилетия «социалистического строительства» имели большой смысл. Они дали Господу великую жатву в виде такой отборной пшеницы, как новомученики и исповедники земли Российской ХХ века. На сегодняшний день их список насчитывает более 1700 имен. А кроме того – миллионы зерен пшеницы, имена которых пока еще неизвестны (а может быть, и никогда не станут известны нам, но они все, до последнего зернышка, известны Господу). Да еще миллионы зерен, которые поступили в житницу с российской нивы в годы Второй мировой войны.

Говоря о том, что нива России накануне войны представляла собой «черную унавоженную почву, раскорчеванную и вспаханную лемехами эксперимента», святитель еще не знал об обильной жатве с этой нивы во Второй мировой войне.

О смысле революции 1917 года, истории России первой половины ХХ века, о ее будущем святитель немало размышлял в своих письмах, вошедших в сборник «Миссионерские письма». Многие из корреспондентов святителя – Русские, оказавшиеся в эмиграции.

В письме «Русскому К. Т., о Русской трагедии» святитель останавливается на роли Русской интеллигенции в подготовке революции 1917 года. Приведу начало письма: «Вам известно, что Русский народ выбрал Царство Небесное, еще когда принимал Крещение от святого князя Владимира Киевского. И выбора своего он доныне не менял. Но Русская интеллигенция поколебалась и изменила основополагающим жизненным понятиям, и то не вся интеллигенция, а некоторая ее часть. Еще во времена легковерной Царицы Екатерины Русская интеллигенция стала раскалываться на два лагеря. В одном лагере были те, кто вместе с народом хотел, чтобы Россия навсегда осталась Святой Русью, сохранила идеалы христианской святости в каждом человеке и во всем народе. В другом лагере – те, кто хотел, чтобы Россия восприняла идеал земного владычества и земной культуры...» Описывая двухвековую историю борьбы двух лагерей интеллигенции, Николай Сербский пишет об исходе этого противостояния: «Около двух веков велась борьба между двумя лагерями Русской интеллигенции – и в политике, и в литературе, и в искусстве. Наконец антинародная Русская интеллигенция с земными умом и сердцем возобладала над народной интеллигенцией с Небесными сердцем и умом…»

А вот письмо «Русскому изгнаннику, о единственно непостыдном». В нем в очень немногих словах святитель объясняет, почему Русский народ вверг себя в революцию и хаос: потому, что он перестал следовать за Христом Спасителем, а пошел за политиками, которые самозванно провозгласили себя «спасителями России». Вот первые строки письма: «Вы почти в отчаянии. Отчего? Оттого, что Вам стыдно за тех людей, от которых Вы ожидали спасения России. Но отчего не прилепитесь Вы к Тому, Которым не посрамился никто в истории Русского народа? Я говорю о Том, с Кем венчалась душа Русского народа тысячу лет назад, и „всякий, верующий в Него, не постыдится“ (Рим. 9, 33)». А завершается письмо следующими словами: «Святая Русь всегда ожидала спасения не от твари, а от Творца».

Слова утешения и ободрения приходилось святителю находить и для некоторых Русских священников, которые после 1917 года стали сомневаться в непоколебимости Церкви. Вот, например, письмо «Русскому священнику Н. С., о безпокойстве за Церковь». Приведу вторую половину письма: «Святитель Григорий Двоеслов († 604, – примеч. ред.), описывая состояние Церкви своего времени, сравнивает ее со старым, разбитым бурями кораблем, в который со всех сторон заливается вода, ибо доски его прогнили и расшатались от волн, бьющихся об него каждый день. Это были времена тяжких испытаний – голод, эпидемии, смятение, отчаяние, войны, которые привели в упадок земледелие, люди не хотели создавать семьи, потому что думали, что наступает конец мира. Вот в каком состоянии находилась Церковь двенадцать веков назад. Но конец мира не наступил, положение поправилось, Церковь утвердилась. Если бы кормчим Церкви был человек, она погибла бы от бурь, но Кормчий ее и тогда, и теперь – всемогущий Дух Божий».

Есть у святителя мысли о России и в письмах, адресованных корреспондентам, которые не были Русскими, но которые очень переживали за Россию. Вот, например, письмо «Православному словенцу, о Святой Русской Церкви», в котором гонения на веру и Церковь в России Николай Сербский сравнивает с гонениями Нерона и полагает, что Нероны уйдут в небытие, а Церковь будет стоять до скончания веков: «Когда Вам сказали, что христианство может погибнуть навеки, как некогда вера Древнего Египта, Вы мужественно и мудро ответили: „Когда погибает ложь, она погибает навеки, а если погибает истина, она воскресает“. Это правда. Истина жива и в могиле, свободна и в узах, в темнице светла, в грязи чиста. То, что творят сейчас гонители веры на Святой Руси, враги Христа делали и раньше. Они погибли навеки, а истина воскресает снова и снова. Все, что происходит сейчас в России, не ново для Церкви Божией, все старо, как прах египетских пирамид, и все ничтожно, как гнев Нерона...»

А вот письмо, которое называется «Неправославному священнику, на вопрос: „За что Бог наказывает православную Россию?“». В нем проводится мысль, что Бог через страдания России научает другие народы, к чему ведет отход от Христа и увлечение разными материалистическими теориями: «...Мы можем увидеть в муках России знак Божий всем народам, чтобы береглись материализма и в теории, и в практике, в мыслях и в делах. Самые благородные умы прошлого столетия доказывали безумие и гибельность таких теорий…»

В конечном счете, все размышления святителя о Русской трагедии заканчиваются выражением веры в то, что, пройдя через очистительное горнило испытаний, Россия духовно возродится и вновь станет Святой Русью. У нас нет оснований не верить Николаю Сербскому. Он обладал особой прозорливостью. Вспомним, что он сразу после окончания Первой мировой войны предрекал неизбежность Второй мировой войны. Вспомним, что, несмотря на жесточайший режим Тито после Второй мировой войны святитель был уверен, что коммунизм в Югославии падет. Но при этом Ватикан опять начнет пытаться установить свой контроль над православной паствой этой балканской страны (как он это безуспешно делал в 30-е гг. прошлого века в отношении Королевства Югославии). Более того, святитель предрекал распад искусственного югославского государственного образования, войну между славянами на территории бывшей Югославии и попытку Запада в сто первый раз стереть с лица Европы Сербию.

А вот в отношении будущего России его ожидания были более обнадеживающими. Этот оптимизм присутствует во всех приведенных выше письмах. Например, в письме «Неправославному священнику...» святитель пишет: «И очевидно, что и славянская, и мировая миссия России не в том, что происходит там сейчас, но в том, что грядет после революции».
А в письме «Русскому священнику Н. С., о безпокойстве за Церковь» напоминает жизнеутверждающие слова из Евангелия от Матфея (глава 16, стих 18): «Капля молитвы стоит дороже, чем море безпокойства. В особенности не следует отчаиваться из-за Церкви Божией. Если чему-то на свете обезпечена окончательная победа, то это победа Церкви Христовой: „и врата ада не одолеют ее“, – сказал Господь».

Письмо «Русскому К. Т., о Русской трагедии» заканчивается на следующей оптимистической ноте: «Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой Небесной логики. И рука сатаны не коснется души Русского народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к Русской победе. Как и в случае с Иовом, так и в случае с Россией – диавол покорно рабствует Всевышнему, всемогущему, непобедимому, победоносному Отцу Света».

Чтение работ святителя Николая Сербского очень полезно для любого христианина, ибо приближает читающего к Истине, к которой интуитивно стремится любой нормальный человек. Но работы святителя вдвойне целительны для Русских. Пожалуй, никто из святых последних времен не выражал столь большого оптимизма в отношении будущего России, как святитель Николай Сербский. Впрочем, слово «оптимизм» не очень уместно в данном контексте. Это не «оптимизм» как некое психическое состояние человека. Это Дух Святый, действующий через святителя и подтверждающий слова старца Филофея о Москве как Третьем Риме: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

 

Валентин Юрьевич
КАТАСОНОВ

 

О распятой России //
Катасонов В. Ю. Мир глазами святителя
Николая Сербского. М., 2018. C. 482–495.

 

Печатается с незначительными сокращениями

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник