ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы Русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – отдав и саму свою жизнь.

 

МИРОНЕНКО

АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

Генерал-полковник авиации в отставке, заслуженный военный летчик СССР Мироненко Александр Алексеевич имеет награды: Золотая Звезда Героя Советского Союза, два ордена Ленина, Орден Отечественной войны 1-й ст., три ордена Красного Знамени, Орден Октябрьской революции, Орден Ушакова 2-й ст., три ордена Красной Звезды, Орден «За службу Родине в ВС СССР» 3-й ст., медали. Ниже приводятся воспоминания героя.

 

После трех лет учебы в Ейском авиаучилище, летом 1940 года, я получил профессию истребителя и, воспользовавшись своим лестным для курсанта правом выбора, оказался на Краснознаменном Балтийском флоте в составе ВВС... В то время в Европе уже пылало пламя Второй мировой войны, и нам было понятно, что рано или поздно придется воевать с немецким фашизмом. Поэтому все мои мысли были направлены на то, чтобы подготовить себя к будущим боям…

За три дня до начала войны меня назначили командиром звена, и мне пришлось заниматься вводом в строй своих летчиков уже в ходе выполнения реальных боевых задач. Все годы войны, с первого до последнего ее дня, мне довелось провести на Ленинградском фронте, начиная с подступов к главной базе флота, которая была в Таллине, и кончая всеми Прибалтийскими республиками, затем Восточной Пруссией, Померанией, и еще далее на запад по ходу наступления наших войск.

7 июля 1941 года, базируясь в районе военно-морской базы Хаапсалу и прикрывая три эскадренных миноносца, я, в паре со своим ведомым лейтенантом Марковым, вступил в первый бой с тремя Ю-88, пытавшимися атаковать наши корабли. Противник, будучи выше нас на 300–500 м и имея преимущество в скорости, заставил меня строить свой маневр на срезании курса, используя форсированный режим мотора. В итоге мне удалось выйти на перехват ведущего и зажечь оба его мотора. Ю-88 рухнул прямо на островок Муху.

Однако и мой мотор, будучи полностью перегретым, отказал. Надо было идти на посадку к берегу. Но береговой профиль не обезпечивал безаварийного приземления. Посадка же самолета И-15 бис с неубирающимися шасси небезопасна. Сел я с тремя «кульбитами», разбив самолет. Сам отделался ушибами ног…

Никогда не забуду тяжелых сентябрьских воздушных сражений 1941 года, когда Гитлер, стремясь уничтожить корабли Балтийского флота, прислал специальную группу летчиков-пикировщиков. Это были самолеты Ю-87, Ю-88 и Me-110. Действия их были приурочены к первому штурму города.

Мы базировались после прилета из Таллина на единственном аэродроме в Кронштадте – Бычье поле и вошли в состав 71-го истребительного авиационного полка на самолетах И-153 («чайка») под командованием Алексея Коронца.

8 сентября 1941 года противнику удалось захватить город Шлиссельбург. Используя этот успех, гитлеровцы первую атаку провели в течение шести суток, с 12 по 17 сентября. Но не добились ощутимых результатов. Мы же всем составом своей группы (36 И-15 бис) с подвеской на самолете четырех фугасных авиабомб под прикрытием 36-ти «чаек», где ведущим был Алексей Коронец, наносили в этот период бомбово-штурмовые удары по войскам и технике, сосредоточенным в пушкинских парках. Особо удачными и результативными были наши удары 12 сентября, когда нам удалось разгромить руководство фашистских войск и нарушить управление ими, после чего противник в панике стал отступать и вышел на ту линию фронта, которая и продержалась 900 блокадных дней.

За эти успешные и весьма эффективные действия вся наша группа летчиков была награждена боевыми орденами Красного Знамени, а мы с Алексеем Коронцом, как ведущие групп, получили по ордену Ленина. Но награды – наградами, а проза боевой нашей жизни была очень суровой. Еще более жестоким было второе нападение группы фашистских асов 21–23 сентября 1941 года. Противнику на этот раз удалось серьезно повредить линкоры «Марат», «Октябрьская революция», несколько других кораблей. Однако и на этот раз им не была решена главная задача: корабли Балтийского флота продолжали оказывать существенную помощь своей артиллерией советским стойко оборонявшимся войскам – буквально до конца войны.

 

 

Эскадрилья, которой мне фактически пришлось командовать с октября 1941 года, принимала активное участие в прикрытии кораблей Ладожской флотилии, снабжавших Ленинград. А с 3 декабря 1941 года, когда начала действовать дорога по льду озера, вошедшая в историю как «Дорога жизни», наши летчики, не щадя себя, участвовали в развернувшихся в воздухе ожесточенных сражениях. «Дорога жизни», действовавшая 144 дня, спасла Ленинград от голода и холода! Совершив свыше 400 боевых вылетов на старой авиатехнике (И-15 бис, И-16) и сбив 7 фашистских самолетов, с января 1943 года я был назначен командовать 12-й отдельной эскадрильей, оснащенной самолетами МиГ-3, а с мая 1943 года, в возрасте 25 лет и в звании капитана, пришлось принять 13-й авиаполк, вооруженный самолетами Як-76, ЛаГГ-3. Это было большое доверие молодому командиру. И тут еще – новый коллектив и новые задачи.

Наиболее сложной из этих задач было прикрытие истребителями ударных самолетов Ил-2, Пе-2, торпедоносцев А-20ж. Но при всех этих трудностях моя боевая работа и здесь, в 13-м авиаполку, сложилась удачно. За год летчикам моего полка удалось сбить 178 самолетов противника (преимущественно истребителей) и ко Дню Военно-морского флота получить наименование 14-го гвардейского полка. А мне 22 июля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза. В то время мой боевой счет составлял 16 самолетов противника, сбитых лично, и 5 – в группе. А к концу войны он был доведен до 30 побед (20 лично и 10 в группе). Три раза меня сбивали. Три раза я на посадках делал вынужденные «кульбиты». Семь раз приходилось садиться на одно шасси из-за повреждений в бою систем выпуска шасси на Як-7... Были и другие аварийные ситуации. Но все это осталось позади…

...И все-таки, оглядываясь на пройденный мною жизненный путь, я с особой гордостью вспоминаю наши молодые годы, когда мы безконечно дорожили жизнью своих боевых друзей и были готовы любой ценой выручить, заслонить собой каждого из нашего фронтового братства. Это была настоящая школа мужества.

 

Своей профессии – Родину защищать – А. Мироненко остался верен и после Победы. Служил в Дальневосточном военном округе, переучивал летчиков моторной авиации управлению появившимися тогда первыми реактивными самолетами. Затем командовал Военно-воздушными силами Черноморского флота, активно участвовал в создании морской ракетоносной авиации. В целом генерал-полковник Мироненко отдал армии 50 лет своей жизни.

Скончался Александр Алексеевич 17 июля 1999 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

 

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам http://otvoyna.ru

Продолжение следует

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Окончание. Начало см. в № 1 (1). 

 

ЯЗЫКА ДОБЫТЬ – захватить пленника для получения сведений о противнике.

ЯИК – река, см. УРАЛ.

ЯИЦКИЕ КАЗАКИ – прежнее название казаков уральских. Официальная история связывает время появления казаков на Яике с грамотой нагайского князя Уруса. В 1591 году Урус жаловался Царю Феодору: «В те поры, пришед на Яик, казаков с шестьсот или с семьсот поставили город большой и с того города нам много лиха починили» (Дела Нагайские, связка 1, тетр. 8). Но такая версия расходится с казачьими преданиями и с «отпиской» донских казаков от 2 мая 1632 года, свидетельствующей об участии яицких казаков во взятии Казани. В 1552 году их община уже высылала своих воинов под Казань на помощь Ивану Грозному.

С Москвой яицкие казаки хорошо познакомились во время долгих скитаний у ее граней. Занятые самообороной, они не принимали участия в московской Смуте 1605–1613 годов, проявляли лояльность по отношению к новоизбранному Царю Михаилу Феодоровичу. По убеждению их потомков, где-то в московских архивах должна сохраняться грамота этого Царя с договорными условиями о службах и о награде за них, которую яицкие казаки получили в оригинале на руки, но после затеряли во время восстаний. В 1677–1678 годах они добровольно участвовали в «Чигиринских исходах» против турок; в 1683 году выступали на стороне Русских Государей против башкир, но при всем этом ревниво оберегали свою независимость.

Когда Император Петр I в 1720 году потребовал от них безусловной покорности, повиновения и постоянной службы, яицкие казаки увидели в этом нарушение обычной договорности отношений и возмутились. Была проведена перепись населения, определены постоянные обязанности казаков и назначена сумма «жалованья» всему Войску Яицкому; дела сношений с ним перенесены из Посольского приказа в Военную коллегию, атаман и учрежденная при нем Войсковая канцелярия стали назначаться Царем. Общество потеряло право контролировать и смещать своих начальников, но не смирилось окончательно. Последующие попытки преобразовать внутренний строй их жизни неоднократно вызывали открытые восстания, которые приходилось подавлять вооруженной силой.

Наиболее известно восстание под командой донского казака Е. И. Пугачева. Два года яицкие казаки, калмыки, башкиры, татары уничтожали и изгоняли со своих земель в Заволжье, от Царицына до Казани, всех «начальных людей», но в конце концов должны были уступить силе и смириться. Именным Указом Императрицы «для предания всего случившегося полному забвению», Яик переименован в реку Урал, а Яицкий городок стал Уральском. От этого времени яицких казаков стали называть уральскими.

 

По материалам:
Казачий словарь-справочник:
В 3-х т. / Сост. Г. В. ГУБАРЕВ.
Редактор-издатель
А. И. СКРЫЛОВ. М., 1992.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник