ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БИСЕР ДУХОВНЫЙ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О распятой России

 


Памятник Русскому Императору Николаю II в Белграде

 

По случаю приближающейся Страстной седмицы и в дополнение к беседе с сербской писательницей Биляной Живкович (см. с. 3, 5) предлагаем вниманию читателей главу «О распятой России» из книги Валентина Юрьевича Катасонова «Мир глазами святителя Николая Сербского». В. Ю. Катасонов известен не только как ученый (доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО) и общественный деятель (председатель «Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова», автор статей в православно-патриотических СМИ), но и как православный мыслитель. В частности, в книге по трудам святителя Николая он осмысливает затронутый святым широчайший круг вопросов в свете основных вызовов XXI века.

 

 

...Господь открыл мне, что будет
время, когда архиереи земли Русской

и прочие духовные лица уклонятся от сохранения
Православия во всей его чистоте, и за это гнев Божий
поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать
их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия
Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился
на просьбу убогого Серафима и сказал: «Не помилую их,
ибо будут учить учениям и заповедям человеческим,
сердца же их будут отстоять далеко от Меня!»

Святой преподобный
Серафим Саровский, 1832 год

 

Я предвижу восстановление мощной России,
еще более сильной и могучей, на костях вот таких
мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет
воздвигнута Русь новая – по старому образцу! Крепкая своей
верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету

святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали
понимать Русские люди, что такое Русь: она есть
подножие Престола Господня! Русский человек
должен понять это и благодарить Бога

за то, что он Русский.
Святой праведный
Иоанн Кронштадтский, 1907 год

 

Святитель Николай Сербский очень любил Россию. По сути, он считал ее своей второй родиной. Об этом свидетельствуют многие моменты его биографии. По благословению митрополита Сербского Димитрия Николай (Велимирович) в 1910 году был направлен учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую духовную академию. Напомню, что к тому времени он уже был иеромонахом и имел блестящее европейское образование (прошел обучение в Швейцарии, Германии, Англии). Иеромонах Николай поразил своими знаниями и искусством проповеди не только студентов академии, но также преподавателей, в том числе ректора митрополита Антония (Вадковского). Последний испросил у Императора Николая II для талантливого слушателя право на безплатное путешествие по всей России. Николай посетил многие исторические места и святыни России, и с тех пор она вошла в его сердце.

В период между двумя мировыми войнами святитель активно общался со многими Русскими, продолжая лучше узнавать Россию, а также постигая причины Русской катастрофы 1917 года. Кстати, далеко не всегда и не во всем он с российскими эмигрантами соглашался. В 1920-е годы, уже будучи епископом, он первым в мире заговорил о необходимости почитания памяти последнего Русского Императора и всей Царской Семьи. Тогда среди Русских эмигрантов в Сербии шли разговоры о «нерешительности» и «безволии» Николая II, а также о том, что главной причиной революции 1917 года был «жидомасонский заговор». Николай Сербский, однако, увидел иные черты характера Императора Николая II и иной смысл предреволюционных лет Русской истории.

«Долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни века, ни поколения, – писал владыка Николай в 1932 году. – Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая ближнего своего… Русский Царь и Русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь Русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что Русский Царь с детьми своими и с миллионами собратьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли умолчать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам? Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в Русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости...» (Великие святые России / Сост. Елена Владимирова. М.: Litres, 2017. С. 71).
Из Русских, оказавшихся за пределами России, святитель с особой теплотой относился к Силуану Афонскому, впоследствии прославленному в чине преподобного. С ним Николай Сербский не раз общался, посещая Святую Гору. Вот слова святителя об этом афонском монахе из России: «И мне отец Силуан очень много духовно помогал. Я чувствовал, что он молится за меня. Всякий раз, когда бывал я на Святой Горе, спешил повидаться с ним. В монастыре он нес трудное послушание. Он заведовал складом, и в его ведении находились ящики, сундуки, мешки и все то, чем был наполнен магазин. Говорили мы с ним о том, что Русские монахи очень возмущаются против тирании, которую учинили большевики над Церковью Божией в России. И вот что он сказал: „И я сам вначале возмущался этим, но после долгой молитвы пришли ко мне такие мысли: Господь всех безмерно любит. В Его ведении все времена и причины всего. Ради какого-то будущего блага Он допустил это страдание Русского народа. Я не могу этого понять и не могу остановить. Мне остается только любовь и молитва. Так я буду говорить и с возмущенной братией. Вы можете помочь России только любовью и молитвой. А возмущение и злоба на безбожников не поправят дела“» (Николай (Велимирович), еп. Человек великой любви (1938 г.) // URL: http://silouan.narod.ru/svidet11.htm).

И мы чувствуем, что под влиянием Силуана Афонского святитель Николай скорректировал свою оценку и событий 1917 года, и той политики, которую Советский Союз проводил накануне Второй мировой войны. В этом отношении интересна небольшая статья святителя, которая называется «Россия за чужой работой» (Николай Сербский. Россия за чужой работой // Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Том 3. Духовное возрождение Европы. М.: Паломник, 2006. С. 292–294). Даты написания ее я не нашел, но полагаю, что она родилась в начале 40-х годов (может быть, даже после вторжения Гитлера в нашу страну).

В ней святитель говорит о «технической революции в России». Вероятно, под ней он имеет в виду социалистическую индустриализацию: «Горизонты человечества особенно омрачены технической революцией в России. Наши братья в западном полушарии, давно придавленные идолом техники, с жаждой и упованием ждали от России какого-то яркого света, какого-то спасительного наставления, какой-то более задушевной и жизненной программы – одним словом, чаяли этики, а не техники. Однако на поверхность вышло нечто совершенно противоположное всем надеждам Запада».

Святитель в приведенном выше отрывке признает, что многие народы с упованием ждали от России после 1917 года какого-то нравственного обновления, рассчитывали, что вслед за политической революцией последует революция духовная. Однако вместо духовной революции последовала революция техническая, которая возвела материализм на еще большую высоту, чем это удалось Западу: «Западническо-семитские заговорщики разрушили пророческо-этическую Россию, чтобы на ее руинах поставить идола техники, гораздо более громоздкого и страшного в высоту и в ширину, чем западный. Последствия западного техницизма они довели до конечного предела между бытием и небытием. Пока двоедушный Запад колебался на полпути, они пошли до конца, остановившись лишь у самой кромки мрачной пропасти».

 


Советский плакат, 1931 год

 

На место Христа советская Россия поставила идола под названием «техника»: «Они отвергли Бога и Христа. Перечеркнули этику великодушия и милости. Отвергли и бытие самой души. Отреклись от всего человеческого прошлого, поправ все духовные и нравственные ценности. И с исламским фанатизмом заповедали новый символ веры, гласящий: техника – бог, и нет другого бога, кроме техники!»

Таким образом, Россия по части материализма переплюнула Запад и вызвала глубокое разочарование у тех, кто ждал от России революции нравственной и духовной: «И вот уже 20 лет огнем и мечом воплощают они в жизнь это свое экстремальное техническое западничество, это свое кредо отрицания. Россия за чужой работой и с чужими идолами на протяжении 20 лет подтверждает древний опыт человеческого рода, что любое идолопоклонство низвергает людей в бездны разврата и преступлений. Двадцать лет на сердце сонливого Востока и преданного технике Запада начертывается глубокое разочарование Россией».

Техническую революцию в России Николай Сербский называет «чужим трудом», полагая, что она (Россия) занялась тем, чем Богом попущено заниматься Западу. Между тем святитель считает, что за этими, на первый взгляд, негативными (можно сказать, катастрофическими) изменениями в России имеется глубокий смысл. Это спасительный и для России, и для всего человечества замысел Бога, который сразу рассмотреть нельзя было: «Обезкураженный Восток мог бы сказать о современной России: это триумф материализма, т. е. того, что я больше всего ненавижу; а очнувшийся Запад мог бы воскликнуть: это – я в смирительной рубашке! И все-таки следует признать, что и за чужим трудом Россия не осталась безполезной для человечества».

Так в чем же спасительный смысл этих преобразований для человечества, ставший понятным святителю лишь спустя два десятилетия после их начала? Он пишет, что Россия встряхнула другие народы и их правителей. Последние не могли уже игнорировать экономические успехи Советского Союза и вынуждены были смягчать антисоциальную политику своих государств: «Страх московский стал причиной того, что положение рабочего сословия во всем мире, кроме России, улучшилось. Страх московский отсек ненужный жир у мирового капитализма. Страх московский, подобно лютому морозу, разбудил вождей и правителей наций по всей земле и заставил их исследовать и лечить язвы неправды, нанесенные малым людям в их собственных народах и государствах».

 

Окончание см. на стр. 8

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник