ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
МИФЫ И ФАКТЫ УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СТРАННИК ОДУХОТВОРЕННЫЙ

 


Г. Е. Распутин на вершине горы Ай-Петри близ Ялты, 1911 год

 

 

Продолжение. Начало см. в № 7 (223)

 

Предлагаем к прочтению продолжение беседы к 150-летию со дня рождения одной из самых загадочных и мифологизированных фигур Русской истории начала ХХ века – Григория Ефимовича Распутина-Нового. На наши вопросы отвечает историк, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Дмитрий Игоревич Стогов.

 

– Через что, каким образом можно получить наиболее правильные представления о Г. Е. Распутине, лучше всего его узнать и понять?

– Правильные представления о Григории Ефимовиче в первую очередь можно получить из сочинений самого старца. Я уже упоминал вышедшую недавно книгу «Вериги любви». В опубликованном в этом сборнике «Житии опытного странника» старец достаточно подробно описывает годы своих странствий, которые его многому научили. Пришло понимание и смысла жизни, и важности народного, крестьянского труда. Постепенно из молодого человека, еще не умудренного духовно и практически, он превращался в настоящего опытного странника, благочестивого христианина, способного дать мудрые советы многим из тех ближних, кому они требовались. Годы странствий научили Григория прежде всего смирению и любви.

В частности, спустя много лет, говоря о своих хождениях и о последующих значительных переменах в мировоззрении и образе жизни, он отмечал: «Когда я стал ходить по святым местам, то стал чувствовать наслаждение в другом мире. Ходил временно не всегда по святым местам; испытывал много чего; видел, как Богу служат в обители святой, и думал, что в миру [тот], кто делает со страхом и благословением Божиим, – тоже участник, даже и больший, потому что Сам Самодержец Царь крестьянином живет, питается от его рук трудящихся, и все птицы крестьянином пользуются, даже мышь – и та им питается. Всякое дыхание да хвалит Господа, и молитва все за крестьянина – только бы он не сквернословил! Велик, велик есть крестьянин перед Господом: он никаких балов не понимает, он в театре редко бывает, он только помнит: Сам Господь подать нес и нам велел – Божий трудовик! У него вместо органов – коса в руках; вместо увеселений – соха у сердца; вместо пышной одежды – какой-нибудь твердый армячок; вместо тройки лихой – какая-нибудь усталая лошадка. Он едет и вспоминает от души ко Господу: „Донеси меня с этой долины в Свое прибежище или до города“. Вот тут-то на нем Христос! А сам пешечком со слезами. Он здесь со Христом, а там уже давно на нем пребывает рай, т. е. он заготовил житницу Божию. Нередко приходится со словами Бога умолить и Фрола и Лавра помянуть, а все же таки с Богом и тут ему радость! А без Бога хотя и на тройке мчаться, а уныния полный экипаж» (Распутин-Новый Г. Е. Вериги любви. СПб., 2017. С. 44–45).

Процитирую и еще один фрагмент из «Жития опытного странника», который прямо свидетельствует о христианском мировоззрении Григория Ефимовича: «Любовь – большая цифра! Пророчества прекратятся и знания умолкнут, а любовь – никогда... Не нужно добиваться почета и учения, а следить и искать Господа, и все ученые послушают глагол твоих или изречения твоего» (Там же. С. 46).

 

– Самые распространенные обвинения в адрес Григория Ефимовича: отступление от веры и Церкви (сектантство), неправославные истоки его сверхъестественных способностей (колдовство), безнравственная жизнь (разврат, пьянство), негативные душевные качества (лукавство, корыстолюбие), вмешательство в государственные дела (властолюбие)… Объясните, пожалуйста, причины появления и формирования этих стереотипов и их основания. И, если возможно, скажите вкратце, чем и как они опровергаются.

– О причинах формирования стереотипов я уже немного говорил, отвечая на предыдущий вопрос. На мой взгляд, основные источники делятся на две группы. Во-первых – это знакомые с Распутиным лица, имевшие к нему неприязнь. Здесь надо отметить, что из различных, весьма противоречивых и разрозненных сообщений можно так или иначе заключить, что в детстве и юности Григорий неоднократно претерпевал издевательства со стороны односельчан, что его не раз нещадно били. Впрочем, ничего странного в этом не было – в крестьянском мире той поры многие жили по принципу «кто сильнее, тот и прав». А Григорий не блистал физической силой и крепостью и к тому же еще и тяжело болел в юности. Кроме того, как уже говорилось, к когорте врагов старца присоединились и различного рода аферисты и проходимцы, возмущенные тем, что Григорий Ефимович не пожелал идти у них на поводу.

Во-вторых, важным обстоятельством, которое способствовало формированию негативного мнения о Распутине, было недовольство влиятельных придворных особ, в том числе многих членов Императорской фамилии, высокой значимостью при дворе «грязного мужика». Росту этого недовольства способствовали также малая воцерковленность и духовное невежество образованных слоев населения и окружения Царской Семьи. Г. Е. Распутин оказался совершенно не тем человеком, которого хотело увидеть в нем увлеченное оккультизмом «высшее общество». Кроме того, старцу было чуждо заискивание и человекоугодие, он прямо обличал великосветские пороки.

Что касается опровержения обвинений, то отмечу, что это громадная тема, требующая тщательного подхода, но в небольшом по объему интервью можно привести следующие показательные факты.

Так, обвинение в сектантстве не подтвердилось при расследовании, «хлыстовское дело» закрыли. Показания свидетелей по этому «делу» были сбивчивыми и противоречивыми. Инициаторы его преследовали цель якобы открыть глаза Императору и Императрице, показать порочность натуры Распутина и добиться удаления старца из дворца. Первый удар по Распутину был нанесен в его родном селе Покровском, где представители местного духовенства и некоторые миряне, очевидно из зависти и по ряду других причин, оклеветали Григория Ефимовича, что привело к возбуждению «первого хлыстовского дела». Содержащиеся в нем обвинения совершенно голословны и подчас просто абсурдны, почему «дело» полностью развалилось. В начале 1912 года к травле Распутина активно подключилась Государственная Дума, особенно преуспели в этом депутаты А. И. Гучков и М. В. Родзянко. Вновь из архивов было извлечено «хлыстовское дело», которое на сей раз закончилось полным снятием всех подозрений в принадлежности Распутина к тайной секте.

Известный исследователь сектантства В. Д. Бонч-Бруевич, соратник В. И. Ленина, впоследствии – управляющий делами Совета народных комиссаров, которого даже хотя бы в силу его политических взглядов уж никак невозможно причислить к почитателям старца, проявил к его деятельности чисто профессиональный интерес. Познакомившись с ним через салон баронессы В. И. Икскуль-фон-Гильденбанд и пообщавшись лично, он выступил затем с сообщением о Распутине на заседании октябристской партии.

Выводы Бонч-Бруевича по итогам этих встреч были опубликованы в левом журнале «Современник» как «письмо к издателю»: «Познакомившись с Г. Е. Распутиным-Новым и проведя много времени в ходе семи исчерпывающих с ним разговоров, считаю своим моральным долгом высказать свое мнение по вопросу, является ли Распутин сектантом, тем более что этот вопрос был затронут, хотя и не прямо, в интерпелляции в Государственной Думе и в некоторых выступлениях депутатов при обсуждении бюджета Cв[ятейшего] Синода. Строго ограничиваясь упомянутым выше вопросом, я заявляю, что Григорий Ефимьевич Распутин-Новый является типом православного крестьянина из далекой и отсталой провинциальной России и не имеет ничего общего ни с каким сектантством. Будучи более осведомленным о догматической стороне доктрины Православия, чем это наблюдается среди крестьян, и зная Библию и Евангелие значительно хуже, чем большинство сектантов, Григорий Ефимьевич признает все Таинства, ритуалы и догмы Православной Церкви именно так, как они толкуются в Православии, без малейших отклонений или критики. Он считает, что было бы чрезвычайно грешно и безнравственно даже обсуждать такие вопросы, ибо, как он сказал мне, „нечего мирянину обсуждать вопросы, установленные Самим Господом“».

И в заключение: «Исходя из широких личных наблюдений над сектантами и из обстоятельного знакомства с их методами мышления, методами рассуждения, толкования веры, обдумывания и из ряда почти неопределимых подробностей, основываясь на тщательном изучении всего, что до сих пор было написано о Г. Е. Распутине-Новом.., исходя, наконец, из длительных личных собеседований с Распутиным, которые велись в присутствии свидетелей, равно как и строго конфиденциально, при которых я умышленно пытался добиться полной ясности и точности в отношении его религиозных верований, я считаю своим долгом открыто заявить, что Г. Е. Распутин-Новый является полностью и совершенно убежденным православным христианином, а не сектантом… Владимир Бонч-Бруевич. Петербург» (Цит. по: Катков Г. М. Февральская революция. М., 1997. С. 207–208).

Про обвинения Распутина в колдовстве я уже отчасти говорил. Духовно невежественным представителям «высшего света», многие из которых сами были увлечены оккультизмом (достаточно вспомнить всеобщий интерес к спиритизму, т. н. столоверчению), всюду чудились оккультисты и мистики.

 

 

Далее, Григорий Ефимович, вопреки ошибочным представлениям о нем как о «вечно пьяном мужике», высказывал в интервью «Петербургской газете» вполне здравые суждения о необходимости борьбы с зеленым змием и предлагал меры по отрезвлению народа: «Дело борьбы с исконным злом Руси – пьянством... – конечно, дело почтенное, и чем более будет в этом деле замечаться усердие и старание на общую пользу, тем оно, дело то, значит, будет успешнее. А что касается насчет слухов, о которых ты говоришь, так на это скажу вот что: нет дыма без огня. А только насчет каких подробностев, уволь, братец, не скажу. А почему, спросишь... Да очень просто: хотим дело начать, и дело настоящее, без всякого шума».

И затем старец простым, безхитростным языком продолжал, отвечая на вопрос корреспондента о том, есть ли благие результаты от принятых в 1914 году правительственных мер по борьбе с пьянством: «И очень даже... Пьянство на убыль пошло, это так...» И далее: «А вот, кстати.., спрашивал меня об этой, бишь, о трезвости, как ее насаждать надо... Так еще скажу вот что: много позаботиться об отрезвлении народном надлежит пастырям нашим, многое от них тоже зависимо, и многое можно при желании и умении им сделать...» (Петербургская газета. 1914. 29 мая).

Все т. н. «свидетельства» о безпробудном пьянстве и разврате Григория Распутина основаны главным образом на данных наружных наблюдений (об этом весьма сомнительном источнике мы еще скажем). С подачи товарища министра внутренних дел, масона, тайного врага монархической государственности В. Ф. Джунковского, был сфабрикован инцидент в ресторане «Яр», распространялись клеветнические слухи о старце. Тем не менее, несмотря на шквал грязи в адрес Григория Ефимовича со всех сторон, он неизменно пользовался благорасположением Царской Семьи.

 

 

Продолжение см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник