АНТИЭКУМЕНИЗМ | ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА | СТРАНИЦА 15 |
Продолжение. Начало в № 14(38)
ОСНОВАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ:
ЭКУМЕНИЗМ НЕ ПРИЗНАЕТ
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СТЕНЫ,
КОТОРЫМИ ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ ОГРАДИЛА СЕБЯ
ОТ ЕРЕТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
Древняя Христова Церковь завещала нам догматы, каноны и апостольские предания в качестве основных руководящих начал, которых должны незыблемо придерживаться ее чада, чтобы не смешаться с еретическими обществами и не свернуть с пути спасения. Эти руководящие начала воздвигнуты как вечные разделительные стены между истиною и заблуждением. Они имеют благодатное назначение – предохранять Церковь от вторжения в нее чуждых учений и обычаев.
Нет нужды объяснять, какую важнейшую роль играют православные догматы и их непререкаемый авторитет в качестве разделительной ограды, оберегающей Православие от смешения с разными пагубными лжеучениями и ересями. Не меньшее значение, чем догматы, для охраны и ограждения Православной Церкви имеют православные каноны. Каноны завещаны нам апостольской и святоотеческой древностью как основополагающий закон Церкви, как вечная и неизменная норма церковной жизни. Они безусловно обязательны для всей Вселенской Православной Церкви, для каждой Поместной Православной Церкви и для любого ее члена (см.: Правила Святой Православной Церкви с толкованиями. Введение). Наряду с догматами каноны отличают истинную Христову Церковь от религиозных общностей, которые претендуют быть церквами, не будучи ими.
И апостольские предания, укоренившиеся в церковном быту как общепринятые обычаи, играют важную роль в Православной Церкви, например, посты, праздники, богослужения и т.д.
Святые Отцы всегда видели в догматах, сформулированных Православными Соборами, крепкий оплот веры, в канонах – незыблемые начала церковного устройства и дисциплины и в апостольских преданиях – благодатную основу духовной жизни во Христе.
Изучением канонов занимается специальная богословская наука – каноническое право. Слово «право» здесь не очень уместно, так как церковные каноны, в сущности, говорят об обязанностях, а не о правах. Московский митрополит Филарет, объясняя, как слово «право» вошло в эту науку через латинский язык, дает удачное толкование самого понятия: «Право, или, на языке Священного Писания, оправдание (см.: Исх. 24, 3; Рим. 2, 26) есть то, сохранением чего можно быть правым пред людьми и праведным пред Богом» (Цит. по: Игнатов П. Канонические воззрения и практика митрополита Филарета // ЖМП. 1956. № 10. С. 57). Под каноническим правом «следует разуметь законоположение порядка и справедливости, заключающееся в правилах Священного Писания, Соборов и Отцов Церкви» (Там же). Каноны святых апостолов, семи Вселенских и девяти Поместных Соборов митрополит Филарет называет «кормилом церковного управления» (Там же. С. 61).
Известно, что значит кормило (руль) для управления кораблем (см.: Иак. 3, 4). Без руля корабль может натолкнуться на подводные скалы и потонуть. Церковь есть корабль спасения, и кормило необходимо для безопасного плавания и спасения находящихся на нем верующих, которые, плавая по океану земной жизни, стремятся достигнуть блаженного берега вечности. «Кормилом церковного управления» являются святые каноны, и потому издревле сборник церковных канонов назывался «Кормчей книгой».
Какое окормление и напутствие можем мы получить от святых канонов перед угрозой нынешнего экуменического движения и его пагубной идеологии? Упомянем лишь несколько важнейших канонов, чтобы показать вопиющее противоречие между их характером и происходящим в ВСЦ (экуменической организации «Всемирный совет церквей». – Примеч. ред.).
Первое правило Второго Вселенского Собора осуждает всякую ересь, в частности: арианство, отрицающее Божественное достоинство Господа Иисуса Христа; духоборство, принижающее Святаго Духа до положения твари; савеллианство, искажающее православное учение о Божественной Троице, и другие ереси, – предавая их анафеме. Под анафемой разумеется полное отлучение от Церкви, следствием которого является вечная гибель, если после анафемы не последует покаяние еретика.
Второе правило Шестого Вселенского Собора исповедует и торжественно утверждает Православную веру, как она была изложена на прежде бывших Вселенских Соборах, и также предает анафеме всех, кто против этой веры. Здесь примечателен категорический запрет любых нововведений и изменений в вере. Таким же образом действовали все остальные Вселенские Соборы, начиная свою деятельность исповеданием и утверждением догматов, изложенных на прежних Соборах. Тем самым до нас сохранилась и навеки утвердилась неизменная преемственность в области веры Православной. В том же правиле провозглашаются твердыми и нерушимыми, т. е. непререкаемо обязательными, все 85 Апостольских правил, правила прежде бывших пяти Вселенских Соборов и восьми Поместных Соборов, а также правила некоторых выдающихся Святых Отцов, имена которых перечислены. Этой вселенской санкцией перечисленные правила обретают вселенское значение и общеобязательную силу для всей Церкви. Кончается указанное правило словами: «Никому да не будет позволено изменить или отменить вышеуказанные каноны, или же принимать кроме них другие, составленные людьми, дерзнувшими корчемствовать истиною. Если же кто-нибудь окажется обличенным, что пытается изменить или исказить какой-нибудь из вышеуказанных канонов, такой да понесет епитимию, определяемую нарушенным им каноном».
Последний из православных Вселенских Соборов – Седьмой, о котором председательствовавший Константинопольский Патриарх св. Тарасий пророчески сказал, что он есть омега, т. е. завершение Вселенских Соборов (см.: Троицкий С.В. По вопросу о втором браке священников // Церковный вестник. София, 1949. № 39–40. С. 3), своим первым правилом тоже утверждает принятые предшествующим Собором правила относительно веры и устройства Церкви, ограждая их соблюдение надлежащей анафемой.
Значение и сила Вселенских Соборов, по словам известного русского канониста архимандрита Иоанна (затем епископа Смоленского), заключается прежде всего в том, что утвержденные на них догматы выявляют «общую единомысленную веру всех прославленных Церковью Божиих мужей, которые своим благопросвещенным умом, чистым познанием истины, твердостью в охранении ее и святостью своей жизни сияют светилами в мире (ср.: 19-е Правило VI Вселенского Собора); и, во-вторых, в том, что основу в ограду Православного исповедания составляет непрерывное со времени святых апостолов предание» (см.: Правила Святой Православной Церкви. Т. 1. С. 27).
Это апостольское Предание, которое едино, а не множественно (как хотят представить экуменисты), сохранилось в полноте и чистоте лишь в Православной Церкви. Каким образом это произошло, объясняет свт. Феофан Затворник: «Бог научил апостолов; апостолы же научили веровавших и предали ее преемникам такою, какою приняли. Итак, узнай, как и что исповедует Святая Церковь, и будь уверен, что так исповедовать заповедано Богом!» Епископы, сошедшиеся на Соборах по поводу различных ересей в качестве апостольских преемников не от себя рассуждали о вере, а лишь свидетельствовали о хранившемся в их церкви апостольском предании (см.: Еп. Феофан (Говоров). Слова о Православии с предостережениями от погрешностей против него. М., 1893. С. 53–54), не допуская никаких новшеств. Вселенские Соборы ставили своей целью не выискивание новых компромиссных способов соединения истины с заблуждением, а лишь утверждение Богооткровенной истины, дошедшей до них через Предание. Таким образом, они формулировали точно и полно всегдашнюю веру Христовой Церкви, ограждая Православную истину защитными стенами от надвигающихся на нее лжеучений. Эти формулы веры, называемые догматами, представляют собой неизменно зафиксированное Христово и Апостольское учение и имеют обязательную силу для всех православных христиан. Каноны, регулирующие благочестие и церковное устройство, тоже имеют обязательную силу, будучи почерпнуты из богатой сокровищницы Священного Писания и Предания и отражая апостольские заветы. Именно благодаря воздвигнутой Церковью разделительной ограде, Православная вера дошла до нас полной, чистой и неповрежденной!
Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)
Продолжение следует
МУДРОСТЬ | || | Священные каноны и пастырство |
…Искушение спастись посредством не Богочеловека, а человека всегда преследовало человечество. В этом причина того, что и сегодня в мире существуют, с одной стороны, богочеловеческое православное пастырство, а с другой – пастырство лжеславное, антропоцентричное, которое принимает самые разнообразные формы и часто действует завуалировано. Это лжеславное анторопоцентричное пастырство отказывается от послушания священным канонам и Преданию Церкви и под видом обновления пастырства дерзко поставляет волю непреображенного человека на место законодателя в вопросах пастырской этики и методологии.
Изучать священные каноны необходимо в духе покаяния и смирения. Не для того, чтобы тут же их критиковать, но чтобы учиться богословию и методам пастырства. И уж никак не для того, чтобы использовать каноны всякий раз, когда захочется, для защиты своих интересов, и забывать, когда другие обличают наши антицерковные и антиканонические деяния. Сердце тех, кто любит Церковь искренней и безкорыстной любовью, скорбит всякий раз, когда они сталкиваются (а происходит это, к сожалению, не так уж и редко) с непоследовательностью в соблюдении священных канонов.
Архимандрит Георгий (КАПСАНИС),
настоятель афонского монастыря Григориат,
«Пастырское служение по священным канонам»