ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О «православной» психологии

 

 

 

Так называемые «православные» психологи все активнее вторгаются в нашу духовную жизнь, услужливо, но настойчиво предлагая свою помощь. При некоторых православных храмах создаются даже центры психологической помощи. Особенно много таких организаций в столице. Но насколько оправдано их существование и правомерно ли само словосочетание – «православный психолог»?..

Слово «психология» имеет, как известно, греческое происхождение. В переводе на русский язык оно означает «науку о душе». Таким образом, психолог – это специалист по душе человека. Но в Православной Церкви душой человека, его духовными проблемами всегда занимались священники, пастыри, окормляющие народ.

Душа человеческая – это безбрежное, таинственное море. И не каждый кормчий способен безопасно провести корабль доверившейся ему души среди бушующих в ней страстей. Только опытный кормчий, который сам прошел испытание плаванием по морю житейскому и не потонул в нем, может помочь другим. Такими опытными кормчими в Православной Церкви являются старцы. Их-то в полном смысле только и можно назвать специалистами по душе человеческой.

Для пояснения различий духовной помощи священника и старца прибегнем к сравнению. Когда человек тяжело заболевает, он сам или его близкие вызывают «скорую помощь». После того, как приступ снимают, больному назначают долгосрочное лечение в больнице, в санатории или отправляют его на лечебные курорты. Там его здоровье окончательно нормализуется, и через некоторое время он возвращается к обычной жизни. Опираясь на этот пример, можно сказать, что «скорая помощь» – это приходской священник. А основательное, длительное лечение – это духовная помощь старца.

Помимо опыта в ведении духовной брани, старец может обладать также благодатными дарами от Господа – такими, как прозорливость, способность исцелять болезни. Конечно, старцы с подобными духовными дарованиями сейчас встречаются редко.

Подытоживая сказанное, заметим, что духовная работа приходских священников и старцев – это и есть традиционная православная «психология». За многие века существования она доказала свою жизнеспособность, успешно решая проблемы душепопечения.

На апостасийном Западе после отпадения его сначала от Православия, а затем постепенного отстранения и от еретических католицизма и протестантизма, человек оказался один на один со своими душевными проблемами. Увеличилось число психических, т. е. душевных заболеваний, самоубийств. Люди почувствовали необходимость светского, если можно так выразиться, аналога священника и старца. Он должен был выполнять их духовную работу, только без опоры на Бога и духовные законы, – на «научной основе». Так зародилась безбожная наука о душе – психология.

С Запада она быстро перекочевала в Россию. Это произошло еще до революции. При советской власти, отрицавшей существование души, психология хотя и была, но свободно развиваться не могла. Золотой век ее начался уже в постперестроечное время. Вот тут-то всевозможные психологи и психотерапевты получили полную свободу деятельности, но столкнулись с критичным отношением к себе со стороны Православной Церкви. Это значительно пошатнуло позиции этой светской «науки о душе», и отдельные ее представители решили как-то урегулировать свой статус в Православии. Находчивые обновленцы и модернисты обратились к сокровищнице своего «духовного опыта» – католической практике и организовали при своих приходах так называемые центры психологической помощи. Именоваться они могут по-разному – например, «Православный кризисный центр» или как-то еще. Но суть их остается той же. Вместо священников в таком центре работают светские «специалисты по душе» – психологи и психотерапевты.

Возникает вопрос: в какой мере психолог или психотерапевт может адекватно решить духовную проблему или исцелить душевную болезнь? Сопоставима ли его помощь с той, которую получают верующие через священников и старцев? Разумеется, нет.

Без Бога, без духовного опыта, без личного духовного подвига, без Таинств Исповеди и Причастия (и подаваемого через них духовного укрепления и утешения) помочь душе никакой психолог или психотерапевт в должной мере не может. Даже если он «православный», он действует так или иначе только «научными» методами и своими наработками. Священник же и старец врачуют душу благодатью Божией. Неслучайно блаженной памяти старец Паисий Святогорец говорил: «Люди оставили Церковь и наполнили психиатрические больницы».

А теперь в качестве примера рассмотрим отдельные фрагменты беседы с психологом, именующим себя православным, опубликованной на одном либеральном околоправославном сайте. Какие же рекомендации дает «православный» психолог? «Самое главное, – говорит он, – воспитание трезвого взгляда на вещи, здравая критичность к утверждениям (в том числе исходящая от священников), рассуждение, видение себя и своего места в приходе».

Чуть выше по тексту беседы он призывает читать святоотеческую литературу, а также сочинения современных авторов, основанные на писаниях Святых Отцов. «Различные православные книги современных авторов должны быть согласованы с этим наивысшим эталоном – творениями Святых Отцов».

Вроде бы, все правильно. Но чувствуется, что сам психолог мало начитан в святоотеческих творениях. Так, он, видимо, не знает, что рассуждение – это один из высших даров, сообщаемых Богом человеку. Прежде его получения подвижник должен стяжать смирение. Описывая порядок стяжания духовных дарований, священномученик Петр Дамаскин пишет: «От веры рождается страх, от которого плач, от плача смирение и от смирения рассуждение, от сего последнего рассмотрение и, по благодати, прозорливость» (Слово 24). «Православный» же психолог новоначальному христианину советует начинать не с азов, а сразу же прыгнуть на высшую ступень. Это все равно, что ребенка после детского сада вести не в школу, где его научат читать и писать, а сразу же в ВУЗ. Разумеется, в таком совете нет разумного рассуждения, к которому призывает «специалист по душе» своих читателей. И если кто-либо решится последовать этому совету, то в лучшем случае у него ничего не получится. А в худшем он может погубить свою душу.

Также этот «православный» психолог критикует «псевдо- или околоправославные книжки <…> по теме <…> : ИНН, конец света, послушание во всем и т.д.», после чего и дает совет о чтении святоотеческой литературы, не подозревая, что Святые Отцы как раз и затрагивают в своих писаниях те самые темы, которые он перечислил выше: апостасия, послушание и т.д. В качестве примера святоотеческих писаний о конце света можно привести «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого» или «Толкование на Апокалипсис» святителя Андрея Кесарийского. О важности добродетели послушания много писали преподобный авва Дорофей, старцы Оптиной, Зосимовой, Глинской пустыней, святитель Игнатий (Брянчанинов). Из книги «Близ есть, при дверях…» духовного сына преподобного Варсонофия Оптинского Сергия Нилуса мы узнаем о «близгрядущем царстве антихриста». О том же нас предупреждают и современные духоносные отцы, от них же мы узнаем и об опасности ИНН, электронных паспортов и самой печати антихриста – микрочипа или лазерной татуировки на лоб и на руку с числом зверя «666».

Из вышесказанного очевидно,что «православный» психолог, указывая на необходимость чтения святоотеческих трудов, сам не приложил усилий к тому, чтобы познакомиться с ними. Теперь же он дерзает нападать на православных людей, критикуя их за послушание святоотеческим наставлениям. Это и есть настоящее бесовское прельщение. И таких «специалистов» сейчас немало в нашей Церкви.

Психология и Православие – вещи разного порядка, зачастую несовместимые. Психология – область отца лжи, диавола, а Православие – вера истинная. А что может быть общего у Истины с ложью? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? (2 Кор. 6, 15–16).

Посему православному человеку должно помнить, что «православный психолог» или «православный психотерапевт» – это духовная подделка, и не стоит к ним обращаться за помощью, если рядом есть истинный источник исцелений – Церковь Христова. Также надо избегать и чтения их сочинений, но лучше тщательнее изучать Православную веру по писаниям Святых Отцов. «Усвой себе мысли и дух Святых Отцов чтением их писаний, – советует святитель Игнатий (Брянчанинов). – Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный Святым Отцам, ты спасешься». Негодных же и бабьих басен отвращайся (1 Тим. 4, 7).

 

Послушник Михаил (ЗОРИН)

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник